Урок русского языка в 5 классе на тему «Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель: добиться осознанного правописания букв О-Ё после шипящих в корнях слов.
Задачи:
- образовательные: организовать деятельность учащихся по выявлению правила употребления «Букв О-Ё после шипящих в корнях слов»; способствовать формированию навыка обоснованного правописания изученной орфограммы;
- развивающие: содействовать развитию внимания, орфографической зоркости, а также обогащению словарного запаса учащихся;
- воспитательные: создать благоприятные условия для воспитания познавательного интереса к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные: знать условия выбора букв О-Ё после шипящих, выделять и объяснять изученную орфограмму графически.
Метапредметные: овладевать новым материалом на основе имеющихся знаний, задавать вопросы, отыскивать причинно-следственные связи, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.
Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение другому к другу, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технология исследования.
Методы: деятельностный, словесно-иллюстративный.
Формы обучения: сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения; формы контроля и самоконтроля.
Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.
Оборудование: презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_o-yo_posle_shipyashchih_v_kornyah_slov.docx | 29.44 КБ |
Презентация | 407.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов».
Цель: добиться осознанного правописания букв О-Ё после шипящих в корнях слов.
Задачи:
- образовательные: организовать деятельность учащихся по выявлению правила употребления «Букв О-Ё после шипящих в корнях слов»; способствовать формированию навыка обоснованного правописания изученной орфограммы;
- развивающие: содействовать развитию внимания, орфографической зоркости, а также обогащению словарного запаса учащихся;
- воспитательные: создать благоприятные условия для воспитания познавательного интереса к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные: знать условия выбора букв О-Ё после шипящих, выделять и объяснять изученную орфограмму графически.
Метапредметные: овладевать новым материалом на основе имеющихся знаний, задавать вопросы, отыскивать причинно-следственные связи, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.
Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение другому к другу, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технология исследования.
Методы: деятельностный, словесно-иллюстративный.
Формы обучения: сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения; формы контроля и самоконтроля.
Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.
Оборудование: презентация.
План урока
I. Мотивационный этап. С-1
С добрым утром начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
На уроках русского мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. И сегодняшний урок не будет исключением.
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний и выявление причины затруднения.
С-2 1. Ребята, скажите, какие орфограммы гласных в корне вы знаете? (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся). Почему они так называются? (проверяем, запоминаем, вспоминаем условия, от которых они зависят и делаем выбор).
С-3 2. Наблюдения.
- Сравните две группы слов. В корнях слов какой группы есть орфограммы гласных? Почему?
яд жёлтый
обозначить крыжовник
дикий чёрный
увлечь чёрствый
щёки
- Что объединяет слова второго столбика? (гласные О-Ё стоят после шипящих)
- В какой позиции? (под ударением).
- Давайте сформулируем тему урока? О чём будем говорить?
Буквы о-ё после шипящих в корне
- Какие задачи перед собой поставим? Что важно в теме?
III. «Открытие» нового знания.
С-4 – Как вы думаете, когда в корне после шипящих пишется буква Ё? К словам какого столбика можно подобрать однокоренные с буквой Е?
Давайте сделаем вывод о правописании букв О-Ё после шипящих в корне и проверим его по учебнику: п.39, стр. 112.
- Запишите таблицу в словарь.
- А о какой новой информации вы узнали из словарной статьи? (Слов, в корнях которых пишется буква О после шипящих под ударением, немного. Мы о них узнали, но есть ещё некоторые иноязычные слова, в которых пишется буква О.
- Есть ли среди них новые для вас слова? С-5, 6 Новые слова
Чопорный –
чрезмерно строгий в соблюдении приличий, напыщенный, важный.
Трущобы –
1) лесной бурелом
2) ветхое жилье
3) неблагоустроенная часть города на окраине, где живёт беднота.
Шомпол –
металлический стержень для чистки ружья.
Жокей –
профессиональный наездник на скачках, бегах.
Жонглёр –
цирковой артист, занимающийся жонглированием.
С-7 Физкультминутка.
IV. Первичное закрепление.
1. Составление алгоритма. С-8
Давайте составим алгоритм (способ рассуждения и применения правила)
- Как будем действовать, применяя данное правило? (Определим, в какой морфеме орфограмма. Если орфограмма в корне, то смотрим, можно ли изменить слово так или подобрать родственное, чтобы после шипящего была буква Е. Если ДА – пишем Е, если нет – пишем И.
