урок русского языка в 8 классе по теме "Дополнение"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Конспект урока русского языка. Тема урока: "Дополнение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnenie.docx | 28.24 КБ |
dopolnenie.pptx | 1.98 МБ |
laboratornaya_rabota.docx | 29.36 КБ |
tablitsa.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Дополнение
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с особенностями второстепенного члена предложения – дополнения; определять вид и способ выражения дополнения; разграничить роль инфинитива – дополнения и части составного глагольного сказуемого; использовать в речи дополнения разных типов.
Планируемые результаты: учащиеся владеют всеми видами речевой деятельности, навыками информационной переработки прочитанного текста; способны излагать свои мысли; выразить свое отношение к фактам окружающей действительности; осуществляют речевой самоконтроль;
знают и умеют определять виды дополнений; различают инфинитив-дополнение и часть составного глагольного сказуемого; используют в речи дополнения, соблюдая грамматические нормы;
осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; совместно выполняют учебную задачу;
проявляют уважительное отношение к родному языку; демонстрируют словарный запас; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и осуществляют самоконтроль, сравнивая результаты своей работы с образцом.
Технологии: проблемного обучения, компьютерные; игровая
- Организационный момент (включить проектор, проверить состав групп; приветствие; уроки русского языка - уроки сохранения традиций родной речи. Запись числа в тетради)
- Актуализация знаний.
Орфографическо-синтаксическая разминка. (СЛАЙД )
- Посмотрите на записанные на слайде конструкции. Предлагаю вам, опираясь на них, вспомнить о синтаксических понятиях, а также объяснить орфограммы. Запишем ответы на мои вопросы в столбик (оформленный на доске).
1) найдите словосочетание, слова в котором связаны с помощью типа связи примыкание (держит крепко)
2) найдите среди конструкций ту, что не является ни предложением, ни словосочетанием (осенний и зимний/ односоставное)
3) вид синтаксической единицы под номером 5 (предложение)
4) как называется предложение с одним главным членом (односоставное)
5) глагольное словосочетание, слова в котором связаны по типу управление (ловит мышь)
6) вид словосочетания 8 по главному слову (наречное)
7) словосочетание, слова в котором связаны с помощью согласования (единственный вариант)
8) охарактеризуйте вид предложения 5 по интонационной окраске (невосклицательное)
9) обратный порядок слов в предложении (инверсия)
10) подлежащее в предложении 2 (ель)
- Теперь обратите внимание на первые буквы в каждой строчке. Если вы выполнили задание верно, то перед вами тема нашего урока. (Дополнение) (СЛАЙД )
- Формулирование темы и целей урока. Проблемная ситуация.
- Что вы знаете о дополнении?
- Как вы думаете, всё ли вам уже известно об этом второстепенном члене предложения?
- Сравните дополнения: (СЛАЙД )
Рассказываю историю – Рассказываю о приключениях
- Можете ли вы сказать, в чем отличие этих дополнений? Какова же цель нашей работы на этом уроке? (узнать о разных типах дополнений; о изобразительно-выразительных возможностях этого члена предложения)
- Исследовательская работа учащихся
- Предлагаю вам выполнить задания лабораторной работы и начать заполнять таблицу «Второстепенные члены предложения» для вашего портфолио.
- Давайте проверим, какие открытия вы смогли сделать при выполнении заданий в группах.
Способы выражения дополнения | Примеры (словосочетания) |
1. Имя существительное | |
2.Местоимение | |
3.Имя прилагательное, имя числительное в значении существительного | |
4.Инфинитив | |
5. Цельное словосочетание и фразеологизм |
- Как отличить инфинитив- часть составного глагольного сказуемого и дополнение?
(надо узнать, какое действие обозначает инфинитив: если самого деятеля, то перед нами сказуемое, а если действие относится к другому лицу, то это дополнение)
- Что еще смогли выяснить при выполнений работы?
(Есть дополнения прямые и косвенные)
- Физминутка.
Предлагаю вам закрепить умение различать прямые и косвенные дополнения при выполнении упражнения «Сели-встали»
Рубит дрова
Задумался над заданием
Увидел в окне
Зашёл за другом
Увидел друга
Зашел в дом
Кормил кота
Не увидел оценки
Выпил из чашки
Выпил чая
Зевнул на уроке
Присел на стул
Увидел утром !!!
- Применение полученных знаний
Предлагаю вам определить роль дополнений в тексте.
Солнце горы золотило,
Золотило облака.
Воды светлые катила
В яркой зелени река.
И казалось, эти воды
Унесли с собою вдаль
И недавние невзгоды,
И недавнюю печаль.
И как будто воротилась
Снова дней моих весна;
Сердце весело так билось,
Так душа была ясна.
Всё, чего душа просила
Так напрасно с давних пор,
Всё природа ей дарила:
И свободу, и простор!
Алексей Плещеев
- Определите основную мысль текста и укажите роль дополнений при её выражении.
- Используя данные дополнения и придумывая собственные, составьте собственный текст о воздействии природы на ваш внутренний мир, на вашу душу.
- Самооценка деятельности - тест. (СЛАЙД )
- Рефлексия. Вспомните: в начале урока вам было трудно объяснить различие между дополнениями. Теперь вы можете сравнить их. Что вы узнали об этом второстепенном члене предложения? (СЛАЙД )
- Подведение итогов. Задание на дом: п.24 и таблицу учить, упр.124,130
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орфографическо-синтаксическая разминка Держ__т крепко Солнце закрыва__т ель. Осе__ий и зимний Единстве__ый вариант Осень д__ждливая . Одн__составное Ловит мыш__ (Не)далеко от дома
Проверим: Д ержит крепко О сенний и зимний/ О дносоставное П редложение О дносоставное Л овит мышь Н аречное Е динственный вариант Н евосклицательное И нверсия Е ль
Дополнение
Сравните дополнения : Рассказываю историю Рассказываю о приключениях
Цель работы на уроке Узнать о видах дополнений, способы выражения дополнения Выявить изобразительно-выразительные возможности дополнения
Прочитаем стихотворение Алексея Плещеева
Солнце горы золотило , Золотило облака . Воды светлые катила В яркой зелени река. И казалось, эти воды Унесли с собою вдаль И недавние невзгоды , И недавнюю печаль . И как будто воротилась Снова дней моих весна; Сердце весело так билось, Так душа была ясна. Всё, чего душа просила Так напрасно с давних пор, Всё природа ей дарила : И свободу , и простор !
золотило горы золотило облака катила воды унесли невзгоды , печаль дарила свободу , простор
Проверим свои знания
1. Дополнение отвечает на вопросы: а) кто? что? б) какой? какая? какие? в) косвенных падежей г) где? куда? откуда?
2. Найдите предложение с прямым дополнением а) Книги лежали на столе. б) Живу, горжусь сынами. в) Лесник шагнул через порог. г) Хозяйка жарко натопила печь.
3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме а) Мать велела поставить чайник. б) Мы решили укрыться от дождя. в) Желание учиться овладело мальчиком. г) Помнить - значит предвидеть.
4. Укажите предложение с косвенным дополнением а) Бабушка взяла свитер. б) Я пишу письмо другу. в) Я рисую картины. г) С горы хорошо видно дом и школу.
5. Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение а ) В городе мы посетили этнографический музей. б) В городе мы посетили этнографический музей . в) После обеда Алексей сел за стол и написал письмо . г) Художник нарисовал автопортрет.
Проверим: В Г А Б А
Что вы узнали о дополнениях? Рассказываю историю Рассказываю о приключениях
Задание на дом Выучить материал таблицы Упражнение 124 или Составить свой текст (4-5 предложений), в котором дополнения выражены инфинитивом Упражнение130 (устно)
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа «Второстепенные члены предложения. Дополнение» 1
Дано: | 1)Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи. 2)Поговори со мною, мама, о чем-нибудь поговори. 3) Помни, помни только хорошее про себя и меня. 4) Малыш попросил мать купить ему игрушку. 5) В степи вёрст за шестьдесят от крепости видел он (урядник) множество огней. |
Цель: |
|
Справочный материал: учебник - §24 учебника
Важно: чтобы различить инфинитив – составное глагольное сказуемое и инфинитив – дополнение, надо иметь в виду, что глаголы, входящие в составное сказуемое, обозначают действие одного и того же лица (подлежащего); дополнение же, выраженное глаголом в неопределённой форме, обозначает действие другого лица. Сравните: Евгения начала выбирать ягоды. – Я прошу тебя подумать.
Произведите опыт, чтобы узнать способы выражения прямого дополнения: |
|
Предложение для опыта | Мама принесла нам молоко, яйца, картофель, хлеб. |
В таблицу внесите только словосочетания из полученных предложений.
Лабораторная работа «Второстепенные члены предложения. Дополнение» 2
Дано: | 1)Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи. 2)Поговори со мною, мама, о чем-нибудь поговори. 3) Помни, помни только хорошее про себя и меня. 4) Малыш попросил мать купить ему игрушку. 5) В степи вёрст за шестьдесят от крепости видел он (урядник) множество огней. |
Цель: |
|
Справочный материал: учебник - §24 учебника
Важно: чтобы различить инфинитив – составное глагольное сказуемое и инфинитив – дополнение, надо иметь в виду, что глаголы, входящие в составное сказуемое, обозначают действие одного и того же лица (подлежащего); дополнение же, выраженное глаголом в неопределённой форме, обозначает действие другого лица. Сравните: Евгения начала выбирать ягоды. – Я прошу тебя подумать.
Произведите опыт, чтобы узнать способы выражения прямого дополнения: |
|
Предложение для опыта | Мама принесла нам молоко, яйца, картофель, хлеб. |
В таблицу внесите только словосочетания из полученных предложений.
Лабораторная работа «Второстепенные члены предложения. Дополнение» 3
Дано: | 1)За добро добром люди платят. 2)Не заводи о прежнем слова 3) Через несколько дней меня выслушал врач. 4) Я знаю его ахиллесову пяту. 5) Лейтенант всего лишь просит огоньку туда подбросить. |
Цель: |
|
Справочный материал: учебник - §24 учебника
Важно: чтобы различить инфинитив – составное глагольное сказуемое и инфинитив – дополнение, надо иметь в виду, что глаголы, входящие в составное сказуемое, обозначают действие одного и того же лица (подлежащего); дополнение же, выраженное глаголом в неопределённой форме, обозначает действие другого лица. Сравните: Евгения начала выбирать ягоды. – Я прошу тебя подумать.
Произведите опыт, чтобы узнать способы выражения прямого дополнения: |
|
Предложение для опыта | Хозяйка принесла молоко и хлеб. |
В таблицу внесите только словосочетания из полученных предложений.
Лабораторная работа «Второстепенные члены предложения. Дополнение» 4
Дано: | 1)За добро добром люди платят. 2)Не заводи о прежнем слова 3) Через несколько дней меня выслушал врач. 4) Я знаю его ахиллесову пяту. 5) Лейтенант всего лишь просит огоньку туда подбросить. |
Цель: |
|
Справочный материал: учебник - §24 учебника
Важно: чтобы различить инфинитив – составное глагольное сказуемое и инфинитив – дополнение, надо иметь в виду, что глаголы, входящие в составное сказуемое, обозначают действие одного и того же лица (подлежащего); дополнение же, выраженное глаголом в неопределённой форме, обозначает действие другого лица. Сравните: Евгения начала выбирать ягоды. – Я прошу тебя подумать.
Произведите опыт, чтобы узнать способы выражения прямого дополнения: |
|
Предложение для опыта | Хозяйка принесла молоко и хлеб. |
В таблицу внесите только словосочетания из полученных предложений.
Лабораторная работа «Второстепенные члены предложения. Дополнение» 5
Дано: | 1)Уже с трудом различал я отдалённые предметы 2) Они о чем-то болтали, смеялись. 3) Я не советую всем углубляться в эту проблему. 4) Лук семь недугов лечит. 5) Здоровому врач не надобен. |
Цель: |
|
Справочный материал: учебник - §24 учебника
Важно: чтобы различить инфинитив – составное глагольное сказуемое и инфинитив – дополнение, надо иметь в виду, что глаголы, входящие в составное сказуемое, обозначают действие одного и того же лица (подлежащего); дополнение же, выраженное глаголом в неопределённой форме, обозначает действие другого лица. Сравните: Евгения начала выбирать ягоды. – Я прошу тебя подумать.
Произведите опыт, чтобы узнать способы выражения прямого дополнения: |
|
Предложение для опыта | Петя натаскал дрова в сарай. |
В таблицу внесите только словосочетания из полученных предложений.
Лабораторная работа «Второстепенные члены предложения. Дополнение» 5
Дано: | 1)Уже с трудом различал я отдалённые предметы 2) Они о чем-то болтали, смеялись. 3) Я не советую всем углубляться в эту проблему. 4) Лук семь недугов лечит. 5) Здоровому врач не надобен. |
Цель: |
|
Справочный материал: учебник - §24 учебника
Важно: чтобы различить инфинитив – составное глагольное сказуемое и инфинитив – дополнение, надо иметь в виду, что глаголы, входящие в составное сказуемое, обозначают действие одного и того же лица (подлежащего); дополнение же, выраженное глаголом в неопределённой форме, обозначает действие другого лица. Сравните: Евгения начала выбирать ягоды. – Я прошу тебя подумать.
Произведите опыт, чтобы узнать способы выражения прямого дополнения: |
|
Предложение для опыта | Петя натаскал дрова в сарай. |
В таблицу внесите только словосочетания из полученных предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
- Мне нравится (1)