«Обобщение по теме «Деепричастие».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alekseeva-russkiy_7_kl.docx | 34.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием сингапурских структур
Тема: «Обобщение по теме «Деепричастие».
Цели: Обучающие: Обобщение и систематизация материала о деепричастии и деепричастном обороте, совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
Развивающие: развитие логического мышления, памяти, коммуникативных умений и креативных способностей, познавательного интереса к изучаемой теме.
Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, культуры поведения и умения работать в коллективе, стремления к достижению положительных результатов в изучении русского языка.
Была обеспечена комплексность и взаимосвязь целей, их «триединство».
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками, словарная работа, задания по занимательной лингвистике.
Оборудование урока:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация в программе «PowerPoint», карточки.
Ход урока:
I.Организационный момент. Вступление.
- Здравствуйте. (МЭНЭДЖ МЭТ). Поздоровались с партнером по плечу, по лицу, все вместе. Рада нашей встрече, надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас и меня интересным, полезным. Думаю, что вы внимательные и наблюдательные ученики, способны слышать и слушать учителя. Проверим и покажем нашим гостям, повернулись и посмотрели внимательно, чтобы потом не отвлекаться, спасибо.
2.Целеполагание. Тема нашего урока: «Обобщение по теме «Деепричастие»
Эпиграфом к сегодняшнему уроку станут слова русского лингвиста Розенталя.
Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность . (слайд № 2)
II. Актуализация прежних знаний. Устный опрос изученного материала с применением сингапурских структур.
- Технология ФИНК – РАЙТ – РАУНД – РОБИН
(думаю – записываю - обсуждаем). Карточка 1.
Продолжите высказывание. (слайд № 3)
1. Деепричастие обозначает……..
2. Деепричастие образуется от основы глагола при помощи суффиксов……
3. Деепричастие имеет черты сходства как……, так и ……..
4. Деепричастие с НЕ пишется……… . Например ……….
5. Деепричастный оборот-это…………
6. В предложении деепричастие является……………
7. Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, на письме…………………..
-На карточках вам даны задания. Вы дополняете каждый ряд ответом, записываете в тетради, затем в группах обсудите результаты.
У каждого участника будет 30 секунд. Сначала нужно подумать, потом записать. Начинает участник №1. Вы готовы? Ваши 30 секунд. (выполняет) Участник №2 – ваши 30 сек. (выполняет) Участник №3 – ваши 30 сек. (выполняет) Участник №4 – ваши 30 сек. (выполняет) и опять участник №1. Завершили работу. Спасибо большое, обсудили по очереди, 1 минута.
Теперь я хочу услышать участника №1 с первого стола. Участника №1 с четвертого стола. Большое спасибо, встаньте, кто все выполнил правильно, допустил одну ошибку, две ошибки, спасибо.
2. Модель ФРЕЙЕР для проверки знаний по изученной теме,
- Участник № 1 возьмите листок и сложите его пополам, еще раз пополам, затем отогните угол в середине. Разверните и напишите в центре тему сегодняшнего урока. В верхнем левом углу пишем обязательные характеристики, в правом - необязательные характеристики, в нижнем левом углу пишем примеры по теме, в правом углу – анти примеры.
(В целях экономии времени учитель раздает готовые листочки - шаблоны, которые учащиеся заполняют сначала самостоятельно).
3 минуты. Время пошло.
3. А теперь, используем КОНТИНИУС РАУНД РОБИН, так как проходит обсуждение понятий и определений в команде по очереди более одного круга, продолжительный РАУНД РОБИН, по очереди мы будем делиться своими записями, сделанными в каждом квадратике.
- Отвечать будем по очереди по часовой стрелке № 1- обязат, 2- обязат, 3- обязат, 4- обязат. стол № 2,4,3,1., и так по каждому понятию.
- Теперь, выслушав своих партнеров, вы попробуете составить командную Модель, взять основные понятия, самые главные, на ваш взгляд, - 3 минуты.
-А теперь попробуем составить общую модель, я на доске буду записывать, а мне продиктуют свои характеристики № 2, назвать самую главную характеристику, не повторяться, слушать внимательно.
- обязательные;
-необязательные;
-примеры;
-анти примеры.
-Спасибо, сразу видно, что тему вы хорошо усвоили, тем более, что задания по этой теме есть в КИМАХ ЕГЭ.
III. ФИЗПАУЗА (упражнения на релаксацию, упражнения для глаз).
IV. Повторение и закрепление изученного материала:
1. Поэтическая разминка.
В эпиграфе урока прозвучали слова о том, что деепричастным оборотам присуща также большая выразительность. У нас уроки русского языка и литературы взаимосвязаны. Вспомните строки великих русских поэтов, восстановите их, назовите автора и произведение. Назовите деепричастные обороты.
(Слайд № 4).