Алгоритм ( способ рассуждения и применения правила):
1. Определяем …
2. Если орфограмма в корне, то ...
смотрим, можно ли изменить слово так или подобрать родственное, чтобы после шипящего была Е
3. Если
Да- пишу ….. Нет – пишу …..
Ч..рный, ш..ссе, ж..лтый, ш..колад
- Давайте поработаем со словами: чёрный, шоссе, жёлтый, шоколад, рассуждая по плану.
2. Работа со словарными словами.
Ребята, в этом правиле встречается много слов-исключений. Сейчас мы с вами поработаем над словарными словами следующим образом.
Перед вами текст, вы должны выписать из него слова с О после шипящих в корне, они будут словарными словами, которые вам необходимо записать в словарь и запомнить.
Текст.
Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось! 8 слов
V. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
1. Распределительный диктант (1 ученик у доски, остальные самостоятельно)
Распределите слова по двум столбикам: с О и Ё.
О Ё
шоколад пчёлка
жокей решётка
шорох чёлка
капюшон жёрдочка
щётка
Шоколад, пчёлка, жокей, шорох, решётка, капюшон, чёлка, жёрдочка, щётка.
Проверка (класс)
2. Выборочный диктант с заданием.
Из предложений выпишите слова с орфограммой «Правописание О – Ё после шипящих в корне слов».
1) Сто бесстрашных лягушат цаплю шёпотом страшат. 2) Машину вёл замечательный шофёр. 3) Жонглёры много раз выступали в цирке. 4) Застонала тяжёлая решётка, заскрипел засов. 5) Жёлтое пыльное облако окутало федеральное шоссе. 6) Конструкция была устойчива благодаря жёсткому покрытию. 7) После крепкого мороза щёки горят.
Слова: шёпотом, шофёр, жонглёры, решётка, жёлтое, шоссе, жёсткому, щёки.
Задание: по выписанным словам восстановите текст. Формы слов можно изменять (работа в парах).
Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник - …, разыгрался с метелями. Засыпал ….. так, что ….. с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл …… балконов инеем. …… солнце не согревает …. . Тяжёлые сугробы стоят, как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и …… жалуется на …… февраль.
(А. Иллюминарская)
С-9 Взаимопроверка (пары меняются работами, проверяют и оценивают: написание слов 0- «5», 1-2 «4», 3-4 «3»; +, - 1 б. за текст)
VI. Включение в систему знаний и умений.
- Реши тест.
- Взаимопроверка по эталону. С-10
VII. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Были трудности в процессе работы? Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне.
VIII. Домашнее задание.
П. 39, выучить слова-исключения, упр. 313 (добавить по 2-3 слова) или 314.
«Буквы О и Ё после шипящих в корне». 1в.
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
а) ш..у б) ж..лтый в) ч..лка г) ч...рный
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
а) обж..ра б) ш..рох в) ч...рствый г) ш..колад
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
а) ж..нглер б) пч..лка в) деш...вый г) ж..лтый
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
а) трущ..ба б) ш..фёрский в) пш...нка г) капюш...н
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
а) ш...мпол б) ш..ссе в) прищ...лкивать г) ш..рох
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
а) щ..ки б) ш..в в) расч..ска г) реш...тка
_______________________________________________________________
«Буквы О и Ё после шипящих в корне». 2 в.
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
а) ж..лтый б) ж..кей в) ч..рточка г) ш..пот
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
а) ш..лк б) ч..рный в) пч..лка г) ж..нглёр
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
а) щ..чки б) изж..га в) прож..рливый г) крыж..вник
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
а) капюш..н б) ж...лтый в) щ...тка г) ж..сткий
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
а) ш..колад б) ш..потом в) ж..лтый г) расч..ска
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
а) обж..ра б) ш...мпол в) ш..ссе г) щ..лкнуть
Работа в парах
Задание: по выписанным словам восстановите текст. Формы слов можно изменять.
Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник - __________, разыгрался с метелями. Засыпал ________ так, что __________ с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл __________ балконов инеем. ___________ солнце не согревает ________ . Тяжёлые сугробы стоят, как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и ___________ жалуется на ___________ февраль.
(А. Иллюминарская)
__________________________________________________________________
Работа в парах
Задание: по выписанным словам восстановите текст. Формы слов можно изменять.
Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник - __________, разыгрался с метелями. Засыпал ________ так, что __________ с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл __________ балконов инеем. ___________ солнце не согревает ________ . Тяжёлые сугробы стоят, как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и ___________ жалуется на ___________ февраль.
