Конспект урока по теме "Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Вихлянцева Елена Милентьевна

Урок русского языка в 11 классе в рамках  подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_11_klasse.doc53 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku_v_11_klasse.ppt148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе в рамках проверки по подготовке ЕГЭ с применением ИКТ.

Время проведения урока: 8 декабря 2009 года.

Учитель: Вихлянцева Елена Милентьевна.

Тема урока:

Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения, обособленных дополнениях. Обобщающее повторение.

Цель урока: 1. Закрепление навыков постановки запятой в простом осложнённом предложении.

2. Умение различать обособленные члены предложения, вводные слова, уточняющие члены предложения.

3. Разбор заданий ЕГЭ, связанных с изученной темой.

Ход урока:

1.  Вступительное слово учителя: объявление темы урока, целей, задач урока.

2.      Этапы урока:

- Повторение теоретических сведений по пунктуации в осложнённом предложении,

- тренировочные задания по теме, разбор заданий части А,

- работа с текстом, разбор заданий части В.

3. Повторение.

Вопросы для повторения:

- Какое предложение мы называем простым? ( Предложение с одной грамматической основой).

- Чем может быть осложнено простое предложение?

Слайд №3


(Предложение может быть осложнено однородными членами, обособленными членами, вводными словами, словосочетаниями и предложениями, уточняющими членами, обособленными обстоятельствами с предлогами кроме, вместо, наряду, за исключением; присоединительными конструкциями со словами даж,е особенно, в том числе, притом, да и вообще; обращениями, сравнительным оборотом).



- вспомним, какие члены предложения мы называем обособленными?



(Обособление – это один из способов смыслового выделения или уточнения высказывания. Обособленные члены предложения делятся на две группы:



  1. обособленные второстепенные члены,


  1. уточняющие члены предложения.



4. Выполнение заданий части А (А20, А24). 

Запишите предложения, расставив правильно знаки препинания, объясните графически постановку запятых.

Слайд №4


А 20. Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором.



А 24. Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) казались мне особенно торжественными.



А 20. Владимир (1) не переставая махавший косой (2) резал траву (3)не выказывая (4) ни малейшего усилия.


 И ещё один слайд №5. А 20, А 24.

А 20. Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.

А 20. Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2)стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку.

А 24. Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой (4) люди совершают прекрасные дела.

  1. Выполнение задания части А 26.

Обособленные определения синонимичны СПП с придаточным определительным, т.е. мы можем заменить придаточную часть СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

 Такого типа задания предлагает часть А -  А 26.

А 26. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Что нужно помнить при выполнении этого задания. (Причастный оборот относится к главному слову-существительному и отвечает на вопрос какой?)

Переделайте предложения, в которых можно заменить придаточную часть причастным оборотом.

При замене мы обращаем внимание на то, что там, где союзное слово который стоит в и. п. мы легко заменяем придаточную часть на причастный оборот.

Слайд №6.


  1. В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров.


  1. Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад.


  1. Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.


  1. Именно в 112 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.

 

6.Самопроверка. Слайд №7.


  1. В этом документе речь идёт о создании экономического союза, предусматривающего ликвидацию таможенных барьеров.


  1. Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад.  Нельзя заменить!


  1. Утром я обычно занимаюсь делом, требующим наибольшего внимания и напряжения.


  1. Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, предопределившее  всю его последующую жизнь и карьеру.

7. Повторение. Пунктуация при вводных словах.

- Какие слова называются вводными? На какие группы по значению они делятся?   (У вас должно это быть записано в тетрадях по ЕГЭ).

- Вводные слова обозначают:

Слайд №8


1. Различную степень уверенности. Конечно, несомненно, вероятно, может быть, кажется, пожалуй, видимо, возможно, разумеется, действительно.



2. Различные чувства. К счастью, к несчастью, на радость, к сожалению, как на грех, к удивлению, к досаде, к огорчению.



3. Источник сообщения. По словам, по-твоему, по мнению, говорят, на мой взгляд, мол, дескать.



4. Порядок мыслей и их связь. Во-первых, во-вторых, наконец, кстати, следовательно, значит.



5. Замечание о способах оформления мыслей. Одним словом, короче говоря, прямо скажем, вообразите, поймите, знаете ли, видите ли, так сказать.


- Какие слова не являются вводными, т. е. не выделяются запятыми? Запишите их на доске.

8.  Разбор заданий тестов А 21.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Укажите на доске с помощью карандаша. Ответ запишите цифрами. На интерактивной доске отметьте графически.

Слайд №9.




Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.


9. Самостоятельная работа.  Слайд №10.


Самостоятельно выполните задание А 21 в своих сборниках по ЕГЭ.  Вариант №3. Предложение запишите в тетрадь, расставьте знаки препинания, графически выделите вводные слова.


10. Тренировочные задания по пунктуации.

 - Запишите предложения

- Расставьте знаки препинания.

- Укажите, чем осложнено предложение.

Слайд №11


1. Весь май, за исключением нескольких ясных солнечных дней, шли беспрерывные дожди. (Обособленное обстоятельство).



2. Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик. (Уточняющее обстоятельство места).



3. Впрочем, блок сам говорил: «Вначале была музыка». (Вводное слово).



4. А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (Вводное слово).



5.Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (Обращение).



6. Однажды – не помню почему – спектакля не было. (Вставная конструкция).


12. Проверим по слайду.

13. Работа с текстом.

Переходим к выполнению заданий части В. Работа с текстом.

Слайд №12




Текст.



(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (3)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.



(4) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого. (5) Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (6) Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ.


Задания по тексту.

- Прочитайте текст.

- Выполните задания по пунктуации, которые встречаются в заданиях части В.

- Среди данных предложений найдите предложение с вводной конструкцией, укажите его номер. (4)

- Укажите предложения, осложнённые однородными членами, укажите их номер.(6), (4).

- Укажите номер предложения, в котором встречается обособленное дополнение. (5)

- Объясните постановку тире в 5-м предложении.

- Какое средство выразительности используется в предложении 1-2? (Риторический вопрос)

- Из предложения №2 выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание. (Было всегда)

- Из предложения №4 выпишите все местоимения ( кто-то, кто, у нас, другого).

- определите способ образования слова преподавание.

Преподавание – преподавать – суффиксальный.

14. Подведение итогов урока.  Выставление оценок.

15. Задание на дом.

 1. Подготовиться к контрольной работе по пунктуации.

 2.  Вариант №3. Выполнить задания В1-В7.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»

Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения»

Цели урока:  ОбразовательныеОбобщить знания о способах выражения подлежащего, о типах сказуемого и его способах выражения; закрепить умение применять при письме правила постановки тире между...

Омонимия вводных слов и членов предложения.

Урок посвящен обобщению материала по теме: "Омонимия вводных слов и членов предложения". Проводится в 11 классе для актуализации знаний в предверии ЕГЭ. Данная тема всегда была и остается "западающей"...

Отличие вводных слов от членов предложения. Готовимся к ЕГЭ

В ходе урока рассматривается отличие вводных слов от омонимичных частей речи...

«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».

laquo;Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения»....