урок русского языка в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок русского языка в 9 классе по теме «Понятие о бессоюзном сложном предложении».
Целью данного урока является: научить определять вид БСП и расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Задачи урока:
1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла;
3) определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
урок русского языка
«Понятие о бессоюзном сложном предложении».
9 класс
Цель урока: научить определять вид БСП и расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Задачи урока:
1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла;
3) определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи.
Тип урока: комбинированный.
1. Орфографическая разминка.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) п...крылось, п...сыпался, з...работать
2) снов..., влев..., изредк...
3) туч...ми, ч..рующий, впеч...тление
4) до...дь, корте..., е...жу
Какие орфограммы мы вспомнили, выполняя этот тест?
Правописание гласных в приставках – пОкрылось, пОсыпался, зАработать.
Правописание гласных в суффиксах наречий – сновА, влевО, изредкА.
Правописание гласных А, И, У после шипящих - тучАми, чАрующий (чары), впечАтление (печать).
Правописание проверяемых согласных в корне слова (оглушение и ассимиляция согласных звуков) – доЖдь, кортеЖ, еЗжу.
2. Объяснение нового материала.
Составьте ССП, СПП, БСП (по рядам), используя следующие простые предложения:
Небо снова покрылось тучами.
Посыпался холодный дождь.
ССП | СПП | БСП |
[Небо снова покрылось тучами], и [посыпался холодный дождь]. [ ], и [ ]. ССП | (1Когда небо снова покрылось тучами), [2посыпался холодный дождь]. (Когда...), [ ]. СПП
| [Небо снова покрылось тучами] - [посыпался холодный дождь]. [ ] – [ ]. БСП |
Итак, проанализировав получившиеся предложения, мы видим, что одно и то же содержание можно передать разными синтаксическими конструкциями, которые, несмотря на смысловую близость, отличаются друг от друга. Чем, как вы думаете?
В ССП простые, входящие в состав сложного, равноправны; союз И подчёркивает последовательность происходящих событий.
В СПП есть главное и придаточное времени, к которому мы задаём смысловой вопрос от главного предложения.
В БСП простые связаны друг с другом какой-то невидимой связью.
Чтобы понять, какой же невидимой связью соединены простые предложения в составе БСП, давайте посмотрим материал 31 параграфа. (Внимательно читаем отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» на странице 121, отвечаем на вопросы и приходим к выводу, что ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ БСП СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ ПРИ ПОМОЩИ ИНТОНАЦИИ. Проверяем свой вывод, читая правило на странице 122.)
Замените союзные предложения БСП, обратите внимание на интонацию.
Союзные предложения | БСП |
[Воздух чист], и [птицы весело щебечут].
[ ], и [ ]. ССП | [Воздух чист], и [птицы весело щебечут].
[ ], и [ ]. БСП Интонация ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ. |
[Осень припасает], а [зима поедает].
[ ], а [ ]. ССП | [Осень припасает] - а [зима поедает].
[ ] - а [ ]. БСП Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ. |
[Недаром говорится], (что дело мастера боится).
[ ], (что...). СПП с придаточным изъяснительным. | [Недаром говорится] : [дело мастера боится].
[ ]: что [ ]. БСП Интонация ПОЯСНЕНИЯ. |
Итак, в БСП смысловые отношения выражаются в устной речи ИНТОНАЦИЕЙ (ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ, СОПОСТАВЛЕНИЯ, ПОЯСНЕНИЯ), а на письме – ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ. Интонация подсказывает знаки препинания в БСП.
3. Закрепление изученного материала.
Выполняем упражнение 185 на странице 122. Читаем, анализируем два текса, сравниваем темп произнесения выделенных предложений, приходим к выводу, что в БСП пауза между частями более длительная, первый отрывок вызывает ощущение тревожности.
Запись предложений первого отрывка | «Полётное» повторение |
[Рассказ Гарина-Михайловского, насколько я его помню,таков]: а именно [лесной сторож, человек, углублённый в себя, подавленный одинокой жизнью и только чувствующий зверя в человеке, идёт, к ночи, в свою сторожку].
[.., вводное предл.,..]: а именно [..,приложение, /прич. об., прич. об. и прич. об./,..., обст. вр.,..]. БСП
Насколько3 – наречие. I. Обозначает признак действия, отвечает на вопрос в какой мере и степени? II. Неизменяемое слово, по значению наречие меры и степени. III. В предложении выполняет роль обстоятельства.
У-глубл-ённ-ый2 ← углубить (суффиксальный способ образования).
Чувств-у-ющ-ий2 ← чувствую (суффиксальный способ образования). | Объясните правописание НН в суффиксах страдательных причастий. (В суффиксах полных страдательных причастий с приставками УГЛУБЛЁННЫЙ, ПОДАВЛЕННЫЙ пишется -НН-.)
Какие ещё причастия есть в этом предложении?(Действительное – ЧУВСТВУЮЩИЙ.)
Назовите виды сказуемых, которые вам встретились в этом предложении. (Составное именное – ТАКОВ, простое глагольное – ИДЁТ.)
