Разработка урока на тему "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Данный урок составлен по ФГОС с учетом возрастных особеннойтей пятиклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_o-yo_posle_shipyashchih_v_korne_slova.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова».
Цель деятельности учителя: Познакомить с орфограммой «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова»; выработать алгоритм применения изучаемой орфограммы.
Планируемые результаты.
Предметные: знать правило написания букв О-Ё после шипящих в корне слова; слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.
Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.
- Мотивация. Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит непростая, но интересная работа на уроке. Давайте определим ваш настрой на работу: все отлично// олично, не всё.
- Актуализация прежних знаний.
На прошлом уроке мы с вами закрепили тему «Строение слова». Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов теста.
- Целеполагание.
- Ребята, в городе Р случилась вот какая история. Я хочу вам прочитать небольшой текст.
«Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета».
- Интересная история? Скажите, кто герой этой истории? (Ответы записать на доске)
- Кто герой этой истории? (чёрт)
- Что он делал? (сидел на жёстком диване)
- Какой кофе пил чёрт? (дешёвый желудёвый)
- В какой одежонке сидел на диване чёрт? (в чёрной шёлковой)
- Что общего во всех записанных словах? (Во всех словах есть буквы Ч, Ш, Ж, Щ)
- Что вы можете сказать про эти согласные? (они шипящие)
- А какой звук слышится после этих шипящих? (звук О)
- В морфеме встречается данная орфограмма? (в корне)
- Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? (ожидаемый ответ ребят: речь на уроке пойдет о правописании букв О-Ё после шипящих Ш, Щ, Ж, Ч в корне слова).
- Давайте запишем тему урока.
- Определите цели сегодняшнего урока. Что нам предстоит узнать? (ответы ребят, учитель корректирует ответы)
- Практическая деятельность.
- Чтобы разобраться с написанием этих слов, я предлагаю вам пройти в лабораторию с табличкой «О-Ё в корне слова»
- Посмотрим, что произойдет со словом «жёсткий», если мы подберем к нему родственные слова .
Запись на доске:
жёсткий – жесть (какой звук слышим теперь после шипящего?)
чёрт – чертёнок
шёлковый – шелка
дешёвый – дешевле
чёрный – чернеть
- Какую особенность вы заметили? (учитель корректирует ответ ребят)
- Вы можете сформулировать самостоятельно правило?
- Ребята, а вы помните какую характеристику автор статьи дал черту? (чопорный) Кто знает значение этого слова? (чрезмерно строгий, щепетильный, надменный, выглядевший важно и строго).
- А какого цвета была скатерть? (шоколадного)
- Мы записали эти слова. Можно ли подобрать к ним родственные слова с буквой Е? (нет).
- Написание таких слов нужно запомнить.
- Первичное закрепление.
- Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно составить алгоритм наших действий.
1. Определить часть слова.
2. если орфограмма в корне, то подобрать родственные слова, в которых на месте буквы Ё будет буква Е..
3. Можно подобрать такое слово – пишем Ё.
Нельзя подобрать - пишем О (проверяем по словарю).
ФИЗМИНУТКА
- Предлагаю записать слова с изученной орфограммой (дети у доски по алгоритму определяют написание): крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты, шоу, чёлка, щёлкать, чёрствый, тяжёлый.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Я предлагаю вам сочинить конец истории черта, использую выше записанные слова. (5 минут)
Заслушать 2-3 работы. Редактировать.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Какую орфограмму мы сегодня с вами сегодня изучили?
- Выполнили ли мы работу согласно цели урока?
- Информация о домашнем задании.
- Параграф 39 (учебник Разумовской М.М., 2020 г.)
- Упр. 323 (по заданию) (можно дать творческое задание, например, составить меню для черта, используя слова на изученную орфограмму)
- Рефлексия учебной деятельности
- Какие трудности у вас появились в процессе работы?
- Как вы их преодолели?
- Какое настроение у вас сейчас?
- Всем хорошего дня и плодотворной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...
Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"
Карточка для учащегося к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...
Урок русского языка в 5 классе по теме "О и Ё после шипящих в корне слова"
Данный урок был разработан в рамках аттестации на высшую категорию. Цели урока:Образовательная: находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно пи...
Урок русского языка с презентацией в 5 классе по теме "Гласные "о" и "ё" после шипящих в корне слова".
Урок русского языка по теме "Буквы О–Ё после шипящих в корне". 5-й класс Название урока: «Лесная сказка».Тип урока: изучение нового материала.Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Букв...
Тема урока: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»
Урок русского языка для 5 класса разработан по ФГОС в соавторстве с учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара Косиди Т.Г....
Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"
Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....
- Мне нравится (1)