Разработка урока русского языка в 5 классе "Сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Работа создана с целью формирования представления о сложном предложении, формировании способности определять сложное предложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnoe_predlozhenie.docx | 14.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сложное предложение
Цель урока: сформировать представление о сложном предложении, сформировать способность определять сложное предложение.
Задачи:
- сформировать умение выделять грамматические основы в составе сложного предложения;
- сформировать умение постановки знаков препинания в сложном предложении;
- сформировать представление о сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложениях.
Ход урока:
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне
- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем светлей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Учебная ситуация «Директор фирмы выбирает работников»
Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
(По упражнению, выполненному дома, повторяем изученный материал):
- Какие признаки позволили определить, что это простое предложение? (одна грамматическая основа). Благодаря чему простое предложение становится осложненным?
(Наиболее трудные случаи необходимо прокомментировать. Если возникает необходимость, по выявленным затруднениям провести работу – прокомментировать на других примерах.).
- На доске записаны (или слайд) предложения: Слово “здоровье” является одним из самых частых, которое использует человек.Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
- Какое предложение называется сложным? (ответ учащихся: «Предложение, в котором две или более грамматических основ, называется сложным»).
- Подумайте, какое определение более правильное: то, которое мы услышали сейчас, или «Предложение, состоящее из нескольких простых, называется сложным?»
- Мнения разошлись, какой вариант считать верным? (проблемная ситуация).
- Давайте сформулируем тему урока и определим цель урока.(Понятие о сложном предложении. Цель: сформировать представление о сложном предложении, сформировать способность определять сложное предложение, постановка знаков препинания.)
Изучение нового материала.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний о сложном предложении.
- Для того, чтобы выбрать правильный ответ, обратимся к теории: найдите определение сложного предложения (решение проблемной ситуации).
- Прочитайте определение союзного и бессоюзного сложных предложений и запишите схему классификации сложных предложений.
- На слайде шесть предложений. Выполним цифровой диктант: в первую строчку запишем номера простых предложений, а во вторую- номера сложных предложений.
- Теперь среди этих сложных предложений укажите союзные и бессоюзные? Зачертите схемы предложений. (После выполнения учитель предлагает ученикам назвать грамматические основы, объяснить знаки препинания. Вместе разобрать, комментируя следующее: количество простых предложений в сложном определяется по числу грамматических основ; у каждого из простых предложений своя территория, границы которой отмечаются знаками препинания; смысл, интонация и слова-ориентиры (союзы, местоимения)-вот что подсказывает границы простых предложений в составе сложного.
- Прочитайте определение сложносочиненного и сложноподчиненного предложений и продолжите схему.
- Возвращаемся к предложениям и выясняем, какие союзные предложения сложносочиненные и сложноподчиненные?
!!!Физкультминутка!!!:
- Я вижу, что вы немного устали. Проведем разминку: я буду читать предложения. Если звучит ССП – все приседаем, если СПП – хлопаем в ладоши.
Закрепление учебного материала.
Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию.
- Работаем по предложению все вместе: Ласточка рассказала дюймовочке, как она поранила себе крыло о терновый куст.(нужно подчеркнуть грамматические основы, поставить запятую, составить схему и определить тип союзного предложения). Как нужно обработать рану, царапину, чтобы избежать заражения?
- Для закрепления знаний выполним следующее задание. Каждая пара получит карточку. В предложениях нужно подчеркнуть грамматические основы, расставить запятые, составить схемы и определить тип союзного предложения.
!!! Домашнее задание: составьте на тему «Обработка ран, царапин» 5 сложных союзных предложений/
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Какую цель мы ставили на уроке? Удалось ее достичь?
- Как правильно определить, какое предложение называется сложным?
- Что помогает нам определить границы простых предложений в составе сложного предложения?
- Оцените свою работу на уроке. (Выставление оценок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...
Разработка урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по теме "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП"
Данный конспект урока поможет учащимся повторить тему " Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП" и подготовиться к ЕГЭ....
Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Методическая разработка модульного урока - цикла....
Разработка урока русского языка по теме: Обобщение знаний по теме "Предложение"(конспект, презентация, технологическая карта, аудиоматериалы)
Разработка урока предназначена для 2-го класса (УМК "Школа России"....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"
Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....