Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения, обособленных дополнениях. Обобщающее повторение
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Урок русского языка в 11 классе в рамках проверки по подготовке ЕГЭ с применением ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_uroku.rar | 55.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 11 классе в рамках проверки по подготовке ЕГЭ с применением ИКТ.
Время проведения урока: 28 октября 2013 года
Учитель: Никонова А.С.
Тема урока:
Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения, обособленных дополнениях. Обобщающее повторение.
Цель урока: 1. Закрепление навыков постановки запятой в простом осложнённом предложении.
2. Умение различать обособленные члены предложения, вводные слова, уточняющие члены предложения.
3. Разбор заданий ЕГЭ, связанных с изученной темой.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя: объявление темы урока, целей, задач урока.
2. Этапы урока:
- Повторение теоретических сведений по пунктуации в осложнённом предложении,
- тренировочные задания по теме, разбор заданий части А,
- работа с текстом, разбор заданий части В.
3. Повторение.
Вопросы для повторения:
- Какое предложение мы называем простым? ( Предложение с одной грамматической основой).
- Чем может быть осложнено простое предложение?
Слайд №3
(Предложение может быть осложнено однородными членами, обособленными членами, вводными словами, словосочетаниями и предложениями, уточняющими членами, обособленными обстоятельствами с предлогами кроме, вместо, наряду, за исключением; присоединительными конструкциями со словами даже особенно, в том числе, притом, да и вообще; обращениями, сравнительным оборотом).
- вспомним, какие члены предложения мы называем обособленными?
(Обособление – это один из способов смыслового выделения или уточнения высказывания. Обособленные члены предложения делятся на две группы:
- обособленные второстепенные члены,
- уточняющие члены предложения.
4. Выполнение заданий части А (А20, А24).
Запишите предложения, расставив правильно знаки препинания, объясните графически постановку запятых.
Слайд №4
А 20. Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором.
А 24. Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) казались мне особенно торжественными.
А 20. Владимир (1) не переставая махавший косой (2) резал траву (3)не выказывая (4) ни малейшего усилия.
И ещё один слайд №5. А 20, А 24.
А 20. Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.
А 20. Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2)стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку.
А 24. Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой (4) люди совершают прекрасные дела.
- Выполнение задания части А 26.
Обособленные определения синонимичны СПП с придаточным определительным, т.е. мы можем заменить придаточную часть СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Такого типа задания предлагает часть А - А 26.
А 26. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Что нужно помнить при выполнении этого задания. (Причастный оборот относится к главному слову-существительному и отвечает на вопрос какой?)
Переделайте предложения, в которых можно заменить придаточную часть причастным оборотом.
При замене мы обращаем внимание на то, что там, где союзное слово который стоит в и. п. мы легко заменяем придаточную часть на причастный оборот.
Слайд №6.
- В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров.
- Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад.
- Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.
- Именно в 112 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.
6.Самопроверка. Слайд №7.
- В этом документе речь идёт о создании экономического союза, предусматривающего ликвидацию таможенных барьеров.
- Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад. Нельзя заменить!
- Утром я обычно занимаюсь делом, требующим наибольшего внимания и напряжения.
- Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, предопределившее всю его последующую жизнь и карьеру.
7. Повторение. Пунктуация при вводных словах.
- Какие слова называются вводными? На какие группы по значению они делятся? (У вас должно это быть записано в тетрадях по ЕГЭ).
- Вводные слова обозначают:
Слайд №8
1. Различную степень уверенности. Конечно, несомненно, вероятно, может быть, кажется, пожалуй, видимо, возможно, разумеется, действительно.
2. Различные чувства. К счастью, к несчастью, на радость, к сожалению, как на грех, к удивлению, к досаде, к огорчению.
3. Источник сообщения. По словам, по-твоему, по мнению, говорят, на мой взгляд, мол, дескать.
4. Порядок мыслей и их связь. Во-первых, во-вторых, наконец, кстати, следовательно, значит.
5. Замечание о способах оформления мыслей. Одним словом, короче говоря, прямо скажем, вообразите, поймите, знаете ли, видите ли, так сказать.
- Какие слова не являются вводными, т. е. не выделяются запятыми? Запишите их на доске.
8. Разбор заданий тестов А 21.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Укажите на доске с помощью карандаша. Ответ запишите цифрами. На интерактивной доске отметьте графически.
Слайд №9.
Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.
9. Самостоятельная работа. Слайд №10.
Самостоятельно выполните задание А 21 в своих сборниках по ЕГЭ. Вариант №3. Предложение запишите в тетрадь, расставьте знаки препинания, графически выделите вводные слова.
10. Тренировочные задания по пунктуации.
- Запишите предложения
- Расставьте знаки препинания.
- Укажите, чем осложнено предложение.
Слайд №11
1. Весь май, за исключением нескольких ясных солнечных дней, шли беспрерывные дожди. (Обособленное обстоятельство).
2. Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик. (Уточняющее обстоятельство места).
3. Впрочем, блок сам говорил: «Вначале была музыка». (Вводное слово).
4. А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (Вводное слово).
5.Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (Обращение).
6. Однажды – не помню почему – спектакля не было. (Вставная конструкция).
12. Проверим по слайду.
13. Работа с текстом.
Переходим к выполнению заданий части В. Работа с текстом.
Слайд №12
Текст.
(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (3)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.
(4) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого. (5) Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (6) Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ.
Задания по тексту.
- Прочитайте текст.
- Выполните задания по пунктуации, которые встречаются в заданиях части В.
- Среди данных предложений найдите предложение с вводной конструкцией, укажите его номер. (4)
- Укажите предложения, осложнённые однородными членами, укажите их номер.(6), (4).
- Укажите номер предложения, в котором встречается обособленное дополнение. (5)
- Объясните постановку тире в 5-м предложении.
- Какое средство выразительности используется в предложении 1-2? (Риторический вопрос)
- Из предложения №2 выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание. (Было всегда)
- Из предложения №4 выпишите все местоимения ( кто-то, кто, у нас, другого).
- определите способ образования слова преподавание.
Преподавание – преподавать – суффиксальный.
14. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
15. Задание на дом.
1. Подготовиться к контрольной работе по пунктуации.
2. Вариант №3. Выполнить задания В1-В7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения"
Урок русского языка в 11 классе в рамках подготовки к ЕГЭ...
Обобщающий урок по теме " Обособленные и уточняющие члены предложения", 8 класс
Проверка знаний теоретического материала по теме....
Задания по темам "Обособленные определения и обстоятельства" и "Вводные слова"
Подборка предложений с заданиями для подготовки к ГИА по темам "Обособленные члены предложения" и ",Вводные слова"...
«Обособленные и уточняющие члены предложения. Обобщающее повторение».
Урок русского языка. 8 класс....
Омонимия вводных слов и членов предложения.
Урок посвящен обобщению материала по теме: "Омонимия вводных слов и членов предложения". Проводится в 11 классе для актуализации знаний в предверии ЕГЭ. Данная тема всегда была и остается "западающей"...
Отличие вводных слов от членов предложения. Готовимся к ЕГЭ
В ходе урока рассматривается отличие вводных слов от омонимичных частей речи...
«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».
laquo;Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения»....