Обобщение по теме "Деепричастие".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Обобщающий урок по теме "Деепричастие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastie.docx | 30.45 КБ |
deeprichastie.pptx | 617.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»» 7 класс.
Цели урока:
Образовательные:
-обобщить и систематизировать сведения учащихся о деепричастии;
-совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах;
-отработать умение правильно использовать деепричастия в речи.
Воспитательные:
-воспитывать чувство товарищества и коллективизма, умение работать в парах и группе;
-воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе;
- создание эмоционального настроя через различные педагогические технологии.
Развивающие:
-развивать у учащихся познавательные способности - речь, мышление, внимание, воображение, восприятие;
-развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать;
III Планируемые результаты.
Предметные:
- знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «НЕ с деепричастиями», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;
- уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации учебной деятельности;
Метапредметные:
- уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать свою работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (регулятивные УУД)
- уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (познавательные УУД)
- уметь определять цель учебной деятельности, ставить задачи, планировать действия, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью выражать свои мысли (коммуникативные УУД)
IVТип урока: обобщение и систематизация знаний или урок общеметодологической направленности.
V Межпредметные связи: русский язык и литература.
VI Оборудование:
- компьютер;
- медиапроектор и экран для компьютерной презентации.
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Ребята, какой большой раздел мы с вами изучали на предыдущих уроках?
- Да, правильно. Какова же тема нашего сегодня урока?
- Совершенно верно. Тема урока: «Обобщение по теме «Деепричастие».
- Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.
Слайд 2.
II Целеполагание.- Ребята, а как вы думаете, мы должны сегодня повторить по этой теме?
Знать
| Уметь |
1. Определение деепричастия 2. Правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте. 3. Правописание не с глагольными формами.
| 1. Ставить знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом. 2. Объяснять не с глагольными формами. 3. Отличать причастный и деепричастный обороты. 4. Использовать в речи деепричастие. 5. Исправлять грамматические ошибки при употреблении деепричастного оборота.
|
- Мы сегодня вспомним все орфограммы, с которыми связана часть речи – «Деепричастие».
III Работа по теме урока
1.Фронтальный опрос.
Игра «Согласен – не согласен» (если согласны – поднимают руку, если не согласны –просто сидят)
1. Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, обозначающая признак по действию.
2. Деепричастие объединяет признаки глагола и наречия.
3.В предложении деепричастие зависит от подлежащего.
4.Деепричастие отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?
5.В предложении деепричастие является обстоятельством?
6.Деепричастие образуется от наречий.
7.Суффиксы деепричастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, -нн-, -ем-.
8.Деепричастия не изменяются.
9.Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, лицо, число.
10.Деепричастие может иметь полную и краткую форму.
11.У деепричастий нет зависимых слов.
12.Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, всегда выделяются на письме запятыми.
- Оцените себя :
-В эпиграфе урока прозвучали слова о том, что деепричастным оборотам присуща также большая выразительность.
-Вспомните строки великих русских поэтов, восстановите их, назовите автора и произведение.
1)«Под голубыми небесами, великолепными коврами / блестя на солнце, снег ле-
жит» / (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)
- «Раз царевна молодая, милых братьев … / поджидая, пряла, сидя у окна» / (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
- «Кто штык точил, / ворча сердито, кусая длинный ус» / (Ю.М.Лермонтов «Бородино»)
- «Свинья под дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала…/ наевшись, вы-
спалась под ним». / (И.А.Крылов «Свинья под дубом»)
- «Волк ночью… / думая залезть в овчарню, попал на псарню» / (И.А.Крылов «Волк на псарне»)
- Что использовали поэты для создания динамичности в своих стихах? Назовите деепричастные обороты. Составить схему 4 предложения.
Взаимопроверка.
3. “Найди пару”
- Ребята у вас на партах в конверте находятся «рассыпанные пословицы», ваша задача собрать их . Работаем в парах, помогаем друг другу.
…, по волосам не плачут | Снявши голову, … |
…, не умоешься | Не замочив рук, … |
Что имеем, не храним, … | …, потерявши, плачем. |
…, не всегда брани дорогу | Спотыкаясь,… |
…, не суйся в воду | Не зная броду, … |
Пирога ждать,… | …, не евши, спать |
- Проверьте, правильно ли вы справились с задачей?
- Запишите понравившуюся пословицу, выделите деепричастие, укажите его вид.( 2 ученика у доски)
- Как же образуются деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида?
