Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Составное именное сказуемое".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Хисамова Фания Фаузятовна

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Составное именное сказуемое".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavnoe_imennoe_skazuemoe.doc101.5 КБ
Office presentation icon sostavnoe_imennoe_skazuemoe.ppt82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе. МБОУ «Аллабердинская СОШ» учитель Хисамова Фания Фаузятовна

Тема урока: Составное именное сказуемое.

Цели урока:

  • познакомить детей с составным именным сказуемым;
  • знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого;
  • формировать культурную компетентность.

Задачи урока:

1. Развивающие:

  • уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;
  • развивать речь учащихся (работа с паронимами и фразеологизмами, поэтическими текстами);
  • расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике русских поэтов

2. Образовательные:

  • универсальные: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;
  • специальные: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)

3. Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, любви к родному слову.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.  Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

- Когда мы улыбаемся,

 мы реже ошибаемся.

 И чаще награждаемся

 подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок.

 А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.(1 минута)

II. Повторение пройденного на предыдущем уроке по теме «Составное глагольное сказуемое».

-Ребята,  какую тему изучили на том уроке? Какие сказуемые мы называем составными глагольными?( ответы детей).(5 минут)

-Молодцы.

- Ребята, это правило вы должны запомнить, потому что на региональном экзамене будет вопрос под номером А4: Укажите предложение, которое содержит составное глагольное сказуемое.

1) Весною я усиленно начал готовиться к экзаменам.

2) За ночь намело сугробы выше окон.

3) Ее зонтик был расшит цветными узорами.

4) Нам ближе и понятнее отечественная литература.

III. Подготовка к восприятию нового материала. Чтение стихотворения С.А. Есенина. Компьютер, слайд 2

- Но люблю тебя, Родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

-Перед вами отрывок из стихотворения С.Есенина. Ваша задача, переписать отрывок в тетради, вставляя пропущенные орфограммы. Перед этим запишите сегодняшнее число и классная работа. Оставьте строчку для темы урока.

(выполняют 2 минуты).

IV. Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы. Слайд 3.(1 минута)

-  Ребята, а какие-нибудь слова вам не показались похожими? Да, слова “кроткая” и “короткая”. Объясните их значение. Можно воспользоваться словарем, кстати, каким? Компьютер, слайд 4.Значение слов.

- Итак, перед нами – паронимы. Компьютер, слайд 5.

-Что же это за явление в языке? Обратите внимание, не однокоренные, а одкорневые, т.е. слова с одним корнем, но с разным лексическим значением. (2 минуты)

- О чем это стихотворение? (о любви к Родине) -Каждый человек обязан любить и охранять свою Родину, свою родную землю.

- Найдите грамматические основы в предложениях, подчеркните их. Определите знакомые вам виды сказуемых. Какое незнакомое сказуемое вам встретилось?

1 предл. – люблю / ПГС

2 предл. – разгадать не могу / СГС

3 предл. – весела/ ? А чем выражено сказуемое? Как вы думаете, как оно называется?(3 минуты)

V. Определение темы урока. Слайд 6

- Итак, тема урока: “Составное именное сказуемое”.Запишите в тетради.

VI. Целеполагание.

- Какую цель ставим к нашему уроку?

•        познакомиться с составным именным сказуемым;

•        знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого.(2 минуты).

VII. Объяснение новой темы.

- Как вы думаете, из каких частей состоит составное именное сказуемое? Вспомогательный глагол и именная часть. Компьютер, слайд 6.

-  Теперь выясним, какими словами может выражаться вспомогательный глагол:

1.        Молодой человек весёлый.  – на доске записано.

- Найдите сказуемое. Глагол быть в наст. времени отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. Попробуйте сказать в прошедшем и в будущем  времени.

 2.        глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться. Девочка казалась весёлой.

3.         глагол со значением движения, положения в пространстве приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть. Она сидела задумчивая.

VIII. Физминутка. (1 минута)

Продолжение изучения темы.

- А чем выражается именная часть? Слайд 7

  1. Это был трудный путь.
  2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.
  3. «Трижды девять – двадцать семь», - ответил ученик.
  4. Туфли мне впору.
  5. Правда светлее солнца.
  6. Да ты кто?
  7. На таком заводе два инженера – капля в море.

