Урок русского языка "Отличие вводных слов от синтаксических омонимов"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок усвоения нового материала по теме "Вводные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse_2.docx | 32.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Шрайбер Ольга Леонидовна, идентификатор 247-422-026
Урок русского языка в 8 классе
по теме «Отличие вводных слов от синтаксических омонимов».
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Познавательные цели урока:
- Знать функцию вводных слов в предложении, определяя принадлежность вводного слова смысловой группе;
- Уметь опознавать вводные слова, правильно расставлять знаки препинания при них; выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности; уметь находить слова, сходные по функции с вводными, но не являющимися таковыми;
- Обобщить и систематизировать знания по теме, углубив понятие об изучаемом языковом явлении.
Развивающая цель: формирование мотивации к дальнейшему овладению правописанием, способствующим обогащению речи школьников вводными словами.
Воспитательные цели урока:
- поддерживать дух толерантности, принимая другую точку зрения, воспитывать умение слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать одноклассников и быть к ним благожелательным;
- воспитывать интерес к познанию нового, воспитание самостоятельности и ответственности.
Оборудование:
- учебник «Русский язык. Практика» (под ред. В.В. Бабайцевой, М., Дрофа,
2008 г.)
- компьютер, проектор
- доска
- карточки
- презентация к уроку
1
Шрайбер Ольга Леонидовна, идентификатор 247-422-026
Слово учителя:
-Здравствуйте, рада всех вас видеть… Ребята, поприветствуйте друг друга своими улыбками, подарите всем хорошее настроение. Садитесь, пожалуйста.
У среды своя задача,
Свой особенный расчёт.
Кто познал – тому удача,
Остальным – наоборот!
Сегодня на уроке нас ждёт интереснейший материал, относящийся к теме “Вводные слова». Скажите, какую практическую значимость этот материал может иметь лично для вас? Где и когда пригодится отличное знание этой темы?
Эпиграфом к нашему уроку является следующее высказывание (слайд №2):
Если в мире есть вещи, достойные
названия «чуда», то слово, бесспорно,
первое и самое чудесное из них.
Л.Успенский
- Почему оно достойно стать эпиграфом к уроку?
- Актуализация знаний.
- Вспомните, ребята, чем может быть осложнено простое предложение? (однородными членами, обобщающим словом при однородных членах, обращением, обособленными членами предложения…)
-Прочитайте предложения, написанные на доске (знаки препинания не поставлены). Чем, по-вашему, они интересны? (есть одинаковое слово во всех предложениях, но оно выполняет разную функцию)
Друзья, будем строить дом (по) моему проекту.
Отреставрируем, отремонтируем и сделаем всё (по) моему.
(По) моему, знания условий строительства просто необходимы.
(Ответ учащегося: 1-е предложение осложнено обращением, слово моему (проекту) является определением, выраженным притяжательным местоимением, которое пишется с предлогом раздельно;
2
Шрайбер Ольга Леонидовна, идентификатор 247-422-026
2-е предложение осложнено однородными сказуемыми, по-моему является обстоятельством образа действия, выраженным наречием, которое пишется через дефис, так как в слове есть приставка по- и суффикс -ому;
3-е предложение осложнено обособленным вводным словом, которое обозначает степень уверенности, пишется через дефис.
- Согласны? (сверка с доской)
- С какими трудностями мы столкнулись, анализируя структуру данных предложений? (не хватает знаний по определённым темам, нужно думать, прежде чем дать ответ)
2. Изучение новой темы.
-Подумайте, какова тема нашего урока. Но прежде всего, сформулируйте познавательные цели и учебную задачу (или поставьте проблемный вопрос).
Познавательные цели:
- выяснить, есть ли в русском языке слова, сходные с вводными, но не являющиеся таковыми;
- уточнить, какие слова употребляются в качестве вводных слов, уметь их опознавать в предложении и правильно расставлять знаки препинания при них.
Проблемный вопрос: Как отличить вводные слова от слов-омонимов? (слайд №3)
-Каким образом вы предлагаете записать тему нашего урока? (помочь уч-ся с оформлением темы)
Отличие вводных слов от синтаксических омонимов. (слайд №4)
- По каким признакам в предложении можно найти вводные слова? (слайд №5)
- Не являются членами предложения, т.е. не входят в структуру предложения и не являются его частью;
- Выделяются понижением тона и паузой в устной речи, запятой (запятыми) на письме;
- Выражают отношение говорящего к сообщаемому (рассказать подробнее про смысловые группы вводных слов):
- различная степень уверенности (конечно, может быть, вероятно);
- различные чувства (к счастью, к сожалению, к удивлению);
- источник сообщения (по-вашему, по слова, помнится);
- порядок мыслей (во-первых, во-вторых, следовательно, например);
- способ оформления мыслей (словом, иначе говоря, вообще);
- призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому (понимаешь, видишь ли, предположим, допустим).
(проверка по слайду №6 +свои примеры!)
3
Шрайбер Ольга Леонидовна, идентификатор 247-422-026
3. Открытие учащимися нового знания.
Слайды №7-8 «Подумай!» (знаки препинания не поставлены)
- Их неудовольствие очевидно.
Очевидно это апрельская капель…
Солнце светило ярко однако не грело.
Сегодня на улице однако вовсе не весенняя погода.
- Естественно все ждут прихода тёплого времени года.
Ваши распоряжения естественно подводят нас к правильному решению.
Действительно многие весной испытывают особый эмоциональный подъём.
Приглашение действительно на всю неделю.