4. Определите вид причастия (работаем устно). На доске.
Расплетая, остановившись, увлекая, скользя, замерев, разгораясь, положив, запивая, подстелив, увидев.
Минутка здоровья. Если слышим деепричастие, то встаем. Луна , глагол, бегая, улыбаясь, интересный, бегущий, глотая, глотать, интересуясь, разбежавшись.
7. Игра «Редактор» (На доске)
- А сейчас я каждому из вас предлагаю побыть в роли редактора.
- Что означает это слово? (Тот, кто обрабатывает и готовит текст к печати или оформляет издание.)
- Иногда при употреблении деепричастий и деепричастных оборотов ребята совершают ошибки.
-Перед вами предложение. Исследуйте его. Объясните в чем ошибка?
Подойдя к дому, собака встретила меня радостным лаем.
-Исправьте её.
- Объясните, что нужно помнить, чтобы не допускать таких ошибок? (О едином действующем лице и предмете. И глагол, и деепричастие относятся к одному лицу.)
- Будьте внимательны и избегайте подобных ошибок!
Все остальные – работают самостоятельно в тетрадях.
1.Кок ловко месил тесто засучив рукава куртки.
2.Матросы работали засучив рукава.
-В каком предложении не поставили запятые? Почему?
-Фразеологический оборот с деепричастием запятыми не выделяется.
-Дело в том, что фразеологический оборот – особая единица языка. Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Работать засучив рукава – это значит работать хорошо. Деепричастие, входящее в состав фразеологического оборота, теряет свою силу как часть речи и не обособляется.
8. Самостоятельная работа. Тест.
1. Деепричастие – это:
А) особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию;
Б) особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
2. В деепричастии совмещаются признаки:
А) глагола и наречия;
Б) глагола и прилагательного.
3. Деепричастие может быть:
А) полной и краткой формы;
Б) совершенного и несовершенного вида;
В) I и II спряжения.
4. Деепричастие изменяется:
А) по лицам и числам;
Б) по родам, падежам, числам;
В) не изменяется.
5. В предложении деепричастие является:
А) подлежащим;
Б) сказуемым;
В) определением;
Г) дополнением;
Д) обстоятельством.
6. Деепричастный оборот- это:
А) деепричастие и глагол, к которому оно относится;
Б) деепричастие вместе с зависимыми от него словами.
7. Не с деепричастиями пишется:
А) слитно;
Б) раздельно.
8. Деепричастия несовершенного вида образуются:
А) от основы неопределённой формы глагола путём прибавления суффиксов –в-, -вши;
Б) от основы настоящего времени глагола путём прибавления суффикса –а-(-я);
В) путём прибавления суффикса –а-(-я);
Г) путём прибавления суффиксов –в-, -вши-, -ти-.
Ключ: 1. Б), 2. А), 3. Б), 4. В) 5. Д), 6. Б) 7. Б) (взаимоповерка)
IV Рефлексия. Обобщающее слово учителя.
- Сегодня мы постарались вспомнить все о деепричастии.
-Что вам понравилось, запомнилось на уроке?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?
-Какие из тем вы бы хотели еще повторить?
- Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в устной и письменной речи?
(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной, дорисовывая основное действие).
- Посмотрите на свои оценочные листы, проанализируйте их.
-Какую оценку за урок вы бы поставили себе и почему?
VI Домашнее задание. Упр 187 и выписать предложения с деепричастиями из литературы. (по выбору).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Прочитайте тему урока. - Сформулируйте цель и задачи урока.
Цели и задачи урока: . Закрепить умение находить деепричастия в тексте и предложении. . Ставить знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом. Объяснять не с глагольными формами. Использовать в речи деепричастие. Исправлять грамматические ошибки при употреблении деепричастного оборота.
Деепричастие произошло от двух слов: дее (дееспособность, деятель, деятельный) + причастие, т.е. причастность к действию. Деепричастие украшает глагол, дополняет его другими действиями, как бы «дорисовывает движение».
Деепричастие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Отвечает на вопросы: что делая ? Что сделав ? как ?
Общее значение Глагол Деепричастие Основное действие Добавочное действие Относится к тому же слову, что и основное действие Что делая? Что сделав?
Грамматические признаки деепричастий Глагольные Наречные Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть - глядя) Вид (выглядывая – несов.в .; выглянув – сов.в .) Имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю) Неизменяемость Синтаксическая роль Рассказывает улыбаясь Рассказывает с улыбкой Как? Как?