- «Под голубыми небесами, великолепными коврами / блестя на солнце, снег лежит» / (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)
- «Раз царевна молодая, милых братьев … / поджидая, пряла, сидя у окна» / (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
- «Кто штык точил, / ворча сердито, кусая длинный ус» / (Ю.М.Лермонтов «Бородино»)
- «Свинья под дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала…/ наевшись, выспалась под ним». / (И.А.Крылов «Свинья под дубом»).
2. Работа с учебником, стр. 88, упр.182,183.
3.Игра «Кто быстрее?». Повторение правописания НЕ с деепричастиями, причастиями, существительными и глаголами.
Подумайте и распределить слова на 4 столбика: существительное, причастие, деепричастие, глагол: №1- сущ, № 2-прич, № 3-деприч, № 4-глагол,- 2 мин.
Не выезжая, не труженик, ненавидеть, незамеченная, неустрашимый, не торопясь, неправда, недоумевать, неотправленное, не успев, неисчислимый, невзгоды, не получать, ненависть, ненастье, неизведанный, неверящий, не угнаться, ненавидя, невнимание, не веря, не обижать.
Используя структуру КОНЭРС, ученики распределяются по разным углам, в зависимости от выбранного ими ответа. В углу распределиться по парам и обменяться мнениями, почему выбрали именно эти слова и обговаривают правописание Не с этой частью речи по 30 секунд каждый, (можно по имени). Спасибо, поменяться парой из другого угла. Опять обсуждение по 30 секунд, спросить. Начинает тот, кто младше, кто выше, у кого волосы темнее, светлее и т.д.
4.Рефлексия. Выходные билетики, ответить на вопросы.
Достигли ли цели, поставленной перед вами в начале урока?
Довольны ли вы результатами своей работы на уроке?
Какую оценку бы вы поставили себе за работу на уроке?
Своей команде?
Что оказалось наиболее трудным для тебя сегодня на уроке?
V. Самостоятельная работа. Тест по изученной теме « Деепричастие» ( 2 мин).
1.Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает:
☐А) действие;
☐Б) признак действия;
☐В) признак предмета по действию;
☐Г) добавочное действие при основном.
2.В деепричастии совмещены признаки:
☐А) глагола и существительного;
☐Б) глагола и прилагательного;
☐В) глагола и наречия;
☐Г) глагола и местоимения.
3.Деепричастия:
☐А) склоняются;
☐Б) спрягаются;
☐В) склоняются и спрягаются;
☐Г) не склоняются и не спрягаются.
4.В предложении деепричастия обычно бывают:
☐А) обстоятельством;
☐Б) определением;
☐В) дополнение;
☐Г) сказуемым.
5.Найди предложение, где помимо основного действия есть ещё и добавочное:
☐А) Чуть шелестят листья берёз, едва колеблемые ветром.
☐Б) Я поднимаю бинокль и вглядываюсь в глубину мёртвой пустыни.
☐В) День был серый и ветреный.
☐Г) Птицы то поднимались шумной тучей, то, покружившись, садились.
Ответ:1-Г;2-В; 3-Г; 4-А; 5-Г.
VI.Домашнее задание: Подготовиться к контрольному диктанту по изученной теме.
VII. Итог урока, выставление оценок с учетом проверки теста.
Спасибо за урок, поблагодарите партнера по плечу, по лицу.
- Дополнительно, если останется время, слайд № 8, задания ЕГЭ:
Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
1.Нарушая правила безопасности,
1)мне было сделано замечание.
2)вы рискуете своим здоровьем.
3)возникает угроза жизни окружающих.
4)поведение человека заслуживает порицания.
2.Тренируя память,
1)облегчается подготовка к экзаменам.
2)мне помогло специальное упражнение.
3)я заучивал наизусть стихотворения и телефонные номера.
4)изменяется скорость усвоения информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-обобщение по теме Деепричастие.
На данном уроке учащиеся обобщают и систематизирют материал по теме и проводят небольшое исследование на тему "Роль деепричастий в речи"....
Урок-обобщение по теме "Деепричастие" 7 класс
Урок обобщения важен в изучении темы «Деепричастие», так как позволяет увидеть степень её усвоения. В данной разработке использованы различные виды работ: фронтальный опрос, выборочно-распределительны...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Систематизация и обобщение по теме "Деепричастие"
Урок систматизации и обобщения по теме " Деепричастие"предназначенн для проведения урока русского языка в классе по программе Т.А. Ладыженской. В данный урок включены материалы по подготовке уча...
Методическая разработка по русскому языку в 7 классе на тему :" Систематизация и обобщение по теме : Деепричастие"
Разработка урока...
Повторение и обобщение по теме "Деепричастие"
Вашему вниманию представлен конспект открытого урока по теме "Повторение и обобщение по теме "Дееприастие" с презентацией к уроку...
Обобщение по теме "Деепричастие".
Обобщающий урок по теме "Деепричастие"....
Конспект урока русского языка по теме Повторение и обобщение по теме «Деепричастие»,7класс
Материалы конспекта урока по пройденным темам позволят обобщить и закрепить знания учащихся...