Урок русского языка по теме: «Буквы ё–о после шипящих в корне»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гильмутдинова Лейсан Вакиловна

Урок русского языка по теме: «Буквы ё–о после шипящих в корне».

Урок для 5 класса.

Программа по русскому языку для 5—9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Т.А. Ладыженской.

Урок проводится по учебнику: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений В 2 ч. Ч. 2 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.

Тип урока: урок открытия нового знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: «Буквы ё–о после шипящих в корне».

Урок для 5 класса.

Программа по русскому языку для 5—9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Т.А. Ладыженской.

Урок проводится по учебнику: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений В 2 ч. Ч. 2 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

1. Образовательные:

•        сформировать умения применять правило написания ё-о после шипящих в корне слова.

•        развить умение находить орфограмму;

•        развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

•        обогащать словарный запас учащихся;

•        совершенствовать орфографические умения.

2. Развивающие:

•        развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

•        развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

•        развивать умение применять новые знания.

3. Воспитательные:

•        воспитывать интерес и уважение к родному языку;

•        воспитывать ценностное отношение к слову;

•        развивать коммуникативные УУД.

Оборудование: мультимедийная доска.

Ход урока:

I. Организационный момент. (Слайд 1)

– Здравствуйте, ребята, садитесь!

– Откройте тетради, отступите две строчки после домашней работы, запишите число – сегодня двадцать девятое февраля – и классную работу.

II. Повторение и проверка пройденного материала.

– Друзья, на прошлом уроке мы писали сочинение-описание предмета. Я их проверила, но обсудим мы ваши работы на следующем уроке. А сегодня мы поработаем со стихотворением, где дается описание природы.

(Слайд 2)

– Посмотрите на слайд в презентации. Здесь представлены начальные четверостишия стихотворения. Постарайтесь вспомнить название стихотворения и кто его автор? Но для начала прочитайте данные строки про себя. Вы должны помнить это стихотворение ещё с начальной школы. (Иван Алексеевич Бунин «Листопад»).

Лес, точно терем …, (расписной)  (Разрисованный красками, украшенный живописью)
Лиловый, …, …, (золотой, багряный)  
(Это осенние цвета, когда листья покрываются (какими?) цветами)
Веселой, пестрою стеной
Стоит над … поляной. (светлою)  
(Ясной, яркой – синонимы, от слова «свет»)

Березы … резьбой (жёлтою) (Тоже осенний цвет, цвет солнца)
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве … (сквозной)
(Проходящий насквозь)
Просветы в небо, что оконца.

– Но вы заметили, что у меня пропущены слова. Давайте восстановим поэтический текст. Запишем пропущенные слова в тетрадь с красной строки, через запятую.

(Слайд 3)- стихотворение со вставленными словами, но пропущенными орфограмами!

 (Расписной, золотой, светлою, жёлтою, сквозной).

– Поработаем с данными словами. Ребята, какую орфограмму мы изучали на последнем уроке? (Буквы з и с на конце приставок).

– Какое слово имеется с этой орфограммой? (расписной).

– Как мы написали данное слово? (с буквой с).

– Вспомним правило! (В приставках на -з/-с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими — с).

– Что интересного в слове золотой? (Полногласие – неполногласие: оло – ла; проверяемы гласные в корне: золото, позолоченный).

– Какая орфограмма в словах светлою и сквозной? (Проверяемая гласная в корне. Пишем е, потому что проверочное слово свет; пишем о, потому что проверочное слово сквозь).

– А посмотрите на слово багряный, какая орфограмма там пропущена? (Непроверяемая гласная в корне слова).

(Слайд 4) – восстановленный текст, орфограммы выделены красным.

III. Открытие нового знания.

1) – Друзья, посмотрите на слово жёлтый и скажите, в какой морфеме затруднение при написании? (В корне слова).

– С какой буквой затруднение? (С гласной).

– Какой вопрос возник? (Писать о или ё).

– Почему возникло затруднение?

– Как называются буквы, после которых у нас появились сомнения в написании? (Шипящие).

– Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Как она будет звучать? (Буквы ё–о после шипящих в корне). Запишем! (Слайд 5)

2) – Какая цель сегодняшнего урока? (научиться правописанию ё-о после шипящих в корне слова).

– Ребята, а с какой буквой мы написали слово жёлтый? (С буквой ё). (Слайд 6)

– А какой звук мы слышим при произношении? (При произношении слышим звук [о]).

– Почему мы написали ё?  На какую морфему падает ударение? (Ударение падает на корень).

– Буква ё у нас всегда какая? (Ударная).

– Исходя из сказанного, попробуем сформулировать правило. (В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о).

(Слайд 7)

– Правильно! Запишем в тетради правило: В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Например, жёлтый.

3) Ребята, закройте на минуту глаза. Сегодня последней день зимы, завтра уже весна, и совсем скоро настанет лето. Представьте тепло, яркое солнце, отдых на природе. Представили? А теперь откроем глаза и посмотрим на картинки в презентации.

Дальше следует работа со слайдами: представлены картинки, смотря на которые, ученики называют слова с исключениями из правила и записывают слова в тетрадь.

(Слайд 8) –Посмотрите, во что одет мальчик, который собрался на отдых? (Шорты)

(Слайд 9) – Что видим на следующем слайде? (Крыжовник)

(Слайд 10) – Какое произведение напоминает вам данная картинка? (Басня Крылова «Свинья под дубом»).

– А как называют того, кто любит много покушать? (обжора).