(А. Иллюминарская)
__________________________________________________________________
Работа в парах
Задание: по выписанным словам восстановите текст. Формы слов можно изменять.
Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник - __________, разыгрался с метелями. Засыпал ________ так, что __________ с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл __________ балконов инеем. ___________ солнце не согревает ________ . Тяжёлые сугробы стоят, как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и ___________ жалуется на ___________ февраль.
(А. Иллюминарская)
__________________________________________________________________
Работа в парах
Задание: по выписанным словам восстановите текст. Формы слов можно изменять.
Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник - __________, разыгрался с метелями. Засыпал ________ так, что __________ с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл __________ балконов инеем. ___________ солнце не согревает ________ . Тяжёлые сугробы стоят, как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и ___________ жалуется на ___________ февраль.
(А. Иллюминарская)
__________________________________________________________________
Выпишите из текста слова с О после шипящей в словарик и постарайтесь запомнить их правописание.
Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось!
_____________________________________________________
Выпишите из текста слова с О после шипящей в словарик и постарайтесь запомнить их правописание.
Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось!
_____________________________________________________
Выпишите из текста слова с О после шипящей в словарик и постарайтесь запомнить их правописание.
Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось!
_____________________________________________________
Выпишите из текста слова с О после шипящей в словарик и постарайтесь запомнить их правописание.
Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось!
_____________________________________________________
Выпишите из текста слова с О после шипящей в словарик и постарайтесь запомнить их правописание.
Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гласные в корне проверяемые чередующиеся непроверяемые
Буквы о-ё после шипящих в корне яд обозначить дикий увлечь жёлтый крыжовник шов чёрствый щёки
Буквы о-ё после шипящих в корне ж ё лудь ш о в капюш о н ш ё пот ш о рох трущ о ба п ч ё лы ч о порный ш ё лк ч о каться крыж о вник (ж е лудевый) (ш е птать) (пч е линый) (ш е лковистый )
Новые слова Ч о порный – чрезмерно строгий в соблюдении приличий, напыщенный, важный. Трущ о бы – 1) лесной бурелом 2) ветхое жилье 3) неблагоустроенная часть города на окраине, где живёт беднота.
Новые слова Ш о мпол – металлический стержень для чистки ружья. Ж о кей – профессиональный наездник на скачках, бегах. Ж о нглёр – цирковой артист, занимающийся жонглированием.
Физкультминутка
О или Ё после шипящих? Алгоритм 1. Определяем … 2 . Если орфограмма в корне, то ... смотрим, можно ли изменить слово так или подобрать родственное, чтобы после шипящего была Е 3. Если Да - пишу ….. Нет – пишу ….. Ч.. рный , ш.. ссе , ж.. лтый , ш.. колад ч асть слова (морфему) . Ё О
Проверка Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник- ж о нглёр , разыгрался с метелями. Засыпал ш о ссе так, что ш о фёры с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл реш ё тки балконов инеем. Ж ё лтое солнце не согревает щ ё ки . Тяжёлые сугробы стоят, как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и ш ё потом жалуется на ж ё сткий февраль. (А. Иллюминарская ) 0- «5», 1-2 «4», 3-4 «3»; +, - 1 б. за текст
Проверь и оцени работу! 1в . 1. а 2. в 3. а 4. в 5. в 6. б 2 в. 1. б 2. г 3. а 4. а 5. а 6. г 0 – «5» , 1-2 – «4» , 3-4 – «3»
Домашнее задание П. 39, выучить слова-исключения, упр. 313 (добавить по 2-3 слова) или 314.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Презентация к уроку по русскому языку 5 класс на тему: "Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных".
Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных....
Урок русского языка в 5 классе по теме "О и Ё после шипящих в корне слова"
Данный урок был разработан в рамках аттестации на высшую категорию. Цели урока:Образовательная: находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно пи...
Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"
Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....
Открытый урок в рамках методического дня "От успехов школы к успехам ученика" по теме "Буквы О-Ё после шипящих в корне слов"
Открытый урок в рамках методического дня "От успехов школы к успехам ученика"...
Немой диктант для 5 класса по теме: "Буквы Ё - О после шипящих в корне"
Диктант обучающего карактера по теме "Буквы Ё - О после шипящих в корне". Цель диктанта - проверить знания учащихся по теме, развивать зрительное внимание и конкретное мышление учащихся чере...
Разработка урока на тему "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
Данный урок составлен по ФГОС с учетом возрастных особеннойтей пятиклассников....
- Мне нравится (1)