Образование деепричастий Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов крич а , гляд я выскочи в замахну вши сь испёк ши -а (-я) -в -вши -ши
Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся. Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается. Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая. Среди данных слов найдите деепричастия
Найдите лишнее деепричастие Нахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись. Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись. Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив.
Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность. Д.Э. Розенталь
Употребление деепричастий в речи Функция деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие. Стеклянный, редкий и ядрёный. С весёлым грохотом спеша. Промчался дождь, и лес зеленый Затих, прохладою дыша. А.Плещеев .
Доскажи словечко 1)Под голубыми небесами, великолепными коврами … 2)Раз царевна молодая, милых братьев … 3)Кто штык точил, … 4)Свинья под дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала,… 5)Волк ночью,… поджидая, пряла, сидя у окна. блестя на солнце, снег лежит. наевшись, выспалась под ним. ворча сердито, кусая длинный ус. думая залезть в овчарню, попал на псарню.
Работа с текстом. 1.Д… стигнув цели (в) переди другую ставь. 2. (Не) скроив (не) сошьешь. 3. Сдел …в зло (не) жди добра. 4.Ребята трудились не покладая рук. 5.Я повернувшись тихо вышел из комнаты.
Работа с текстом. 1.Достигнув цели, впереди другую ставь. 2.Не скроив, не сошьешь. 3.Сделав зло, не жди добра. 4.Ребята трудились не покладая рук. 5.Я,повернувшись,тихо вышел из комнаты.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба » Они шли не боязливо, не угрюмо, а с какою-то тихою горделивостью; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап. Что почувствовал старый Тарас, увидев своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы, неотступно следя за каждым его движением. Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Глядя на своих, поднял он руку вверх и произнес громко: - Дай же, боже, чтобы все, какие тут не стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»
Еретик -в широком смысле , так называют вероотступника, который предлагает иной подход к религиозному учению. Исполин -человек крупного телосложения; великан; богатырь.
Задание: замените деепричастием сначала первый глагол, затем второй. А из города уже выступало неприятельское войско, гремело в литавры и трубы. И стали наступать они тесно на казацкие таборы и грозить пищалями. Запорожцы палили и не переводили дух.
Не с деепричастиями (не)жалея сил, никого (не)замечая, (не) долюбливая лгунов, (не)нарушив клятву, (не) доумевая по поводу сказанного (не)оглядываясь назад, (не)услышав шёпот, (не) годуя по поводу случившегося.
Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия Мать сидела, откинувшись в кресле. Брат склонил голову и писал что-то. Я открыл окно и залюбовался видом. Выйдя из дома, человек направился к машине. Человек, вышедший из дома, направился к машине. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом. Разложив игры, дети сели в кружок.
Собери пословицы, укажи в них деепричастия Не зная броду, Трус хвастается уходя, Не замочив руки, Зная сердце змеи, Говорить не думая – Кто не подумав говорит, Не развязав мешок, - не умоешься. - не узнаешь, что в нем. - тот вечно вздор твердит. - что стрелять не целясь. - не суйся в воду. - а смелый– возвращаясь. - бог лишил её ног.
Можно ли так говорить? Идя из школы, пошел дождь. Возвращаясь домой, меня застала гроза. Включив телевизор, он показывал футбольный матч. Открывая книгу, из неё выпал листок. Основное действие и добавочное действие относятся к одному и тому же лицу.
Ответы: 1- б 2 – а 3 – б 4 – в 5 – д 6 – б 7 - б
Дополни высказывание. 1 Деепричастие обозначает…….. 2 Деепричастие образуется от основы глагола при помощи суффиксов…… 3 Деепричастие имеет черты сходства как……, так и …….. 4 Деепричастие с НЕ пишется……… . 5 Деепричастный оборот-это………… 6 В предложении деепричастие является…………… 7 Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, на письме………………….. 8 Деепричастия, перешедшие в наречия, и фразеологические обороты…………..
Домашнее задание. Выпишите из учебника по литературе 5-6 предложений, где употребляются деепричастия. Упр 187
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Импульс.Энергия.Законы сохранения"10 класс.
Идея урока: Учащиеся выбирают свою индивидуальную траектории работы на уроке, выбирая задания по силам,, результатом ,которой будет набранное определённое количество баллов.. Эстафета состоит из неск...
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)
Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное". Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....
Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...
“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.
Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...