Технологическая карта урока
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка, 5 класс, тема "Правописание приставок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Адашан Елена Ивановна

МБОУ «Хиславичская СОШ»

Класс: 5

Предметная область: русский язык

Тема урока «Правописание приставок»

1-ый урок по теме «Правописание приставок»

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 5 класса в предметной области «Русский язык» по теме ««Правописание приставок»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности;

- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:

Познавательные:

- объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова;

- формирование умения извлекать информацию из материала учебника;

- обобщение и классификация по признакам.

 Регулятивные:

- формирование  умения прогнозировать  предстоящую работу (составлять план);

- развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формирование умения осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развитие умения слушать и понимать других;

- оформление своих мыслей в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- повторение сведений о правописании неизменяемых приставок;

- изучение правописания приставок на – з, - с.

Планируемый результат: уметь использовать правило написания приставок в практической деятельности (на письме).

Основные понятия: «приставка», «корень», «звонкие согласные», «глухие согласные».

Межпредметные связи: литература.

Организация учебного пространства: работа с классом, в парах, индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

1 мин.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас, видеть ваши улыбки, а значит, у вас хорошее настроение  и у нас всё получится.

Вступают в диалог с учителем.

 

Коммуникативные:

- формирование умения адекватного восприятия собеседника (в данном случае учителя).

2. Актуализация знаний.

8 мин.

Организует работу с классом, в парах.

Читают задание на карточках, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Дополняют предложения записанными словами.

Комментированная запись числа.

Проверка домашнего задания: упр.346

- словарный диктант с последующей взаимопроверкой, оценивание работ учащимися (развитие орфографической зоркости).

Мини-опрос «Подскажи слово!»:

  1. Корень –лаг-  на корень –лож-

Очень даже не похож:

В корне –лаг- мы пишем …!

Это знает вся страна!

В корне –лож- мы пишем …,

Ему очень повезло.

  1. Корень –рос- влюбился в …

Ему очень повезло.

Там, где есть ст и щ, пишем только букву …

- Назвать слова-исключения (росток, Ростислав, Ростов, отрасль, на вырост)

3) Шоколад, шофёр, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник, 

Капюшон, жокей, чащоба,

Шорох, чопорный, трущоба!

Нам запомнить их легко:

Пишем только с буквой…!

  1. Вставить пропущенные буквы, самопроверка (слайды № 1, 2)

Коммуникативные.

Обучающиеся:

- оценивают, контролируют ответы одноклассников как устные, так и письменные,

- учатся точно выражать свои мысли.

Личностные.

Обучающиеся:

- занимаются самоанализом и самоконтролем результата деятельности.

3.Фикультминутка для глаз.

1 мин.

Организует работу по смене видов деятельности обучающихся на уроке с целью предупредить и снять умственное утомление обучающихся

Использование электронной физкультминутки (слайд №2) http://zreni.ru/526-elektronnye-fizminutki-dlya-glaz-chast-2-galkina-inna-anatolevna.html

4.Повторение

3 мин.

Организует работу с классом, обобщает ответы обучающихся.

Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

- Говоря о правописании чередующихся гласных в словах, о каких морфемах мы говорили? – О корнях.

- Какие морфемы ещё вы знаете? -  Приставки, суффиксы, окончания.

- Что образуется при изменении окончания? – Меняется форма слова.

- Какие из них служат для образования новых слов? - Приставки, суффиксы.

- Что такое приставка? – Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили о приставках? – Тема нашего урока связана с приставками.

- Открываем учебник на стр.125, § 44, читаем тему урока. Каковы задачи нашего урока?

Познавательные.

Обучающиеся:

- занимаются поиском нужной информации в учебнике,

- строят сообщения в устной форме,

- проводят сравнения, устанавливают аналогии

Личностные:

Обучающиеся устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

5. Формирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.

15 мин.

 В позиции консультанта побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока, организует работу с учебником.

Записывают в тетрадях приставки, делят их на группы, сравнивают с образцом. Устно составляют план урока.

  1. Из слайда (№3) выберите и запишите в столбик слова с приставками.

