рабочая программа элективного курса "Нормы русского литературного языка" 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания курса , календарно-тематического планирования
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании РМО на заседании методического
учителей русского языка совета школы
«___» _______________ 2016 г. «___» __________ 2016 г. «____» ____________ 2016 г.
Протокол №___ Протокол №_____ Приказ № _____
Руководитель РМО Зам. директора по УВР Директор школы
_______ __ Л.М. Чуканова ________ Н.И. Иноземцева __________ О.Н.Мясищева
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мало - Каменская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку
«Нормы русского
литературного языка»
11 класс
Учитель Письменова Наталия Васильевна
2016 г.
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 11 класса. Его значение в условиях современной школы определяется рядом факторов:
- снижение речевой культуры общества в целом требует особого внимания к этой проблеме в школе;
- на базовом уровне предпочтение отдается изучению орфографических и пунктуационных норм (правил) языка, поэтому представления учащихся о лексических, орфоэпических, морфологических, синтаксических нормах нуждаются в систематизации;
- совершенствование речевой культуры учащихся, углубление их знаний о законах правильной речи, воспитание интереса к истории русского языка создает предпосылки для выбора элективного курса следующем этапе обучения.
Цели курса:
Расширение и углубление знаний учащихся о нормах языка как основе речевой культуры, развитие их коммуникативных навыков, овладение правилами речевого поведения.
Задачи курса:
способствовать приобщению учащихся к речевой культуре как производной национальной культуры;
углубить теоретические знания учащихся о нормах русского языка, о языковых средствах;
формировать уважительное отношение к литературе как воплощению речевой культуры;
отрабатывать речевые умения и навыки: замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка, различать ошибки и недочеты в устной и письменной речи, уметь исправлять их, редактировать текст;
развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к требованиям речевого этикета.
Основные направления курса:
Усвоение новых теоретических сведений и углубление имеющихся представлений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении, группировке фактов языка, при проведении речеведческого, стилистического, орфоэпического анализа текстов разной структуры.
При этом курс, основываясь на базовой программе, вводит новые понятия или рассматривает уже изученное на новом уровне .
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в разных ситуациях общения, соблюдать в практике речевого общения нормы литературного языка, фиксировать и исправлять нарушения норм, анализировать языковые явления с точки зрения их соответствия нормам, редактировать текст, создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов, интерпретировать тексты различной стилистической принадлежности, соблюдать нормы речевого поведения, пользоваться словарями и справочниками.
Новизна данного курса заключается в его практической направленности (теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные формы работы), в преобладании аналитических, исследовательских приемов изучения материала.
Содержание и основные понятия курса.
Курс рассчитан на 35 часов
Введение (1 час). Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы (1 час)
Нормы русского литературного языка (33 часа).
- Орфоэпические нормы современного русского языка (4 часа).
Орфоэпия и фонетика. Динамичность орфоэпических норм, изменения в произношении слов. Два типа произношения. Произношение отдельных сочетаний звуков. Произношение иноязычных слов. Отклонение от норм литературного произношения под влиянием просторечий и диалектов. Особенности произношения заимствованных слов в русском языке. Основные особенности произношения. Интонация. Русская акцентология. Особенности ударения в русском языке.
- Лексические нормы (9 часов).
Исконно русские слова. Старославянизмы. Активный и пассивный состав лексики. Слова пассивного запаса: устаревшая лексика (архаизмы, историзмы) и неологизмы (окказионализмы). Лексика ограниченного употребления: диалектная лексика, жаргоны, специальная лексика, профессионализмы, термины. Паронимы Фразеологизмы. Крылатые слова. Словесные ассоциации.
- Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования (2 часа) Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования. Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования
- Морфологические нормы. (8 часов)
Определение рода имен существительных. Склонение географических наименований (топонимов) и собственных имен. Употребление числительных. Формы местоимений. Формы глагола. Умение передать одно и то же содержание (значение) разными способами (различными грамматическими конструкциями).
- Синтаксические нормы (7 часов).
Синтаксические связи в словосочетании. Синтаксические связи в предложении. Умение анализировать особенности употребления различного вида предложений в тексте. Соблюдение синтаксических норм в словосочетаниях и предложениях. Трудные случаи управления. Построение предложений с деепричастными и причастными оборотами. Построение предложений с косвенной речью. Построение сложноподчиненных предложений. Умение использовать различные способы введения цитат при написании сочинений на литературную тему.
