урок русского языка 6 класс « Правописание сложных имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Стрелкова Любовь Александровна

Урок усвоения новых знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент урока русского языка в 6 классе.

Класс: 6 класс

УМК: Русский язык 6 класс. Разумовская М.М.

Учебный предмет: русский язык 

Тип урока:  урок усвоения новых знаний

Тема урока: « Правописание сложных имен существительных»

Цель деятельности учителя:  создавать условия для изучения правила, отработки умения слитно и через дефис писать сложные существительные.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – ориентируются на страницах учебника, отвечают на вопросы, соотносят слово с его морфемной структурой, знают способы словообразования, умеют выбирать правильное написание слов, образованных путем сложения.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Методы и формы обучения:

фронтальные, групповые, индивидуальные

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор

                                 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся

 Добрый день, ребята! У всех сегодня хорошее настроение?

- Все готовы активно работать на уроке?

- Каждый хочет получить только лишь оценку пять? (Ответы учащихся)

        Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с  русских пословиц: «Грамоте учиться – вперёд пригодится», «Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать», «В детстве не научишься - всю жизнь промучишься».  Как вы понимаете смысл этих пословиц? Что имеется в виду? (Варианты ответов). Надо сегодня поработать так, чтобы мы научились новому, и нам не пришлось бы в будущем краснеть от безграмотности (т.е. «мучиться»).

Приветствие друг друга

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на

учёбу, создание ситуации успеха);

коммуникативные  умение работать в коллективе

2.Актуализация знаний. Постановка проблемы урока. Целеполагание

-Чтобы не быть безграмотными, мы должны усвоить правила правописания, а каких именно, мы скоро узнаем. 1. Установите, какое из перечисленных существительных (голос, волос, вопрос, глаз) может служить исходным для данного словообразовательного гнезда.

Какими способами словообразования они образованы?

Перед вами слова: подберезовик, новость,  трудолюбие, школа-интернат.

-К какой части речи они относятся?

- Определите, каким способом они образованы? (4 ученика выходят к доске, выполняют словообразовательный разбор)

- Какие слова вы могли бы назвать сложными?

 Почему?

- Как эти слова пишутся?

-Можете ответить, почему эти слова пишутся по-разному? Сложно ответить?

- Чему мы должны научиться сегодня?

 - Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Какое слово в названии темы является сложным?

- Каким способом оно образовано? Как пишется?

-Ребята,  как интереснее открыть новое знание?

-Составим план выхода из затруднения?

Ответы детей:

- Волос.

Они образованы суффиксальным способом и прилагательное безволосый – приставочным

- Это имена существительные.

Учащиеся выполняют словообразовательный разбор на доске

-Трудолюбие, школа-интернат.

 

-Состоят из двух корней.

-Слитно и через дефис.

-Понять, когда сложные имена существительные пишутся слитно, когда через дефис

-Правописание сложных имен существительных.

-Правописание.

-Самим разобраться.

1.Понаблюдать 2.Сравнить 3.Обобщить, сделать выводы.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Изучение нового материала

Работа в группах:

Класс делится на 3 группы, вначале все учащиеся самостоятельно изучают правило по учебнику, обсуждают в группах, затем составляют кластеры и защищают свой проект, объясняя правило:

1 группа: Слитное написание сложных имен существительных.

2 группа: Дефисное написание сложных имен существительных.

3 группа: Правописание имен существительных с первой частью пол-

Кластер, составленный учащимися 1 группы:

Сложные существительные пишутся

С соединительными гласными о-е или без них

С иноязычными частями

Мореплаватель, лесоруб, стенгазета

Электродрель, биосфера, метеостанция, автогонки

Кластер, составленный учащимися 2 группы:

Сложные существительные пишутся через дефис

Обозначают названия промежуточных стран света

Состоят из самостоятельных слов без соединительных гласных

Обозначают географические названия и состоят из двух сущ., соединенных предлогом или союзом

Юго-запад, северо-восток

Кресло-качалка, друзья-приятели,

Ростов-на-Дону, Камень-на-Оби

Кластер, составленный учащимися 3 группы:

Существительные с первой часть пол-

Через дефис            Слитно

Перед прописными буквами: пол-Африки, Пол-Барнаула

Перед согласными: полтетради, полчаса

Перед гласными:

Пол-игры, пол-огурца

Перед буквой л: пол-лимона, пол-ложки

4. Первичное закрепление.

