Повторение и обобщение по теме "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Вашему вниманию представлен конспект открытого урока по теме "Повторение и обобщение по теме "Дееприастие" с презентацией к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_po_teme_deeprichastie.rar | 108.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в 7 классе по теме «Повторение, обобщение, систематизация изученного материала по теме «Деепричастие». Употребление деепричастий в речи, в научной и художественной литературе».
Цели урока
1.Общеобразовательные:
-Учащиеся понимают, что такое деепричастия, узнают его в устной и письменной речи.
-Доказывают принадлежность к деепричастию, иллюстрируют своими примерами и примерами из учебников для 7-го класса.
-Используют знания по теме «Деепричастие» в различных видах коллективной и самостоятельной работы.
-Умеют распределить деепричастия на совершенный и несовершенный вид.
-Видят ошибки в употреблении деепричастий в речи и умеют их исправить.
2.Развивающие: развивать творческие способности учащихся, умение анализировать, строить умозаключения, делать выводы, осуществлять контроль и самоконтроль.
-Способствовать развитию самостоятельности, проявлению лучших качеств личности.
-Развивают коммуникативные качества личности.
-Развивают интерес к русскому языку и литературе.
3. Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к слову, культуру речи.
-Воспитывать чувство уважения к товарищам при фронтальной работе.
-Воспитывать аккуратность оформления работ в тетрадях и на доске.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: урок-практикум.
Оборудование: опорная схема «Образование деепричастий», карточки по теме «Деепричастие».
Ход урока:
- Оргмомент.
(У ребят на столах лежат дневники, тетради, учебники русского языка, карандаши, линейки,)
- Сообщение темы и цели урока. Проверка домашнего задания.
- Итак, сегодня проводим ещё один урок по теме «Деепричастие». Это урок – практикум. Мы 8 уроков изучали эту тему. Кто попробует сформулировать цель нашего урока? (Сегодня обобщаем, повторяем, систематизируем знания по теме «Деепричастие»)
- Верно. Вы должны уметь слышать и видеть деепричастия в устной и письменной речи и правильно употреблять их. Запишем сегодняшнее число. Но, прежде, чем мы перейдем к повторению, необходимо проверить домашнее задание.
3. Работа по теме урока
- Что же такое деепричастие? (Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие к основному и отвечает на вопросы что делая? Что сделав?)
А) Нахождение деепричастий в устной речи.
Ваша задача – найти в текстах деепричастие, выписать их и доказать правильность своего выбора, выделив суффиксы и задав вопросы к выписанным словам.
1.Размышляя о Пушкине, люди невольно сравнивают себя с ним. Это очень полезные размышления. Они способствуют пробуждению в наших душах и умах самых лучших высоконравственных мыслей и устремлений.
2. Впитав в себя драгоценные традиции отечественной литературы, обогатившись глубоким знанием отечественной истории, включив в круг своего писательского внимания все достижения мировой литературы, Пушкин всю свою писательскую жизнь посвятил открытию новых имён для русской, а тем самым и для мировой литературы.
3. Отвечая на мои вопросы, Блок сообщил, что стихи он создает всегда на бумаге, не произнося их в процессе творчества и не проверяя написанных слов на слух.
4. А речка, оказывается всё так же текла, журчала на перепадах, и родники всё так же били, перезваниваясь между собой. Раздвигаю заросли, обжигаясь крапивой, и отыскиваю один родничок, второй, третий….
- Молодцы! С вами очень приятно работать!
1)Признаки каких частей речи объединяет деепричастие?
2) Какие признаки позаимствовало деепричастие у глагола?
Б) Игра «Найди лишнее»
- На экране вы видите 4 слова. Одно из них лишнее. Найти его и доказать, что оно лишнее.
1.Читая, думая, рисуя, вдумавшись.
2.Занимаясь, развлекая, собираясь, увлекаясь.
3.Проиграв, пропустив, поразмыслив, отдыхающей.