Вывод: приставки за-, на-, над- всегда пишутся с буквой а.

  1. Из слайда (№4) выберите и запишите в столбик слова с приставками.

Вывод: приставки об-, от-, по-, про-, под-  -  всегда пишутся с буквой о.

  1. Запишем слова: сказать, сделать, сжать (слайд №5.) Давайте их произнесём. - В первом слове приставка с- произносится как [c], во втором как [з], а в третьем – как долгий [ж].
  2. Упр. 350 (у), стр. 125.
  3. Запишем в словари и запомним слова, у которых нет приставок: здоровье, здание, здесь, здравствуйте. (слайд № 6)
  4. Дайте характеристику

[c] – согласный, глухой, твёрдый

[з] – согласный, звонкий, твёрдый

6) Продолжим вспоминать деление согласных звуков на звонкие и глухие, для этого откройте форзац учебника «Согласные звуки» – анализ схемы.

- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?  - Фонетика.

 7) А теперь вернёмся к теме нашего урока «Правописание приставок».

Вы самостоятельно изучаете материал учебника на стр. 126 и отвечаете на вопрос, помещённый на слайде (№ 7) – Зачем мы повторяли деление звуков на звонкие и глухие? – От них зависит написание согласных на конце приставок?

- Перед буквами каких звуков пишется буква з? – перед звонкими.

- Перед буквами каких звуков пишется буква с? – перед глухими.

8) Составим план урока (слайд №8).

  1. Правописание приставок, которые всегда пишутся одинаково.
  2. Правописание приставки с-.
  3. Правописание приставок, оканчивающихся на буквы з-, с-.

-  Что мы сейчас делали? 

- Планировали свою деятельность.

Фикультминутка для глаз Использование электронной физкультминутки (слайд №9) 

Познавательные:

Обучающиеся:

- устанавливают аналогии между языковыми явлениями,

- занимаются поиском и выделением необходимой информации в учебнике,

- строят рассуждение о языковом явлении,

- учатся адекватно воспринимать предложения и оценку результатов деятельности.

Регулятивные:

Организация работы обучающихся с целью принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Обучающиеся учатся планировать свою деятельность в сотворчестве с учителем и одноклассниками.

Метапредметные:

- обучающиеся учатся читать  материал

учебника с целью поиска информации, её освоения использования в практической деятельности,

выделения нужной для ответа на проблемы урока,

- формулируют  выводы.

6. Развитие умений – применение знания.

7 мин.

Диктует словосочетания, организует диалог, побуждает к выводу правила. Организует работу с учебником.

Записывают, выделяют приставки, объясняют их   написание заполняют таблицу,  образовывают слова  с помощью приставок.

  1. Работа с мультимедийным диском. Мудрая сова приготовила нам задания. Мы их выполним устно, работать будем по цепочке.
  2. Работа по учебнику: упр. 353 (у.)
  3. Распределительный объяснительный диктант. Слова, которые я буду диктовать, занести в таблицу (слайд №): разжимать, вздыхать, вскрикнуть, бесцельный, расписание, развалиться, раздать, бесконечный.

Познавательные.

Обучающиеся строят высказывания на лингвистическую тему, проводят сравнения, устанавливают аналогии.

Коммуникативные.

Обучающиеся:

учатся строить понятные одноклассникам высказывания.

7. Самостоя-

тельная работа с самопроверкой по эталону. Рефлексия.

8 мин.

Побуждает к выполнению самостоятельной работы и рефлексии.

Выполняют самостоятельную работу и проверяют её, сравнивая с образцом. Оценивают свою работу.

1)Замените словосочетания прилагательными с тем же значением, но с приставками без-, бес- по образцу (слайд № 10).

2) Проверим себя и оценим (слайд № 11). Оцените свою самостоятельную работу. Оценки поставьте в дневники.

(По желанию учащихся, учитель выставляет отметки за самостоятельную работу в классный журнал)

Регулятивные.

Обучающиеся учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку, вносить необходимые коррективы в проделанную работу.

8. Запись домашней работы

1 мин.

