Омонимия вводных слов и членов предложения.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Шкунова Ольга Валерьевна

Урок посвящен обобщению материала по теме: "Омонимия вводных слов и членов предложения". Проводится в 11 классе для актуализации знаний в предверии ЕГЭ. Данная тема всегда была и остается "западающей", поэтому надеюсь, что данная методическая разработка поможет коллегам в подготовке к урокам по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_o.u._11.docx26.55 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku_11_klass.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе.

Тема урока: «Омонимия вводных слов и членов предложения».

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся (приложения), карточки для выполнения задания по группам, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft PowerPoint.

Цели урока:

  1. Осмысление и теоретическое обоснование вопроса о разграничении вводных слов и членов предложения.
  2. Выяснение стилистических функций вводных слов и вставных конструкций.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Выявить признаки вводных слов и способы их обнаружения;

2. Проанализировать эффективность данных способов;

3. Сформировать навык выделения запятыми вводных слов и их отсутствия при омонимичных частях речи.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, монологическую речь учащихся.

2. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные:

1. Развивать коммуникативные компетенции учащихся (работа в группах, толерантное отношение к партнёру).

2. Воспитывать чуткое отношение к родному языку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Лексическая разминка. Игра «Найди пару» (слайд №2).
  3. Актуализация знаний.

-защита проекта, представленного группой учащихся «Языковеды» (история омонимии; лингвисты, работавшие над этой темой).

- 2 ученика на доске воспроизводят по памяти разряды вводных слов по значению.

- коллективная работа: ребята оценивают качество выполненной работы и дополняют (по необходимости) своими примерами:

1. Выражают чувства говорящего.

2. Указывают на приёмы и способы оформления мыслей.

3. Указывают на источник сообщения.

4. Выражают оценку говорящего степени достоверности сообщаемого.

5. Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения.

6. Слова, обращённые к собеседнику с целью привлечь его внимание

к сообщаемому.

        

  1. Операционно - исполнительский этап.

  1. Постановка проблемы

         а) Создание проблемной ситуации (слайд №3, 4).

Проанализируйте данные предложения. На месте каких цифр должны, по-вашему, стоять знаки препинания?

Усевшись где-нибудь на кургане в степи, или на холмике под рекой, или (1) наконец(2) на хорошо знакомом утёсе, слепой слушал лишь шелест листьев. (В.Г. Короленко) Быстро ушли все наличные деньги, бриллианты жены (3) наконец (4) и большая часть приданого дочери. (И.А.Гончаров)

Учащиеся высказывают предположения, пытаются объяснить постановку знаков препинания.

           б) Постановка проблемы исследования.

Очевидно, что пред нами два предложения, в которых встречаются омонимичные слова: вводное слово наконец и наречие наконец. Как их различить на письме и в устной речи, а значит, правильно поставить знаки препинания и интонировать предложения – вот в чем заключается проблема нашего урока.

2)      Определение темы исследования

Уч-ся самостоятельно формулируют тему, учитель при необходимости корректирует её. Тема урока записывается на доске ( или слайд № 5) и в тетрадях.

3)Формулирование цели исследования

На доске записаны начальные фразы целей урока. Уч-ся с помощью учителя дополняют их.

- изучить и осмыслить (теоретическое обоснование вопроса);

- выявить признаки (вводных слов) и способы (их обнаружения);

- проанализировать эффективность (данных способов);

- сформировать навык (выделения запятыми вводных слов и их отсутствия при омонимичных частях речи)

4)Выдвижение гипотезы

Учащиеся получают раздаточный материал с предложениями, содержащими омонимичные слова. (См. Приложение 1) Высказываются предположения, по каким признакам следует разграничивать вводные слова и члены предложения. Все версии записываются в тетрадях (самостоятельно).

5)Пути решения проблемной ситуации

- проанализировать примеры;

- прочитать и осмыслить теоретический материал;

     - определить критерии разграничения вводных слов и членов предложения.

6)      «Открытие» учащимися нового знания

а) Изучение теоретического материала (См. Приложение 2)

б) Попытка выявить признаки разграничения вводных слов и членов предложения на основе анализа примеров (работа по группам, устные ответы).

7)      Проверка гипотезы

Работа с таблицей и опорной схемой. (См. Приложение 3, слайд №6 - 10).

      Учащиеся делают выводы, находят подтверждения гипотезы, опираясь на        примеры таблицы (совокупность признаков – основное в выявлении критериев омонимии). Учитель корректирует рассуждение, если в этом есть необходимость.

