Методическая разработка по русскому языку в 7 классе на тему :" Систематизация и обобщение по теме : Деепричастие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема: "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Цель урока: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме урока.
Задачи урока:
Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.
Способствовать созданию положительного настроя на уроке
^ Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: грамматический турнир.
Оборудование: презентация, дидактический материал, иллюстрации, листы бумаги, клей, рисунки, карточки с диктантами, флажки
^
Организация урока
I. Организационный момент. Этап “включения” в урок.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем.
^ II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня урок у нас необычный - грамматический турнир. Сегодня вам предстоит преодолевать разные препятствия, состязаться в грамотности, внимательности и активности. Вы готовы? В таком случае давайте проверим вашу готовность к грамматическому турниру.
^ III. - Первое испытание - орфографический поединок. Приготовьте своё оружие - знания и карандаши. Дома вы друг для друга составляли диктанты (с дырками) на правописание НЕ с разными частями речи. Поменяйтесь карточками и заполните пробелы.
Проверьте правильность выполнения задания, выставите оценки друг другу. Критерии оценок 0 – «5», 1-2 – «4», 3-4 – «3») НА доске У кого нет ошибок -
^ Презентация о деепричастии (выступление учащейся)
Итак, ребята, сегодня на уроке мы вспомним всё тот, что узнали о новой части речи, а о какой, об этом нам расскажет Алёна.
^ IY. Теоретический поединок (повторение теоретических сведений о деепричастии).
Цель: проверка степени владения учащимися терминологическими сведениями о деепричастии, развитие монологической речи детей.
1) В стихотворении А.Фета вы нашли 3 деепричастия. Докажите, что данные слова являются деепричастиями.
Возьмите одно из данных деепричастий и добавьте к нему зависимые слова. Что у вас получилось?
Составьте с получившимся деепричастным оборотом предложение. Прочитайте получившиеся предложения. Каким образом вы обозначили на письме деепричастный оборот?
2) -Запишите предложение (один человек у доски):
Рыцарь, следуя кодексу чести, всегда защищал Прекрасную Даму.
-Найдите деепричастный оборот. Аргументируйте свой ответ.
-Перестройте предложение, изменив место деепричастного оборота.
-Сделайте вывод о месте деепричастного оборота и знаках препинания при нём.
3) - Образуйте деепричастия от глаголов, выделите суффиксы, с помощью которых вы образовали деепричастия. (Можно пользоваться своими таблицами).
делать (делая),
блистать (блистая),
дышат (дыша);
забежать (забежав),
усмехнуться (усмехнувшись),
Сформулируйте вывод о словообразовании деепричастий.
4) - От чего зависит написание гласной буквы перед суффиксом деепричастий? Приведите примеры.
Y. Игра-актуализация знаний “Волшебная таблица”. Цель: развитие концентрации внимания и моторной памяти.
-Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой.
При правильном выполнении задания должно получиться предложение с деепричастным оборотом: (Спасаясь от оводов, лось зашёл в воду). Первому
Запишите его, расставьте знаки препинания, составьте схему. (К доске приглашаются по одному человеку от каждого ряда, все остальные выполняют работу на рабочем месте. Ученик, первым выполнивший задание у доски, защищает свой ответ.) Кто быстрее? Начали!
^ YI. Развитие речи: работа с мозаичным полотном. Работа в группах.
Цель: развитие творческих способностей учащихся, проверка умений и навыков употребления деепричастий в речи.
-Ребята, у нас сегодня проходит грамматический турнир. А вот настоящий поединок вы можете увидеть прямо сейчас, если соберёте из данной мозаики иллюстрацию. Из какого произведения художественной литературы взят данный сюжет?
- Соберите фрагмент сказки и оживите её в тексте, используя деепричастия и деепричастные обороты. (Команды защищают свои тексты)
-Какова роль деепричастий в нашей речи?
^ Вспомним ваше домашнее задание.
(Проиллюстрировать фразеологические обороты, в состав которых входят деепричастия: не покладая рук, спустя рукава, сломя голову, не солоно хлебавши, не разгибая спины, положа руку на сердце, засучив рукава, затаив дыхание).
- От каких оборотов надо отличать деепричастие с зависимыми словами? (От фразеологических).
- Что такое фразеологический оборот? (Устойчивые сочетания слов).
- Приведите примеры предложений с такими оборотами. (Работа с иллюстрациями).
- Какова пунктуация таких оборотов? (На письме запятой не отделяются).
^ V. Актуализация знаний.
Вам предлагается еще одно испытание - заполните “слепую” таблицу.
Цель: формирование умения структурировать, систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельные выводы.
| |||||
|
|
| |||
|
|
|
| ||
| |||||
|
| ||||
|
^ YII. Тестирование по пройденному материалу.
Цель: проверка ЗУН учащихся по теме урока, выявление пробелов.
I вариант
Найти деепричастие:
а) почуяв б) сожалел в) услышан г) ознакомься
Укажите деепричастие совершенного вида:
а) беспокоясь б) закончив в) отдыхая г) продумывая
В каком случае НЕ пишется слитно:
а) (не) доумевая б) (не) подготовлено
в) (не) освещена г) (не) почувствовал
Найти предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания:
а) Она стояла, слегка запрокинув голову, и щурясь от яркого света.
б) Белоснежные чайки, весело покрикивая, реяли в воздухе и гонялись одна за другой.
в) Любка проснулась чуть свет и, напевая, стала собираться в дорогу.
г) В эту минуту отворилась дверь, и в комнату, робко озираясь вошла девушка.
В каком слове следует писать И?
а) увид…в б) зате…вши
в) посе…в г) замет…в.
^ II вариант
Найти деепричастие:
а) присутствовал б) услышав в) посеян г) страстно
Укажите деепричастие совершенного вида:
а) схватившись б) говоря в) разбирая г) переписывая
В каком слове НЕ пишется слитно:
а) (не) здоровится б) (не) шелохнувшись
в) (не) страшась г) (не) домогать
Найти предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания:
а) Надвигалась гроза, и туча набирая силу, поднималась из-за леса.
б) Опустив голову, бабушка закружилась в танце.
в) Залюбовавшись птицами, я забыл о еде.
г) Собака залилась громким лаем, но, распознав знакомого человека, успокоилась.
д) Сдвинув на затылок косынку, и опираясь на швабру, девочка прибирала веранду.
В каком слове следует писать Е?
А) услыш..в б) посе…в
В) постро…вшись г) обид…вшись.
- С заданиями вы справились успешно. Наш грамматический турнир прошёл сегодня интересно, благодаря вашему активному участию.
YIII. Домашнее задание: упр. 193 или выписать из повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба»
4 предложения с деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями.
IX. Рефлексия и подведение итогов урока.
Вопросы классу:
- Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы “Деепричастие”?
- Чему научились?
- Какие задания сегодня на уроке вызвали наибольший интерес или затруднения?
- Что особенно сегодня понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"
В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Вспомнить п...