- Теперь, опираясь на вашу таблицу, расскажите друг другу правило о правописании сложных существительных

Рассказывают правило

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: самоопределение.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: самоопределение.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками

5. Практическая работа 

Задание 1. Закрепление правила о написании слов, образованных путем сложения. Творческий диктант. Ответить на вопросы с помощью сложных слов (4 вопроса): Кто ловит зверей? (зверолов) и т.д. (Стр.78, упр.177)

Проверка задания: взаимопроверка, дети обмениваются тетрадями, проверяют работы друг у друга.

Нормы оценок на доске:

«5» - ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;

«4» - допущено не более двух ошибок;

«3» - допущено 3-5 ошибок;

«2» - допущено более 5 ошибок.

Работа в парах по слайду презентации (взаимопроверка)

Познавательные УУД: формирование логических действий анализа объектов; установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Коммуникативные УУД: осваивать культуру общения, слушать товарища, строить монологическое высказывание.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном

6. Физминутка

- Встаньте. Посмотрите прямо, вверх, влево, вправо, вниз.

Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь.

- Сейчас я буду называть сложные имена существительные, которые пишутся или слитно или через дефис.

Если они пишутся слитно, то хлопаете в ладоши, если через дефис  – топаете ногами.

  1. Полчаса;
  2. Зоомагазин;
  3. Сан-Франциско
  4. Кресло-кровать;
  5. Лесоруб;
  6. Кафе-мороженое;
  7. Полуфабрикат;
  8. Пол-яблока;
  9. Видеонаблюдение.

Дети выполняют задания физминутки, закрепляя правило

Личностные УУД:

Формирование установки на здоровый образ жизни.

7.  Диагностика уровня усвоения знаний.

  1.      Какое существительное является сложным?

 1) исследователь        2) первооткрыватель       3) выключатель

  1. Какое сложное существительное имеет соединительную гласную?

1) (птице)лов       2) (фрукты)лекарства        3) (спорт)зал

  1. Какое  слово с первой частью пол- пишется слитно?

1) (пол)Америки     2) (пол)игры        3) (пол)книги

  1.   В каком ряду все существительные пишутся через дефис?

      1) (кино)театр, (глазо)мер, (спец)одежда        

      2) (северо)восток, (Санкт)Петербург, (друзья)приятели    

    3) (зоо)магазин, (пол)минуты, (кафе)мороженое

  1.   В каком ряду все существительные пишутся слитно?

   1) (микро)район, (пяти)этажка, (электро)самовар

    2) (пол)часа, (пол)лимона, (пол)мандарина

     3) (вело)гонки, (школа)интернат, (зоо)парк

  1. Какое слово написано неверно?

  1) сухофрукты   2) электро ток  3) теплоход

  1.  Какое слово является лишним?

    1) (кино)фестиваль  2) (диван)кресло 3) (плащ)палатка

Учащиеся выполняют тестовые задания, проверяют и получают оценки за тест.

Ответы:

1) 2

 2) 1

3) 3

 4) 2,

5) 1

6) 2

 7) 1

Познавательные УУД

1. Строить работу на основе алгоритма.

Коммуникативные УУД

1. Адекватно понимать информацию, извлеченную из текстового источника.

2. Осуществлять самоконтроль.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?  

-Как вы научились действовать?

- Свободно ли вы ориентируетесь в новой теме?

- Справились ли мы с задачей урока?

(Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся. Учащиеся выставляют оценки в дневники, заполняют Лист самооценки)

- личностные: приобретение мотивации к учебному процессу,

- познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё,

- коммуникативные: коммуникативные (оценка своей

работы),

9.Домашнее задание

Параграф-19, упр.-178

Лист самооценки  

ФИ ученика_______________________________________________________________

1

На уроке я работал

Активно / пассивно

2

Своей работой на уроке я

Доволен / не доволен

3

Урок для меня показался

Коротким / длинным

4

За урок я

Устал / не устал

5

Моё настроение

Стало лучше / стало хуже

6

Материал урока мне был

Понятен / не понятен

Полезен / бесполезен

Интересен / скучен

7

Домашнее задание мне кажется

Лёгким / трудным

Интересным / не интересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс

Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных".  Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...

Урок русского языка по теме"Род имен существительных"

Цели урока:Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов;Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами с...

Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Конспект урока русского языка "Путешествие в княжество Имени Существительного

Данный конспект предназначен для обобщения материала по теме "Имя существительное". Урок разработан в игровой форме....

Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".

Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...