- Выпишите основы предложений и определите, чем выражены именные части. Работаем в паре.

- Самопроверка. Слайд 8

- Молодцы, ребята. Капля в море что вы скажете об этом сочетании? ( правильно, это фразеологизм)

-  Как вы понимаете выражение капля в море? ( мало).

-Какие фразеологизмы синонимы можете подобрать? (кот наплакал; по пальцам (можно) пересчитать; раз-два (да) и обчелся; с гулькин нос)

- Какие фразеологизмы антонимы? (хоть отбавляй; хоть пруд пруди)

Выводы: Чтение правила по учебнику стр. 64.

IX. Закрепление изученного.

1. Самостоятельная работа.

- Ребята, задания на карточках взяты из произведений, которые вы изучили на уроках литературы.

Работа по карточке. Разноуровневые задания.

 1. Младший вес... пош..л лицом в отца. ( К. Симонов)

 2. На ст..ле стоял.. б..льшая лампа. ( М.Горький)

3. С минуту они смотрели дру.. на дру..а молча, и лица у них были мокрые. (М. Горький) 4. Я, браток, свобо..ный ч..ловек. (М.Горький)

5. Теперь я уже не чу..ствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. (В. Короленко) (5 минут)

* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого. Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.

2. Проверка задания. (2 минуты)

3. А теперь мы поиграем в игру “Третий лишний”. (слайды 15, 16, 17, 18)  (5 минут)

Перед вами три предложения под буквами А), Б), В).

Давайте выделим грамматическую основу в 1 предложении – помогает сохранить  слайд 11

Во 2-ом – начинают собираться.

В 3-м – хороши.

Значит третий лишний какой? (В)

4. Выполнение упражнения по учебнику (резерв)

X. Рефлексия. А теперь сделаем итог урока. Вернемся к целям, которые поставили в начале урока. ( ответы детей) (5 минут)

-Какую оценку ставите себе за урок?

Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося

№ п/п

Виды деятельности

Оценка работы (комментарии)

Знаю

Умею

Сомневаюсь

1.

Нахождение основы предложения

 

 

 

2.

Определение вида сказуемого

 

 

 

3.

Знание частей речи

 

 

 

4.

Умение делать вывод.

 

 

 

X. Оценивание учителем.

XI. Закончить урок мне бы хотелось поэтическими строками нашего поэта-современника Е. Евтушенко:

Я часто брёл по бездорожью,

Но если, чистое тая,

Хранил в ладонях искру божью,

То это – Родина моя.

На свете всё небесконечно –

От океана до ручья,

Но если что - то в мире вечно –

То это – Родина моя.

Меня не станет, солнце встанет,

И будут люди и земля,

И если кто меня вспомянет,

То это – Родина моя.

- Да, Родина тебя никогда не забудет, главное и тебе не забывать о своей родине.

Дома параграф 21 выучить, работа по карточке и упражнение 108 на стр.65 ( по желанию).

Оценочный лист учителя

№ п/п

Виды деятельности учащихся

Оценки учеников

 (комментарии)

Вадим

Илюза

1.

Умение находить основу предложения

 

 

 

 

2.

Определение вида сказуемого

 

 

 

 

3.

Определение формы сказуемого

 

 

 

 

4.

Знание частей речи

 

 

 

 

5.

Умение делать вывод.

 

 

 

 

1 задание. Но люблю тебя Родина кроткая ()

А (за) что – разг__дать (не) м__гу.

В__села тв__я рад__сть к__роткая

(С) громк__й песн__й в__сной (на) лугу.

                                                 С.А. Есенин

2 задание.

Работа по карточке.

 1. Младший вес... пош..л лицом в отца. ( К. Симонов)

 2. На ст..ле стоял.. б..льшая лампа. ( М.Горький)

3. С минуту они смотрели дру.. на дру..а молча, и лица у них были мокрые. (М. Горький) 4. Я, браток, свобо..ный ч..ловек. (М.Горький)

5. Теперь я уже не чу..ствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. (В. Короленко) (5 минут)

* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого. Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.

Домашнее задание.

Я часто брёл по безд__рож__ю2,

Но если,  чистое тая3,

Хр__нил в ладонях искру бож__ю,

То это – Родина моя5.