Какой частью речи выражено составное именное сказуемое?(Таков – УКАЗАТЕЛЬНОЕ местоимение.)
Какие ещё разряды местоимений встретились в этом предложении? (Я – ЛИЧНОЕ, его – ЛИЧНОЕ, себя – ВОЗВРАТНОЕ, свою – ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ.)
Обратите внимание на ударение в словах, выделенных в рамке. Составьте с ними сочетания слов. Углублённый анализ фундамент углублён тема сочинения углублена содержание реферата углублено углубишься в тему углубит котлован |
[Обогнал бродягу], и [пошли вместе].
[двусост. неполное], и [односост. неопр.-личное]. БСП | Какие виды односоставных предложений вы ещё знаете? Приведите примеры. (Люблю грозу вначале мая. – Опр.-личн. Цыплят по осени считают. – Обобщ.-личн. Светало. – Безл. Зима... – Назывное.) Определите способ образования глаголов. (Приставочный.) А суффикс –Л-? (Это формообразующий суффикс, суффикс глаголов прошедшего времени.) Вычлените из простых предложений, входящих в состав сложного, словосочетания и определите вид подчинительной связи. (Обогнал (кого?) бродягу – управление; пошли (как?) вместе – примыкание.) Какой ещё вид подчинительной связи в словосочетаниях вы знаете? Приведите пример. (Бродяга (какой?) одинокий – согласование.) |
Вялая и осторожная беседа людей, /взаимно не верящих друг другу/.
сущ., /прич. об./ | Объясните раздельное написание НЕ с причастием. (Не верящих (кому?) друг другу. – НЕ пишем раздельно, т. к. у причастия есть зависимое слово.)
Чем осложнено это простое предложение? (Двумя однородными определениями, связанными союзом И, выраженными прилагательными; обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)
Выпишите словосочетания со связью согласование. (Вялая беседа; осторожная беседа; людей не верящих...) |
[Собирается (гл.) гроза (сущ.)],и [в (пр.) природе (сущ.) чувствуется (гл.) напряжение (сущ.)]... (Повест., невоскл., сложное, [ ], и [ ]. БСП; 1 простое двусост., нераспр.; 2 простое двусост., распр.)
| Объясните правописание корня в слове СОБИРАЕТСЯ.(Чередование гласных в корне: -бИр-А-//-бЕр-.)
Какая орфограмма объединяет глаголы СОБИРАЕТСЯ, ЧУВСТВУЕТСЯ? (Правописание –ТСЯ- .) |
Обратите внимание на теоретический материал на странице 125.
Что необходимо для верного понимания смысловых отношений между простыми в составе БСП? (КОНТЕКСТ.)
Подберите однокоренные слова к слову КОНТЕКСТ, покажите способ их образования.
контекст-н-ый вне-контекстный
контекст-ов-ый
контекст-у-альн-ый
Так каким способом образованы эти прилагательные? (Суффиксальным и приставочным.)
4. Игра «Аукцион».
Зная особенности интонации БСП с разными значениями, произнесите как можно больше вариантов БСП и запишите только схемы, верно расставляя знаки препинания, предложения из упражнения 189. (Ученик произносит предложение, класс составляет схему.
БСП | Схемы в тетрадях |
[Мальчик вздрогнул], и [удочка вырвалась из рук]. | [ ], и [ ]. БСП Интонация ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ. |
[Мальчик вздрогнул]: потому что [удочка вырвалась из рук]. | [ ]: потому что [ ]. БСП Интонация ПОЯСНЕНИЯ. |
[Стало прохладно]: потому что [наступил вечер]. | [ ]: потому что [ ]. БСП Интонация ПОЯСНЕНИЯ. |
[Когда Наступил вечер] - [стало прохладно]. | [Когда Время] - [ ]. БСП Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ. |
[ Наступил вечер] – поэтому [стало прохладно]. | [ ] - поэтому [следствие]. БСП ИнтонацияСОПОСТАВЛЕНИЯ. |
[Подул ветер], и [штора заколыхалась]. | [ ], и [ ]. БСП Интонация ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ. |
[Когда Подул ветер] - [штора заколыхалась]. | [Когда Время] - [ ]. БСП Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ. |
[ Подул ветер] - поэтому [штора заколыхалась]. | [ ] - поэтому [следствие]. БСП ИнтонацияСОПОСТАВЛЕНИЯ. |
[Штора заколыхалась]: потому что [подул ветер] | [ ]: потому что [ ]. БСП Интонация ПОЯСНЕНИЯ. |
[Мать перестала петь], и [ребёнок уснул]. | [ ], и [ ]. БСП Интонация ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ. |
[Мать перестала петь]: потому что [ребёнок уснул]. | [ ]: потому что [ ]. БСП Интонация ПОЯСНЕНИЯ. |
[Ребёнок уснул] - поэтому [мать перестала петь]. | [ ] - поэтому [следствие]. БСП ИнтонацияСОПОСТАВЛЕНИЯ. |
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Прочитайте отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» (упр. 192, стр. 128). Выпишите БСП, укажите грамматические основы, обозначьте границы простых в составе сложных, начертите схемы БСП.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....