(Слайд 11) – Как по-другому называют дорогу? Подберите синоним (шоссе).

(Слайд 12) – Ребята, а что изображено на данном слайде? (шампур). Данное слово имеет и другое название – шомпол.

Один из учеников работает со словарем и зачитывает значение слова шомпол. (Слайд 13)

4) (Слайд 14)

– Какие слова мы с вами записали? (Шорты, крыжовник, обжора, шоссе, шомпол).

– А какую букву вставили после шипящих? (буквы о).

– Скажите, а почему мы в данных словах пишем букву о? (Потому что это слова исключения).

 «ЗАПОМНИМ РИФМОВКУ»

Шоколад, шофёр, крыжовник.

Шов, шоссе, обжора, шорник.

Шорох, чопорный, чащоба.

Капюшон, жокей, трущоба.

– Это слова исключения. Я распечатала их для вас. Запомните правописание данных слов!

– Наверняка здесь есть слова, значение которых вам незнакомо. Какие? Мы обсудим их после физкультминутки.

5) Физкультминутка.

6) – Кто из вас знает, что такое шорник? (Шорник – человек, занимающийся изготовлением шор. Шоры – боковые надглазники, которые надеваются на лошадей для ограничения поля зрения).

– Что значит чопорный? (Чопорный – чрезмерно строгий и принуждённый в поведении).

– Кто такой жокей? (Жокей - профессиональный наездник на скачках).

[Чащоба – лесная чаща, густая заросль чего-либо.

Трущоба – 1) устар. - труднопроходимое, густо заросшее место, 2) неблагоустроенная, бедная, грязная, обычно тесно застроенная часть города].

IV. Закрепление нового знания.

1) – Друзья, к доске мне нужно четыре человека. Каждому даю свою карточку с заданием. Вам надо переписать предложения, вставляя пропущенную орфограмму, выделить в этих словах корень, объяснить, почему вставили ту или иную букву. Приступаем!

А классу я тоже продиктую предложения, в которых надо найти слова с изученной орфограммой и подчеркнуть букву после шипящих. С красной строки начали писать.

1. В магазине продавались ш…колад, пш…нка и ч…рствый ж…сткий ч…рный хлеб.

2. Пч…лы летали под крыж…вником.

3. Обж…ра едва смог надеть ш…рты.

4. Донёсся ш…рох и ш…пот.

– Проверяем, как справились ребята у доски и насколько правильно вы записали предложения в тетрадях.

2) – Ребята, сейчас я буду называть по четыре слова, а вы под цифрами в столбик будете записывать лишнее слово из тех, что я назвала.

Игра «ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ»

1. Ж…ЛТЫЙ, Ч…РНЫЙ, Щ…ТКА, Ш…В. (Шов)

2. Щ…КИ, КРЫЖ…ВНИК, Ш…МПОЛ, Ш…РОХ. (Щёки)

3. Ж…НГЛЁР, РЕШ…ТКА, Ш…ССЕ, Ш…КОЛАД. (Решётка)

4. Ч…РТИТЬ, Ч…РНЕТЬ, Ш…РТЫ, Ч…ЛНОК. (Шорты)

Теперь ставим цифру пять. Задание немного меняется. Я зачитаю предложения, а вы найдете в них слова на изученную орфограмму, слов может быть несколько.

5. Солнце глянуло сквозь щ…лку, / Свесив огненную ч…лку.

6. Вышел ёж с сапожной щ…ткой, /Занялся работой ч…ткой.

– Возьмите в руки карандаши, обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга! Ответы я написала на доске. Также не забываем проверять правописание. Если верно ставим «+», если неверно – «–».

Если 0-1 «–» ставим 5, 2-2 – 4, 3-4 – 3, 5-6 – 2.

– Проверили? Теперь поменяйтесь тетрадями обратно.

Спросить выборочно у кого сколько ошибок и выставить оценки.

Вызвать одного ученика к доске для фонетического разбора слов жёлтый, чёрный, решётка, остальные работают в тетради.

– Сейчас мы выполним фонетический разбор данных слов. У доски будет работать (имя ученика), а остальные записываем в тетради слово с красной строки и приступаем к работе.

Проверка сделанного задания. Поставить оценку ученику.

VI. Итоги урока. Оценки.

– Ребята, с какой орфограммой мы сегодня познакомились? (Буквы ё–о после шипящих в корне)

– Напомните, когда мы пишем букву ё и почему? (В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о, также ё имеет соответствие с е в однокоренных словах).

– Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали.

Озвучить оценки.

VII. Домашнее задание.

– Открываем дневники и записываем домашнее задание: § 86, упр.458, 459.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"

Цель урока: (слайд 2)·         выяснить правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корнях словЗадачи урока:(слайд 3)Образовательные:·...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"

Цель урока: (слайд 2)·         выяснить правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корнях словЗадачи урока:(слайд 3)Образовательные:·...

Конспект урока русского языка по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных

Конспект открытого урока русского языкав 6 классе по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных...

Конспект урока русского языка в 5 классе " О-Ё после шипящих в корне слова"

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСТип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок-путешествие...

Презентация к уроку русского языка по теме «Буквы ё–о после шипящих в корне»

Презентация к уроку русского языка по теме «Буквы ё–о после шипящих в корне»....

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"

Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...

Урок русского языка по теме "Буквы о – е после шипящих на конце наречий"

Цели урока: знакомство с правилом написания букв о – е после шипящих на  конце наречий; формирование умения выделять данную орфограмму; совершенствовать навыки морфологического и...