8)    Физкультминутка (гимнастика для глаз, слайды №11 - 14).

  1. Оценочно-рефлексивный этап

  1. Интерпретация полученных данных. (Сравнительный анализ рабочих материалов уч-ся и схем, предложенных учителем)

  1. Вывод по результатам исследовательской работы. (Учащиеся самостоятельно формулируют вывод, являющийся итогом исследовательской работы, по необходимости учитель корректирует предлагаемые варианты, слайд № 15).

3)      Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания уч-ся изученного материала и его первичное закрепление.

- тестовые задания (См. Приложение 4)

( взаимопроверка, ответы ранее записаны на доске учителем).

4)      Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.     (взаимопроверка, слайд №16, 17)

  1. Домашнее задание

  1. Выучить опорную схему, из текстов художественных произведений подобрать примеры омонимии вводных слов и членов предложения (6 предложений).
  2. Творческий уровень. Письменно составить план-конспект ответа на вопрос: «Вводные слова и конструкции – источник богатства и выразительности русской речи».

Литература:

  1. В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
  2. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».
  3. Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы».
  4. И.С.Тургенев «Ася».
  5. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина «Русский язык 10 -11 классы».
  6. А.Б. Малюшкин «Русский язык. Тренинг к единому государственному экзамену».
  7. Н.А. Сенина «Русский язык. Подготвка к ЕГЭ – 2011».
  8. http://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html
  9. http://www.openclass.ru/node/47342
  10. http://selevko.net/1contents.php



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

1. 

         Страстно преданный бармену, он (1) однако же (2) редкий день в чем-нибудь не солжет ему. (И.А.Гончаров) – Канонада стала слабее (3) однако (4) трескотня ружей сзади и справа слышалась все чаще и чаще. (Л.Н.Толстой)

2.      Эта безлунная ночь (1) казалось (2) была все так же великолепна, как и прежде. (И.С.Тургенев) – Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и поэтому вблизи все (3) казалось (4) задёрнутым почти чёрной завесой. (И.А.Гончаров)

3.      Вы (1) верно (2) недавно на Кавказе? (М.Ю.Лермонтов) – Вы  не совсем (3) верно (4) понимаете практический век. (А.Островский)

4.      Что (1) значит (2) твое молчание? – Значит (3) ты приедешь к нам завтра вечером?

  Приложение № 2.

Вводные слова принадлежат к разным морфологическим типам: они соотносятся с именами существительными (правда, к счастью), местоимениями (по-моему, кроме того), глаголами (говорят, значит, казалось, помнится), наречиями (вообще, наконец, верно, напротив, точнее), союзами (однако). Разнообразие морфологических типов вводных слов затрудняет их квалификацию.

Трудности обнаружения вводных слов нередко связаны с тем, какую функцию может выполнять слово.

Например: Казалось, гром затихал. (К.Г.Паустовский) – Озеро казалось безлюдным. Он, может, вернётся сегодня. – Он может вернуться сегодня.

Укажем на некоторые признаки водных слов и способы их обнаружения.

1.      Интонация.

Интонация вводных слов особая: они произносятся в убыстренном темпе и несколько пониженным тоном. Однако интонация водности в значительной мере зависит от места вводного слова в предложении. Более ясно она ощущается в начале предложения.

2.      Прием «выбрасывания».

Эффективность использования этого метода вызывает сомнения. Возможность или невозможность выбрасывания слова из предложения связана со смыслом предложения.

3.      Вопрос.

Этот прием также не всегда эффективен, так как наряду с вводными словами не являются членами предложения (а значит, не отвечают на вопросы) служебные части речи.

4.      Отсутствие грамматической связи.

Вводные слова не связываются ни с одним членом предложения ни одним видом подчинительной связи.

Таким образом, ни один критерий-признак не может быть универсальным и во всех случаях надежным для определения водности слов. Необходимо учитывать совокупность признаков.

 Приложение № 3.

Таблица «Омонимия вводных слов и членов предложения»

Слово является вводным

Слово вводным не является

Наконец

Указывает на связь мыслей, порядок их изложения (= и еще), завершает собой перечисление: Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту.

Выполняет функцию обстоятельства (= и под конец, напоследок, после всего, в результате всего): Мы поднимались все выше и наконец достигли вершины. В этом значении можно добавить частицу -то

Однако

Если стоит в середине или в конце предложения: Смотри, однако, будь осторожен. Сколько хлопот, однако.