На свете всё (не)бе(с,з)коне__но –

От ок__ана до руч__я,

Но если что (то) в мир__ веч__но3,

То это – Родина м__я.

Меня (не) стан__т, со__нце встан__т,

И будут люди и з__мля,

И если кто меня вспомян__т,

То это – Родина м__я.

                                                Е.Евтушенко

Оценить свою работу поможет вам оценочный лист

№ п/п

Виды деятельности

Оценка работы (комментарии)

Знаю

Умею

Сомневаюсь

1.

Нахождение основы предложения

 

 

 

2.

Определение вида сказуемого

 

 

 

3.

Знание частей речи

 

 

 

4.

Умение делать вывод.

 

 

 

Оценить свою работу поможет вам оценочный лист

№ п/п

Виды деятельности

Оценка работы (комментарии)

Знаю

Умею

Сомневаюсь

1.

Нахождение основы предложения

 

 

 

2.

Определение вида сказуемого

 

 

 

3.

Знание частей речи

 

 

 

4.

Умение делать вывод.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составное именное сказуемое.

Слайд 2

А4 Укажите предложение, которое содержит составное глагольное сказуемое. 1) Весною я усиленно начал готовиться к экзаменам. 2) За ночь намело сугробы выше окон. 3) Ее зонтик был расшит цветными узорами. 4) Нам ближе и понятнее отечественная литература.

Слайд 3

Но люблю тебя Родина кроткая () А (за) что – разг __ дать (не) м __ гу. В __ села тв __ я рад __ сть к __ роткая (С) громк __ й песн __ й в __ сной (на) лугу. С.А. Есенин

Слайд 4

Но люблю тебя , Родина кроткая ! А за что – разг а дать не м о гу. В е села тв о я рад о сть к о роткая С громк о й песн е й в е сной на лугу. С.А. Есенин

Слайд 5

Кроткий – незлобливый, ангельский, всепрощающий Короткий – непродолжительный, краткий

Слайд 6

Паронимы (от греч. para – рядом, возле + onyma – имя) – слова, близкие по звучанию, но различные по значению

Слайд 7

Составное именное сказуемое Цели: познакомиться с составным именным сказуемым; знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого.

Слайд 8

Составное именное сказуемое = вспомогательный глагол + именная часть

Слайд 9

Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого Это был трудный путь. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи. «Трижды девять – двадцать семь», - ответил ученик. Туфли мне впору. Правда светлее солнца. Да ты кто? На таком заводе два инженера – капля в море.

Слайд 10

Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого Именем существительным Кратким прилагательным Именем числительным Наречием Простой сравнительной степенью имени прилагательного Местоимением Фразеологизмом

Слайд 11

«Третий лишний» 1. А) Лес помогает человеку сохранить влагу в почве. Б) Скоро птицы начнут собираться в стаи. В) Особенно хороши леса ранней осенью.

Слайд 12

«Третий лишний» А) Мама стала волноваться за меня. Б) Оксана любила покрасоваться. В) Анна Викторовна была хороша.

Слайд 13

«Третий лишний» 2. А) Мы будем выступать послезавтра. Б) Вдруг соловей перестал петь. В) Я начал зачитываться Буниным.

Слайд 14

«Третий лишний» 3. А) Доказательство теоремы было правильным. Б) Размышления мои были не очень приятны. В) Я готов был с вами согласиться.

Слайд 15

Правильные ответы В (составное именное сказуемое) А (простое глагольное сказуемое) В (составное глагольное сказуемое)

Слайд 16

Домашнее задание: Я часто брёл по безд__рож__ю 2 , Но если, чистое тая 3 , Хр__нил в ладонях искру бож__ю, То это – Родина моя 5 . На свете всё (не)бе(с,з)коне__но – От ок__ана до руч__я, Но если что (то) в мир__ веч__но 3 , То это – Родина м__я . Меня (не) стан__т, со__нце встан__т, И будут люди и з__мля, И если кто меня вспомян__т, То это – Родина м__я . Е.Евтушенко

Слайд 17

Домашнее задание: Графически объяснить орфограммы. Выделить грамматическую основу. Указать вид сказуемых. Выполнить указанные виды разбора. § 21, материал справочника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...