Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Систематизация знаний по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабоча программа предназначена для систематизации знаний по русскому языку и подготовки к ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistematizatsiya_znaniy_po_russkomu_yazyku.docx | 670.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Танзыбейская средняя школа»
Рабочая программа
внеурочного курса
«Систематизация знаний по русскому языку»
Предмет русский язык
Класс 9
Учитель Токмакова Людмила Викторовна
Высшая категория
п. Танзыбей
«Пояснительная записка»
Рабочая программа факультативного курса «Систематизация знаний по русскому языку»для 9 класса составлена на основе:
- ФЗ РФ от 29.12.12 №273 «Об образовании в РФ»;
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
- Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) МБОУ «Танзыбейская СШ»;
- Учебного плана основного общего образования МБОУ « ТанзыбейскаяСШ»
- Положения МБОУ «Танзыбейская СШ» «О рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО, ФГОС ООО,ФГОС СОО».
Актуальность курса
Курс «Систематизация знаний по русскому языку» обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Цель курса: создание условий для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ).
Задачи курса:
- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,
- совершенствовать речевую практику учащихся;
- совершенствовать навык работы с тестами.
«Место учебного предмета в учебном плане»
. На программу изучения внеурочного курса в 9 классе выделяется из компонента образовательного учреждения МБОУ «Танзыбейская СШ» 0,5 часа в неделю. Всего отводится 17 часов.
Учебно – методический комплект
Рабочая программа разработана на основе авторского комплекта М.Т. Тростенцвой, Ладыженской
Планируемые результаты учебного предмета:
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения факультативного курса «Систематизация знаний по русскому языку
Личностные | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Метапредметные | 1)владение всеми видами речевой деятельности; 2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, совместного выполнения какого-либо задания; 3)овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные | 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. |
Результаты освоения факультативного курса
В ходе занятий учащиеся должны:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- уметь работать с бланками экзаменационной работы;
- быть готовыми сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Третья часть работы ОГЭ – сочинение на лингвистическую тему. Сочинение на лингвистическую тему проверяет, прежде всего, предметные результаты освоения программы по русскому языку:
- усвоение основ знаний о русском языке;
- освоение базовых понятий лексикологии, грамматики;
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- сформированность функциональной правописной грамотности;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения.
«Содержание учебного предмета»
Раздел 1Сжатое изложение Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно- популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; — умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Раздел 2 Задания с кратким открытым ответом Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-14). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Раздел 3 Сочинение Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности
V Раздел «Тематическое планирование»
Тематическое планирование | Количество часов | Виды деятельности | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Раздел 1 Сжатое изложение | 5 час. | Видеоуроки Задачи для решения проблемных ситуаций | Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ.Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста.Создание собственного текста изложения, оценивание работы. |
Практическая работа | 1час. | ||
Раздел 2 Задания с кратким открытым ответом | 5 час. | Видеоуроки Задачи для решения проблемных ситуаций | Работа с тестом, заполнение бланков/отработка выполнения заданий с кратким открытым ответом |
Практическая работа. | 1 час. | ||
Раздел 3 Сочинение | 5час. | Видеоуроки Задачи для решения проблемных ситуаций | Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. Написание сочинения-рассуждения по тексту. |
Практическая работа | 1 час |
Приложение
«Календарно-тематическое планирование факультативного курса
№п/п | Дата | Название раздела. Тема урока | Кол-во часов | |
план | факт. | |||
1-2 | 12.09 26.09 | Подготовка к написанию изложения (6 ч). Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. | 2 | |
3 | 10.10 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста Входное тестирование | 1 | |
4 | 24.10 | Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. | 1 | |
5 | 14.11 | Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | 1 | |
6 | 28.11 | КР. Сжатое изложение. | 1 | |
7 | 12.12 | Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (5ч). Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2) | 1 | |
8 | 26.12 | Пунктуационный анализ. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 3) | 1 | |
9 | 09.01 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3) | 1 | |
Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. (Задание 3) | ||||
10 | 23.01 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 3) | 1 | |
11 | 06.02 | Синтаксический анализ. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4) | 1 | |
12-13 | 20.02 | Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. | 1 1 | |
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. | ||||
14-15 | 05.03 19.03 | . Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. | 2 | |
16-17 | 16.04 07.05 | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование Анализ написанного сочинения. | 2 | |
18 | 21.05 | . Корректировка текста. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Индивидуально-групповые занятия по русскому языку" для 7 класса
Рабочая программа курса "Индивидуально-групповые занятия по русскому языку" для 7 класса позволяет дифференцированно подходить к дополнительным занятиям с обучающимися....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Страна слов русского языка"(направление личностного развития),5 класс
«Страна слов русского языка» слов русского языка» по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка по русскому языку «Грамотейка»
Рабочая программапо внеурочной деятельности кружка по русскому языку «Грамотейка»...
Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...
Рабочая программа курс внеурочной деятельности по предмету "Английский язык" 8-9 классы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по предмету "Английский язык" рассчитана на учащихся 8-9 классов на 2 года....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс русский язык и культура речи
Рабочая программа по внеучной деятельности 8 кл русский язык...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире английского языка" для обучающихся 11 класса.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 11-х классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к изучению английского языка, а также для тех, кто планирует сдавать экзамен по английс...