Если стоит в начале предложения (части СП) или связывает однородные члены (= но): Мы не надеялись встретиться, однако встретились.

Значит

Если синонимично словам стало быть, следовательно: Значит, вы не можете сегодня прийти?

Если находится между придаточным и главным предложениями: Если наступит весна, значит, будет тепло.

Если находится между частями бессоюзного сложного предложения: Прозвенел звонок, значит, урок начинается.

Если близко по смыслу к слову означает, то является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем.

Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставится тире: Бороться – значит победить.

Главным образом

Если служит для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки: Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом. (Главным образом = самое главное)

Если имеет значение в первую очередь, больше всего: Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию.

 Опорная схема «Омонимия вводных слов и членов предложения»

Наконец

 

Синонимично слову ещё;                                  имеет значение «напоследок»,

содержит оценку факта                         «в результате всего», «после

всего»

 

 


            является вводным                            не является вводным и не

и выделяется запятыми                               выделяется запятыми

Значит

 

Синонимично словам                           синонимично слову          

следовательно, стало быть                                      означает              

  

            является вводным                            не является вводным и не

и выделяется запятыми                               выделяется запятыми

 

Однако

 

Стоит в середине                                              стоит в начале предложения и

предложения                                           равно по значению союзу НО

     

            является вводным                                        не является вводным и не

и выделяется запятыми                                          выделяется запятыми

 

Приложение № 4.

Тестовые задания для закрепления изученного материала

по теме «Омонимия вводных слов и членов предложения»

  1. В каком предложении слово однако является вводным и выделяется с двух сторон запятыми?

1)      Работа над проектом идет однако до конца еще далеко.

2)      Трудно поверить что изба построена без единого гвоздя однако это так.

3)      Письмо написано корявым почерком с помарками однако без ошибок.

4)      Каждый день небо заволакивало тучами дождь однако так и не пошел.

2.                           В каком предложении слово наконец является вводным и выделяется с двух сторон запятыми?

1)       Очертания гор становились все бледнее и наконец совсем растаяли.

2)       Юре не хватает терпения, внимания и наконец знаний.

3)       Поезд медленно шел вдоль платформы и наконец остановился.

4)       Репетиции продолжались несколько месяцев. Наконец был объявлен день премьеры.

3.                           В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Генерал (1) казалось (2) не слышал слов капитана (3) однако (4) это впечатление было обманчивым.

1) 1, 2                   2) 1, 3             3) 1, 2, 3                     4) 1, 2, 3, 4

4.                           В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Раннюю поэзию С.Маршака (1) пожалуй (2) можно назвать импрессионистической, ведь она (2) кажется (3) призрачной, и каждый образ оставляет впечатление тайны.

1) 1, 2                   2) 1, 3             3) 3, 4             4) 1, 2, 3, 4

5.                           В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В организации внешнего театрального действия Чехов (1) по мнению многих критиков (2) отступил от канонов классической драмы. Главное событие пьесы (3) казалось (4) передвинутым за сцену.

1) 1, 2, 3, 4                       2) 1, 3             3) 3, 4             4) 1, 2

6.                           В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Язык (1) по мнению лингвистов (2) сложная система, которая включает более простые системы: фонетическую, морфологическую, лексическую. Было бы неправильно (3) однако (4) полагать, что каждая из этих систем независима от других.

1) 1, 2                   2) 2, 3             3) 3, 4             4) 1, 2, 3, 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация" Предложения с вводными словами,словосочетаниями и предложениями."

Цели данной презентации:активизировать понятие о вводных словах;расширить знания о вводных конструкциях; познакомить с правилами оформления вводных слов, словосочетаний и предложений, а также дать пон...

Отличие вводных слов от членов предложения. Готовимся к ЕГЭ

В ходе урока рассматривается отличие вводных слов от омонимичных частей речи...

Готовимся к ЕГЭ. Вводные слова и вводные словосочетания. Разграничение их с другими членами предложения.

Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных (  стало быть, не членов предложения) , то в качестве членов предложения ( чаще всего сказуемых и обстоятельств).Сравним два предложен...

Задание 18. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения)

В данном материале рассматривается теоретическая  и практическая часть 18 задания ЕГЭ по русскому языку, в котором проверяется знание выпускниками пунктуации (наки препинания в предложениях со сл...