Разработка урока на тему "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Мельник Наталья Владимировна

Данный урок составлен по ФГОС с учетом возрастных особеннойтей пятиклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_o-yo_posle_shipyashchih_v_korne_slova.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова».

Цель деятельности учителя: Познакомить с орфограммой «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова»; выработать алгоритм применения изучаемой орфограммы.

Планируемые результаты.

Предметные: знать правило написания букв О-Ё после шипящих в корне слова; слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.

Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.

  1. Мотивация. Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит непростая, но интересная работа на уроке. Давайте определим ваш настрой на работу: все отлично// олично, не всё.
  2. Актуализация прежних знаний.

На прошлом уроке мы с вами закрепили тему «Строение слова». Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов теста.  

  1. Целеполагание.

- Ребята, в городе Р случилась вот какая история. Я хочу вам прочитать небольшой текст.

«Чопорный чёрт в чёрной шёлковой  одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь  со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета».

- Интересная история?  Скажите, кто герой этой истории?  (Ответы записать на доске)

- Кто герой этой истории? (чёрт)

- Что он делал? (сидел на жёстком диване)

- Какой кофе пил чёрт? (дешёвый желудёвый)

- В какой одежонке сидел на диване чёрт? (в чёрной шёлковой)

- Что общего во всех записанных словах? (Во всех словах есть буквы Ч, Ш, Ж, Щ)

- Что вы можете сказать про эти согласные? (они шипящие)

- А какой звук слышится после этих шипящих? (звук О)

- В морфеме встречается данная орфограмма? (в корне)

- Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? (ожидаемый ответ ребят:  речь на уроке пойдет о правописании букв О-Ё после шипящих Ш, Щ, Ж, Ч в корне слова).

- Давайте запишем тему урока.

- Определите цели сегодняшнего урока. Что нам предстоит узнать? (ответы ребят, учитель корректирует ответы)

  1. Практическая деятельность.

- Чтобы разобраться с написанием этих слов, я предлагаю вам пройти в лабораторию с табличкой «О-Ё в корне слова»

- Посмотрим, что произойдет со словом «жёсткий», если мы подберем к нему родственные слова .

Запись на доске:

 жёсткий – жесть (какой звук слышим теперь после шипящего?)

чёрт – чертёнок

шёлковый – шелка

дешёвый – дешевле

чёрный – чернеть

- Какую особенность вы заметили? (учитель корректирует ответ ребят)

- Вы можете сформулировать самостоятельно правило?

- Ребята, а вы помните какую характеристику автор статьи дал черту? (чопорный) Кто знает значение этого слова? (чрезмерно строгий, щепетильный, надменный, выглядевший важно и строго).

- А какого цвета была скатерть? (шоколадного)

- Мы записали эти слова. Можно ли подобрать к ним родственные слова с буквой Е? (нет).

- Написание таких слов нужно запомнить.

  1. Первичное закрепление.

- Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно составить алгоритм наших действий.

1. Определить часть слова.

2. если орфограмма в корне, то подобрать родственные слова, в которых на месте буквы Ё будет буква Е..

3. Можно подобрать такое слово – пишем Ё.

    Нельзя подобрать  - пишем О  (проверяем по словарю).

ФИЗМИНУТКА

- Предлагаю записать слова с изученной орфограммой (дети у доски по алгоритму определяют написание): крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты, шоу, чёлка, щёлкать, чёрствый, тяжёлый. 

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Я предлагаю вам сочинить конец истории черта, использую выше записанные слова. (5 минут)

Заслушать 2-3 работы. Редактировать.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

- Какую орфограмму мы сегодня с вами сегодня изучили?

- Выполнили ли мы работу согласно цели урока?

  1. Информация о домашнем задании.
  1. Параграф 39 (учебник Разумовской М.М., 2020 г.)
  2. Упр. 323 (по заданию)   (можно дать творческое задание, например, составить меню для черта, используя слова на изученную орфограмму)
  1. Рефлексия учебной деятельности

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолели?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Всем хорошего дня и плодотворной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...

Урок русского языка в 5 классе по теме "О и Ё после шипящих в корне слова"

Данный урок был разработан в рамках аттестации на высшую категорию.  Цели урока:Образовательная: находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно пи...

Урок русского языка с презентацией в 5 классе по теме "Гласные "о" и "ё" после шипящих в корне слова".

Урок русского языка по теме "Буквы О–Ё после шипящих в корне". 5-й класс Название урока: «Лесная сказка».Тип урока: изучение нового материала.Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Букв...

Тема урока: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»

Урок русского языка для 5 класса разработан по ФГОС в соавторстве с учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара Косиди Т.Г....

Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....