Объясняет домашнее задание

Записывают задание в дневники

Слайд № 12 - § 44, упр. 352

Регулятивные – принятие и сохранение обучающимися учебной задачи.

9. Рефлексия деятельности (итог урока)

1 мин.

Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

– Что нового  узнали на уроке?

- правописание приставок на з -, с -.

- Чему научились?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– С каким настроением уходим с урока? Спасибо всем за работу. Успехов!

Регулятивные – саморегуляция и самоопределение обучающегося.  

ИСТОЧНИКИ

  1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений. М.:  Просвещение, 2013
  2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Практикум по орфографии и пунктуации. Русский язык. 5 класс. М.:  Интеллект-Центр, 2013
  3. Электронное приложение к учебнику Русский язык. 5 класс, /под редакцией Разумовской М.М., Леканта П.А. М.: Дрофа, 2013.
  4. Галкина И.Н. Электронные физминутки для глаз. Опубликовано 14.04.2011. [Электронный ресурс]. – URL:  http://zreni.ru/526-elektronnye-fizminutki-dlya-glaz-chast-2-galkina-inna-anatolevna.html (дата обращения 08.12.2013)
  5. Изображение.  [Электронный ресурс]. – URL: http://www.prikolnianekdot.ru/web/smiles/65.gif (дата обращения 08.12.2013)
  6. Шаблоны презентаций. [Электронный ресурс]. – URL: http://pedsovet.su/load/387-1-0-39109 (дата обращения 05..12.2013)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ Р.. стительность нашей местности, предл ..гать способ сл.. жения , прол ..жить в зар .. слях , крошечный р..сток, разл ..жить р.. стения для гербария, расч .. тливый ш .. фёр , приш ..л обж .. ра за крыж.. вником , ч.. рный ш .. колад , ш .. рох в трущ .. бе , ч.. рствый хлеб, ж.. сткая щ .. тка .

Слайд 2

Р а стительность нашей местности, предл а гать способ сл о жения, прол о жить в зар о слях, крошечный р о сток, разл о жить р а стения для гербария, расч ё тливый ш о фёр, приш ё л обж о ра за крыж о вником, ч ё рный ш о колад, ш о рох в трущ о бе, ч ё рствый хлеб, ж ё сткая щ ё тка.

Слайд 3

Надпись, наст, зашёл, заяц, наверх, наркоз, навигатор, замок, закрасить. ВЫБРАТЬ СЛОВА С ПРИСТАВКАМИ Над пись, за шёл, на верх, за красить.

Слайд 4

ВЫБРАТЬ СЛОВА С ПРИСТАВКАМИ Обдумать, обод, подушка, порт, подкат, простак, проходить, подъём, помпа, почта, поход. Об думать, под ход, про ходить, под кат, по ход.

Слайд 5

С КАЗАТЬ, С ДЕЛАТЬ, С ЖАТЬ [ с ] [ з ] [ж]

Слайд 6

Здоровье Здание Здравствуйте Здесь Зги

Слайд 7

ЗАЧЕМ МЫ ПОВТОРИЛИ ДЕЛЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ? Перед звонкими согласными на конце приставки пишется буква з . Перед глухими согласными на конце приставки пишется буква с .

Слайд 8

План урока Правописание приставок, которые всегда пишутся одинаково. Правописание приставки с- . Правописание приставок, оканчивающихся на буквы з -, с- .

Слайд 9

Приставки, оканчивающиеся на букву з - Приставки, оканчивающиеся на букву с - Ра з ж имать В з д ыхать Ра з валиться Ра з дать В с к рикнуть Бе с ц ельный Ра с п исание Бе с к онечный

Слайд 10

Питание без платы - бе с платное Небо без звёзд Движение без шума Жидкость без цвета Яблоко без вкуса Проезд без платы Ребёнок без помощи Ручей без воды Лес без шума Мальчик без забот Путь без конца

Слайд 11

Бе з з вёздное Бе с ш умное Бе с ц ветное Бе з в кусное Бе с п латный Бе с п омощный Бе з в одный Бе с ш умный Бе з з аботный Бе с к онечный

Слайд 12

Домашнее задание: §44, упр. 352


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...