6. Защита проектов (1 час).
7. Резерв (4 часа)
Учебно-тематический план (35 часов)
№п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | Всего | ||
1 | Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы | 1 | 1 | |
2 | Орфоэпические нормы русского языка | 1 | 3 | 4 |
3 | Лексические нормы в русском языке | 1 | 8 | 9 |
4 | Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования | 1 | 1 | 2 |
5 | Морфологические нормы. | 1 | 7 | 8 |
6 | Синтаксические нормы русского языка. | 2 | 5 | 7 |
7 | Резерв | 4 | 4 | |
Итого | 7 | 28 | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема занятия | Виды письменных и творческих работ | Количество часов |
Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы (1 час) | ||||
1 | Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы | «Молодёжный жаргон. Какие мысли можно выразить средствами жаргона?» | 1 | |
Орфоэпические нормы русского языка (4 часа) | 1 | |||
2 | Типы орфоэпических норм | Анализ актёрской речи | 1 | |
3 | Акцентологические нормы | Редактирование | 1 | |
4 | Типы орфоэпических норм. Нормы произношения гласных звуков. | Редактирование | 1 | |
5 | Произношение согласных звуков | Редактирование | 1 | |
Лексические нормы в русском языке (9 часов) | ||||
6 | Лексическое значение слова | Проектные работы «Ты и твоё имя» | 1 | |
7 | Лексика русского языка с точки зрения происхождения | Сообщения | 1 | |
8 | Лексика русского языка с точки зрения активного/пассивного запаса | Минипроекты | 1 | |
9 | Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления | Сообщения | 1 | |
10 | Стилистическая окраска слов | Экскурсия «Заповедные уголки малой моей родины» | 1 | |
11 | Паронимы | Редактирование | 1 | |
12 | Фразеологические обороты. | Составление текста на основе фразеологического оборота. | 1 | |
13 | Крылатые слова | Конкурс эрудитов «Как появились эти крылатые слова?» | 1 | |
14 | Лексические ошибки | Редактирование | ||
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования (2 часа) | ||||
15 | Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования | 1 | ||
16 | Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования | Анализ текста | 1 | |
Морфологические нормы. (8часов) | ||||
17 | Морфологические нормы | 1 | ||
18 | Особенности употребления имён существительных | 1 | ||
19 | Особенности употребления имён существительных | Тестирование | 1 | |
20 | Особенности употребления имён прилагательных | Редактирование | 1 | |
21 | Особенности употребления имён числительных | Редактирование | 1 | |
22 | Особенности употребления имён числительных | Тестирование | 1 | |
23 | Особенности употребления местоимений | Редактирование | 1 | |
24 | Особенности употребления глаголов | Редактирование | 1 | |
Синтаксические нормы русского языка. (7 часов) | ||||
25 | Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего со сказуемым | Тестирование | 1 | |
26 | Нормы согласования | Редактирование | 1 | |
27 | Нормы управления | Работа на карточках | 1 | |
28 | Употребление деепричастных оборотов | Редактирование | 1 | |
29 | Употребление однородных членов предложения | Редактирование | 1 | |
30 | Употребление однородных членов предложения | Тестирование | 1 | |
31 | Связь частей в сложных предложениях | Тестирование | 1 | |
32 | Проектная работа по курсу | Минипроекты | 1 | |
Резерв | ||||
33 | Резерв | 1 | ||
34 | Резерв | 1 | ||
35 | Резерв | 1 |
Итого: 35 часа
Литература для учителя
- Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993Л.
- Г. Смирнова «Нормы русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской),
- «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» (под редакцией В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко) 4. Сайт грамота.ру
Литература для учащихся
1. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» (под редакцией В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко)
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. М., 2000.
3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Аванесова Р.И. М.,1998
- Сайт грамота.ру
- Пособие по подготовке к ЕГЭ под редакцией Н.А.Сенина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание:пунктуация" в 11 классе
Рабочая программа предназначена для проведения учебного курса «Русское правописание: пунктуация» в 11 классе. Программа составлена на основе авторской программы С.И. Львова &laq...
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.
Программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.
Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010. Общее количество часов — 34, в неделю ...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для 5 класса.
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающих...