Отличие вводных слов от членов предложения. Готовимся к ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
В ходе урока рассматривается отличие вводных слов от омонимичных частей речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.doc_vvvv_slova.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку
в 11 классе на тему
«Отличие вводных слов от членов предложения».
Готовимся к ЕГЭ.
Учитель: Нефедова И. В.
Задачи урока:
Обучающая:
Актуализировать материала о вводных словах ,закрепить изученное, отработать умения отличать вводные слова от членов предложения, проконтролировать степень усвоения знаний с помощь тестового материала.
Развивающая:
Развивать речь, умение анализировать, сопоставлять, формулировать выводы. Совершенствовать навыки решения тестового материала , пунктуационную грамотность учащихся.
Воспитательная:
Воспитывать интерес и бережное отношение к языку. Формировать мировоззрение и творческие способности учащихся.
Формы работы: фронтальная, поисковая, индивидуальная, самостоятельная .
Метод приемы : работа с электронным заданием (тестирование), беседа по вопросам
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Цели урока.
Образовательные: изучить и осмыслить вопрос о разграничении вводных слов и членов предложения; выявить признаки вводных слов ;
сформировать навык выделения запятыми вводных слов и их отсутствия при омонимичных частях речи.
Развивающие: развивать речь, умение анализировать, сопоставлять, формулировать выводы. Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к языку;. формировать мировоззрение и творческие способности учащихся . Формы работы: фронтальная, поисковая, индивидуальная, самостоятельная .
Оборудование: раздаточный материал для самостоятельной работы уч-ся, карточки с индивидуальными заданиями, компьютер . проектор..
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний .
- Какие слова называются вводными? -Какую роль играют в тексте? На какие группы по значению делятся?
В в о д н ы е с л о в а — это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает.
Группы вводных слов
Примеры
1. Слова, выражающие чувства
К сожалению, к радости, к прискорбию
2. Слова, выражающие оценку реальности
Возможно, может быть, должно быть, по всей вероятности, видимо
3. Слова, указывающие на источник высказывания
Говорят, по мнению…
4. Слова, указывающие на последовательность мыслей
В-третьих, наконец, итак, например, в общем, видно
5. Слова, употребляемые с целью привлечения внимания
Извините, кстати, допустим, между прочим
6. Слова, указывающие на приёмы и способ оформления мыслей
Вообще-то говоря, собственно говоря, словом, впрочем
7. Слова, указывающие меру
По крайней мере, самое большее
8. Слова, выражающие экспрессивность
Смею сказать, честно говоря
9. Слова, выражающие степень обычности того, о чём говорится
По обыкновению, бывало 3 .Подготовка к восприятию темы.
-Каковы трудности при выделении вводных слов и предложений? Это проблема, которую мы должны с вами разрешить, выполнив ряд заданий.
Работа с текстом. (Ученик работает у доски)
1.Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите разряды вводных слов по значению. Объясните правописание частиц в тексте.
К счастью, папы нет дома, мама тоже куда-то ушла. Значит, можно ни у кого не спрашиваться. Мне, по правде сказать, интересно побывать у Любочки, соседки, живущей на одном дворе с нами: я у нее еще никогда не была.
Любочка, взяв мою руку, увлекает меня за собой в ту дверь, из которой она появилась. Там, оказывается, лестница, по которой мы попадаем в квартиру Зильбербергов.
В общем, у Любочки неинтересно. Ни в прятки, ни в жмурки играть нельзя – негде. У Любочки, правда, много игрушек, но чуть возьмёшь которую-нибудь в руки, Любочка начинает тревожно зудить: «Осторожно! Не урони!»
Работа с классом.
2. Задание. Устный пунктуационный разбор.
Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет?
а) Без музыки я не мыслю творческой жизни , без нее не может быть фантазии и окрыленности.
б) Быть может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку.
– Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения? (Уч-ся высказывают предположения, пытаются объяснить постановку знаков препинания ). Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов , то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
3 Задание. Цифровой диктант, который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения.
Учитель диктует предложения, учащиеся должны указать номера предложений с вводными словами.
1. КАЖЕТСЯ, шепчут колосья друг другу.( Н. Некрасов) 6. Мир кажется мне книгой.
2. Вы, верно, едете в Ставрополь? 7. Задача решена верно.
3. Ваше право на отпуск бесспорно. 8. Бесспорно , огурец и с дом величиной диковинка(И. Крылов
4. Правда , с годами мои стихи делались менее нарядными.9 . Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Пословица)
5. Дождь, казалось, зарядил надолго. 10. Море на сотни миль казалось пустынным.
4. Постановка проблемы исследования.
Очевидно, что пред нами предложения, в которых встречаются омонимичные слова: вводное слово кажется и часть составного именного сказуемого кажется, вводное слово верно и обстоятельство образа действия, именная часть составного сказуемого и вводное слово бесспорно, вводное слово правда и подлежащее, вводное слово казалось и сказуемое. Как их различить на письме и в устной речи, а значит, правильно поставить знаки препинания– вот в чем заключается проблема.
Сообщение группы учащихся (2 человека) «Разграничение вводных слов и членов предложения» « Вводными называются слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением . К ним нельзя задать вопрос от другого члена предложения. Они не являются членом предложения. Могут стоять в начале, в середине и в конце предложения.
Знаки препинания при вводных словах.
Вводные слова, стоящие в начале, в середине и в конце предложения, выделяются запятыми.
К сожалению, никто из посторонних не заглядывал в эти места.
Мать, наверное, приехала. Если вводные слова стоят рядом, то они разделяются запятыми.
Итак, к нашему удивлению, горы оказались всего в двух километрах от нас.
От предшествующего сочинительного союза вводные слова отделяются запятой
Но, быть может, читателю уже наскучило сидеть со мною у Овсянникова.
Вводные слова а значит, а впрочем включают в себя союз и не отделяются от него запятой.
А значит, он ни в чем не виноват.
Запятая не ставится, если перед вводным словом стоит присоединительный союз.
И кроме того, предстояло закупить продукты и снаряжение для двухлетней экспедиции.
Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, оно не отделяется от него запятой.
Он достал лист бумаги и ручку, должно быть специально приготовленные. Слово однако может быть как вводным словом, так и равно по значению союзу но.
4. Оценочно-рефлексивный этап.
Самостоятельная работа: выполнение письменного тестового задания (на оценку)
Тестовые задания для закрепления изученного материала
по теме «Омонимия вводных слов и членов предложения» В каком предложении слово однако является вводным и выделяется с двух сторон запятыми?
1) Работа над проектом идет однако до конца еще далеко.
2) Трудно поверить что изба построена без единого гвоздя однако это так.
3) Письмо написано корявым почерком с помарками однако без ошибок.
4) Каждый день небо заволакивало тучами дождь однако так и не пошел.
2. В каком предложении слово наконец является вводным и выделяется с двух сторон запятыми?
1) Очертания гор становились все бледнее и наконец совсем растаяли.
2) Юре не хватает терпения, внимания и наконец знаний.
3) Поезд медленно шел вдоль платформы и наконец остановился.
4) Репетиции продолжались несколько месяцев. Наконец был объявлен день премьеры.
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Генерал (1) казалось (2) не слышал слов капитана (3) однако (4) это впечатление было обманчивым.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 3, 4
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Раннюю поэзию С.Маршака (1) пожалуй (2) можно назвать импрессионистической, ведь она (2) кажется (3) призрачной, и каждый образ оставляет впечатление тайны.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В организации внешнего театрального действия Чехов (1) по мнению многих критиков (2) отступил от канонов классической драмы. Главное событие пьесы (3) казалось (4) передвинутым за сцену.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Язык (1) по мнению лингвистов (2) сложная система, которая включает более простые системы: фонетическую, морфологическую, лексическую. Было бы неправильно (3) однако (4) полагать, что каждая из этих систем независима от других.
1) 1, 2 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
Ответы: 1 – 4); 2 – 2); 3 – 3); 4 – 1); 5 – 4); 6 – 4)
5 . Развитие речи учащихся
Работа с текстом .
1) Прочитайте текст. Определите проблему и авторскую позицию .
1) Зависть – это болезнь. (2)Сравнивая себя с другим человеком, мы заранее признаем свое поражение, ведь сильному человеку никогда не придет в голову сравнивать себя со слабым. (3)На мой взгляд, для того чтобы быть совершенным, человеку достаточно быть собой.(4)Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек оказывается неподвластным этому горькому чувству. (5)Но, с другой стороны, можно чувство зависти сделать источником для своего личностного роста. (6)Видя, как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности, напрячь все свои силы, помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – разумное занятие для достойного человека.
(Д. С. Лихачев)
(Что такое зависть? Каково её влияние на человека? ) )Выскажите свое мнение по проблеме, поднятой Д. С.. Лихачевым, используя вводные слова.
V I. Подведение итогов урока
V I I . Домашнее задание:
Напишите сочинение по данному тексту, п.81, упр. 438., привести 4 примера с вставными конструкциями и выявить их отличие от вводных слов и предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация" Предложения с вводными словами,словосочетаниями и предложениями."
Цели данной презентации:активизировать понятие о вводных словах;расширить знания о вводных конструкциях; познакомить с правилами оформления вводных слов, словосочетаний и предложений, а также дать пон...
Презентация "Отличай вводные слова!" (схема и задания)
Предлагаемая схема в виде слайда помогает увидеть основные отличия вводных слов от других конструкций, предложенный дидактический материал позволяет учащимся самостоятельно проверить знания. Пре...
Конспект урока по теме "Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения"
Урок русского языка в 11 классе в рамках подготовки к ЕГЭ...
Урок русского языка "Отличие вводных слов от синтаксических омонимов"
Урок усвоения нового материала по теме "Вводные слова"...
Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения, обособленных дополнениях. Обобщающее повторение
Урок русского языка в 11 классе в рамках проверки по подготовке ЕГЭ с применением ИКТ....
Омонимия вводных слов и членов предложения.
Урок посвящен обобщению материала по теме: "Омонимия вводных слов и членов предложения". Проводится в 11 классе для актуализации знаний в предверии ЕГЭ. Данная тема всегда была и остается "западающей"...
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ.
К конспекту прилагается презентация....