урок-обобщение по теме Деепричастие.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
На данном уроке учащиеся обобщают и систематизирют материал по теме и проводят небольшое исследование на тему "Роль деепричастий в речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastie._urok-obobshchenie.rar | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Самохина Марина Гавриловна
учитель русского языка
МОУ «Серпейская средняя общеобразовательная школа»
Обобщающий урок по теме
«Деепричастие»
Русский язык: учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, М.Т.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Тема: « Обобщающий урок по теме «Деепричастие».( 1 слайд)
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: комбинированный.
Средства обучения: 1. учебник русского языка для 7 класса;
2. раздаточный материал;
3. исследования учащихся;
4. презентация
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, подготовка к контрольной
работе;
формирование навыков исследовательской работы.
Задачи:
- совершенствовать умения и навыки в употреблении деепричастий и
деепричастных оборотов;
- совершенствовать умение анализировать текст, выявляя в нем роль деепричастий;
- формировать умение учащихся презентовать свои наблюдения
- способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи.
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Подготовка к усвоению материала.
- Разминка:
узнайте, о какой части речи говорится в данном синквейне.
(Синквейн— пятистрочная стихотворная форма. Используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. ) ( 2 слайд)
Часть речи.
Образная, изящная.
Добавляет, уточняет, разъясняет.
Соединяет признаки глагола и наречия
??? ( Деепричастие)
- Задача классу:
- обобщить материал, изученный в теме «Деепричастие»;
- выявить роль деепричастий в художественной речи на
основе наблюдений, сделанных учащимися;
- подготовиться к контрольной работе.
III. Основное содержание урока:
- Повторение и обобщение изученного материала.
А) - Что называется деепричастием?
- Как определить вид деепричастия?
Б) Распределительный диктант.
В 1 столбик выписать деепричастия несовершенного вида, во 2 столбик - деепричастия совершенного вида.
Выписывать только деепричастия. Выделите суффиксы деепричастий.
Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.
Вывод: - как образуются деепричастия несовершенного вида, совершенного вида?
В) Укажите глаголы, от которых нельзя образовать деепричастия несовершенного вида. ( з слайд)
А) опускать, шлифовать, вырабатывать;
Б) бегут, текут, мажут, шьют;
В) оттачивать, зажимать, упираться;
Г) держать, обрабатывать, вставать.
Вывод: не от всех глаголов можно образовать деепричастия.
Г) Прочитайте четверостишья И.А.Бунина, найдите в них деепричастия. ( 4 слайд)
Объясните, почему в первом запятая стоит перед словом синея, а во втором синея выделяется с обеих сторон.
К прибрежью моря длинная аллея | Вечерняя безмолвная аллея |
Вывод: - что называется деепричастным оборотом?
- знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами.
Д) Укажите предложения с деепричастным оборотом, спишите его, объясните постановку знаков препинания.(Знаки препинания не расставлены). (5 слайд)
1. Блеснула яркая молния и раздался удар грома.
2. Много тайн хранят леса опаленные войной.
3. Не узнав горя не узнаешь и радости.
4. Мальчик шел и не разбирал дороги.
5. Он работал спустя рукава.
Фразеологический оборот с деепричастием запятыми не выделяется.
Дело в том, что фразеологический оборот – особая единица языка. Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Работать спустя рукава – это значит работать плохо. Деепричастие, входящее в состав фразеологического оборота, теряет свою силу как часть речи и не обособляется.
- какое предложение можно перестроить, заменив глагол деепричастием?
Запишите его.
- Объясните написание НЕ с деепричастием.
Что необходимо учитывать, строя предложения с деепричастиями?
Е) Какие объявления не содержат речевых ошибок? ( 6 слайд)
Исправьте ошибки ( устно).
1) «Проверяйте деньги, не отходя от кассы!»
2) «Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!»
3) «Проверяйте сумки и кошельки, выходящие из магазина!»
4) «Заходя в магазин, оставляйте собак на улице!»
IY. Проверка усвоения материала. ( 7 слайд)
Если Вы согласны с моим утверждением, поставьте «1», если нет – «0».
Утверждения:
- Деепричастие - самостоятельная часть речи.
- Деепричастный оборот выделяется запятыми, только когда стоит после определяемого слова.
- Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
- НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно.
- Деепричастие и деепричастный оборот являются обстоятельством.
- Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ?
Ответ: 10 10 10
Y. Употребление деепричастий в речи. ( 8 слайд)
1. (Выступления учащихся со своими наблюдениями).
Задание № 1.
Употребление деепричастий в художественной речи ( поэзии)
Прочитайте фрагмент из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и исследуйте его.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
Примерные вопросы для исследования.
выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты;
проведите количественный анализ, выяснив, сколько раз употребляются деепричастия в этом отрывке;
почему крестьянин «на дровнях обновляет путь», «торжествуя»? Какую роль играет это деепричастие?
как «дорисованы» действия лошадки и кибитки?
что помогает увидеть и почувствовать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая»?
какую роль играют деепричастные обороты, «дорисовывающие» действия дворового мальчика?
Обобщите свои наблюдения и сделайте вывод.
Задание № 3
Употребление деепричастий в пословицах.
Примерные вопросы для исследования.
выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты;
проведите количественный анализ, выяснив, сколько раз употребляются деепричастия в пословицах;
приведите примеры пословиц;
что характеризуют деепричастия в данных пословицах;
обощите свои наблюдения и сделайте вывод.
Задание № 3.
Употребление деепричастий в художественной речи (прозе)
Отрывок из повести Н.Гоголя « Тарас Бульба» глава 9.
Со слов «А из города уже выступало неприятельское войско…» до слов
«…что жарили и сыпали пулями беспрерывно козаки».
Примерные вопросы для исследования.
выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты;
проведите количественный анализ, выяснив, сколько в отрывке предложений и сколько раз встретились деепричастия и деепричастные обороты;
что помогают показать деепричастия в данном отрывке;
обобщите свои наблюдения и сделайте выводы.
Вывод: Какова роль деепричастий в речи?
Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной, дорисовывая основное действие.
- РР Составить мини-текст по картинке с деепричастиями. ( 9 слайд)
YI. Задание на дом. Стр.91 – 92 (вопросы), упр.194 (10 слайд)
YII. Подведение итогов. Выставление оценок. (11 слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения знаний по теме "Воды суши"
Использование групповой формы работы на уроке обобщения и закрепления знаний....
Тема урока: Обобщение знаний по теме «Подгруппа азота (Урок – игра « Звёздный час в химии».)
Закрепить знания учащихся о строении и свойствах азота и фосфора как простых веществ, так и их соединений, о промышленных способах производства аммиака,...
тема урока:"Обобщение знаний по теме:"Южные материки"
География.Страноведение.7 класс...
Урок- Экспедиция "Город, где живут морфемы" 6 класс(Урок обобщения изученного по теме).
Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, самоанализ урока, приложения к уроку интерактивный тренажёр, включающий физкультминутку,...
Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное"
Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное". ...
Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Торговля».
Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Торговля»....
Урок обобщение знаний по теме «Электрический ток» и изучение темы «Работа и мощность тока» через приложение Ватсапп (дистанционно)
Для проведения урока кроме приложения Ватсапп ничего не нужно. Да, мы не видим детей, зато всех слышим, можем увидеть их работу и оценить их знания. Ученики, которые плохо учатся видят решенные задачи...