4.Развёртывая, промолвить, наклоняясь, понимая.
В) Как образуются деепричастия?
- Запишите в столбик глаголы и рядом с ними запишите деепричастия, образованные от этих глаголов.
Просохнуть – просохнув
Окрепнуть – окрепнув
Дуть – дуя
Замер – замерши
Идти – идя
Начать – начав
Сидеть – сидя
Г) Синтаксический разбор предложения.
- Каким членом предложения может быть деепричастие?
- Как называется деепричастие с зависимыми словами?
- Как деепричастный оборот выделяется на письме?
(Ученик работает у доски для проверки.)
Запишите предложение. В саду летают пчёлы, собирая нектар с цветов. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено деепричастным оборотом)
Д) Морфологический разбор деепричастия
Традиционно, изучение любой части речи мы заканчиваем морфологическим разбором. Итак, посмотрим на морфологический разбор деепричастия (образец разбора – на слайде)
Выпиши из пословиц деепричастия, выполните их морфологический разбор.
- Не бравшись за топор, избы не срубишь.
- Не учась и лаптя не сплетёшь.
- Поработавши до поту и поешь в охоту.
- Убегая от дыма, не бросайся в огонь.
Е) Игра «Корректор»
4. Итог урока. Проверочный тест
5. Домашнее задание: выписать из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 5 предложений с деепричастными оборотами, выделить и разобрать их.
Ф.И.___________________________________________________________
Тест по теме "Деепричастие"
1. Найти предложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное действие к основному.
А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
Г) Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.
А) Мама сидела, откинувшись в кресле.
Б) Я открыл окно и залюбовался видом.
В) Разложив игры, дети сели в кружок.
Г) Уставшая, она не хотела идти домой.
3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;
Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;
В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;
Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.
4. Сколько деепричастий в предложении?
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
А) 2;
Б) 3;
В) 4;
Г) 5.
5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;
Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;
В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;
Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.
6. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?
Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода,проверяя состояние сети.
А) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
Б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
В) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
Г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства.
Ф.И.___________________________________________________________
Тест по теме "Деепричастие"
1. Найти предложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное действие к основному.
А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
Г) Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.
А) Мама сидела, откинувшись в кресле.
Б) Я открыл окно и залюбовался видом.
В) Разложив игры, дети сели в кружок.
Г) Уставшая, она не хотела идти домой.
3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;
Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;
В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;
Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.
4. Сколько деепричастий в предложении?
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
А) 2;
Б) 3;
В) 4;
Г) 5.
5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;
Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;
В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;
Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.
6. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?
Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода,проверяя состояние сети.
А) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
Б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
В) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
Г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения и обобщения материала по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Урок проходит в форме игры по телевизионной версии "Своя игра". Такая форма урока позволяет активизировать деятельность учащихся 8 класса, проверить знание текста повести А.С. Пушкина....
Повторение и обобщение изученного по теме "Имя числительное"
Методическая разработка интегрированного (русский язык+математика) урока в форме игры, который проводится с участием двух учителей-предметников....
Урок «Повторение и обобщение по теме «Союз»»
Это обобщающий урок в 7 классе. Он предусматривает повторение и систематизацию сведений о союзе; учит детей 7 класса ставить знаки препинания в сложном предложении; способствует развитию монолог...
Урок-путешествие «Поиски клада» Повторение и обобщение изученного в 6 классе
Данный урок позволяет :· Систематизировать и обобщить знания по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию. ·...
Урок физики в 7-м классе. Повторение и обобщение темы "Силы"
Урок физики в 7-м классе. Повторение и обобщение темы "Силы"...
Повторение и обобщение по теме "Уравнения"
Урок - повторения по теме "Уравнения". Подготовка к ГИА и ЕГЭ....
Повторение и обобщение изученного по теме: Словообразование и орфография
Данный учебный материал может быть использован на уроках русского языка в 6 классе в рамках повторения и обобщения по теме; Словообразование и обобщение. Сам урок постороен в форме путешествия п...