- Как безошибочно проверить, что в одном предложении есть вводное слово, а в другом – нет?
(Ответ уч-ся: нужно составить алгоритм действий по нахождению вводных слов в тексте).
Запись алгоритма в тетрадь!
Алгоритм (слайд №9)
- Проверить, является ли слово членом предложения (входит в его структуру)
да нет
Отвечает ли на самостоятельный Выражает ли это слово отношение
вопрос? говорящего к сообщаемому?
да нет да нет
самостоят. служебная вводное другой
часть речи часть речи слово осложняющий эл-т
4. Первичное закрепление «Поработайте корректором!» (слайд №11) +каждому ученику выдаётся карточка с текстом (комментирование каждой ситуации, проговаривание вслух «что делаю и почему, что получается» - работа с алгоритмом).
Задание: исправить пунктуационные ошибки.
Необыкновенно медленно, однако разворачивается в этом году весна. Не слышно к
4
Шрайбер Ольга Леонидовна, идентификатор 247-422-026
сожалению запаха, характерного для этих дней. Видно мир не устанавливает со мной
контакта? Может быть с годами теряется сама возможность этого контакта? К моему
огорчению, примешалась ещё и досада. Ведь естественно дети слышат этот запах – дети, которые не хотят ни одного дня весны прожить невнимательно.
Ю.Олеша. Ни дня без строчки
- Прочитать текст вслух.
- Образцы высказываний:
- В предложении допущена пунктуационная ошибка. Я считаю…
- Сомнение вызвало слово…
- Кто справился с работой без ошибок? (просигналить карточкой – «смайликом»).
5. Самостоятельная работа - тест (с самопроверкой) слайд №12.
- Я предлагаю решить вам небольшую тестовую работу (1 минутка на выполнение задания). Ситуация успеха: «Вы всё можете. У вас всё получится!»
Найти правильный вариант ответа. Расставить знаки препинания (устно)
- Предложение с вводным словом:
А) Может это и правда а может и нет.
Б) Он вполне может успеть на поезд.
В) В сущности проблемы разобраться нелегко.
2) Предложение со словом, омонимичным вводному:
А) Я наверное никогда не обманывалась на твой счёт.
Б) Такое решение вполне вероятно.
В) Вероятно ты выполнишь мою просьбу.
3) Предложение со словом однако в роли вводного:
А) Он глуп однако хитёр.
Б) Скоро однако мы увидим море.
- Проверьте по ключу правильность выполнения теста.
Ключ к тесту (слайд №13). 1 А; 2 Б; 3 Б
-Кто справился с тестом без ошибок? (воспользуйтесь «смайликами», пусть будет больше солнца и улыбок в нашем классе!)
6. Подведение итогов (рефлексия – «телеграмма»)
5
Шрайбер Ольга Леонидовна, идентификатор 247-422-026
- Ответьте, пожалуйста, коротко, одним предложением, практически «телеграммой», на мои вопросы:
- Что на уроке было главным? Полезно ли в жизни будет умение, приобретённое на уроке?
- Добились ли мы поставленных целей?
- Что было интересным?
- Чему научились? В чём вы теперь, безусловно, уверены?
- Вводные слова, действительно, обогащают нашу речь.
Меня, как всех, не раз, не два спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них слова во-первых, во-вторых,
Они, начав издалека, давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока не знаю, где была душа.
Но часто их неуместное, немотивированное, избыточное использование ведёт к засорению языка. Назойливое повторение вводных слов делает речь невыразительной, тусклой, часто косноязычной. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Советую вам поступать, как герои нашей весёлой песенки, и тогда у вас не будет никаких проблем в употреблении вводных слов в вашей устной и письменной речи.
Переделанная песня "Взрослые и дети" - муз. В. Шаинского
Мусор в речи, видишь ли, одноклассники нашли.
Между прочим, это лишь вводные слова.
Я, во-первых, не грублю - хамов сам я не люблю,
во-вторых, без вводных слов наша речь мертва.
Понимаете, друзья, обойтись никак нельзя
мне без слов без вводных.
Я их, грубо говоря, не включаю куда зря,
как душе угодно.
Как, к примеру, мнение (если есть сомнение)
высказать без вводного "видно", "может быть"?
Как же мне, по-вашему, чью-то точку зрения
не сославшись, высказать, автора забыть?
Иногда, случается, много слов включается
типа "понимаешь ли", "значит", "так сказать",
вводные слова тогда, в общем-то, мешаются -
этому, пожалуй, я не буду возражать.
Слайд №14. «Спасибо за урок!» - Благодарю всех за работу. Урок окончен. 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Вводные слова. Вводные предложения"
Данный урок учит правильно употреблять вводные слова, вводные предложения, вводные конструкции в речи учащихся 11 класса, правильно расставлять знаки препинания, различать вводные слова и члены предло...
Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение" (вводный урок)
Урок русского языка (5 класс)....
Открытый урок в 8 классе по русскому языку "Вводные слова и знаки препинания при них"
Урок закрепления знаний, умений и навыков по теме "Вводные слова и знаки препинания при них". В конспекте дан разнообразный интересный материал, разные формы устной и письменной работы с дет...
Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"
Технологическая карта урока русского языка Тема: Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)Класс: 5 Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и вы...
Дидактические материалы к уроку русского языка Вводные слова и предложения
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вводные слова и предложения выражают различное отношение говорящего к тому, очем сообщается . Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопро...
Конспект и технологическая карта урока русского языка "Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах."
Урок русского языка в 8 классе....