Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с учетом познавательной деятельности учащихся. Активно использован деятельностный метод обучения. Поисково - исследовательская работа на уроке позволяет учащимся сделать выводы по теме. Индивидуальня творческая работа обеспечивает для кажого ученика ситуацию успеха, помогает обеспечивать личностный подход в обучении. Во время урока делается упор на формирование и совершенствование коммуникативных навыков по данной теме и сопутствующему повторению. урок имеет воспитательный эффект. Апрбирован в октябре2011 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_ispravlennyy.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Причастие. Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Задачи урока: создание оптимальных условий для повышения теоретической компетенции учащихся в рамках темы «Причастие», содействие формированию познавательной активности, самореализации учащихся.
Цели урока:
Образовательные:
Ознакомление учащихся с новой частью речи, причастием, и её грамматическими, морфологическими и синтаксическими признаками.
Формирование умений различать причастие и прилагательное.
Формирование умений опознавания причастий в предложении.
Развивающие:
Обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи.
Развитие коммуникативных навыков учащихся. Определение роли причастий в тексте.
Развитие навыков анализа текста.
Воспитательные:
Воспитание коммуникативных навыков учащихся.
Воспитание бережного отношения к русскому языку.
Воспитание чувства прекрасного через зрительные, музыкальные, словесные образы.
Оборудование урока:
Таблица-блок «ПРИЧАСТИЕ»
Мультимедийный проектор.
Учебники различных авторов. Энциклопедии. Словари.
Репродукции картин: И.Э. Грабарь «Иней», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», К. Ф. Юон « Русская зима».
Фонограмма с записью пьесы Моцарта Clarinet Concerto-2nd Movement
Контрольные листы-тесты по причастию.
Ход урока. 1. Орг. момент.
(приветствие, запись числа, классной работы)
Причастие – это часть речи,
причастная глаголу в образе прилагательного.
В.И.Даль
2. Актуализация знаний. Лингвистическая разминка. (Цель: создать эмоциональный настрой, привлечь внимание детей к лингвистическому материалу, повторить морфологические признаки глагола и прилагательного Задача: выполнить задания, схемы и слова написаны на доске, 1 учащийся работает у доски) .
А) Какое слово соответствует схеме? Определите часть речи.
- Внимательно посмотрите на слова. По какому принципу их распределили на две группы?
Прекрасный завьюжить
Красивый удивился
Удивительный морозить
- Какое слово соответствует каждой схеме?
Б) Определите морфологические признаки.
Удивительный ( род, число , падеж)
Удивился (вид, время)
В) Составьте словосочетание со словами удивительный, удивился. Определите главное и зависимое слово. Если ввести данные слова в предложение, какова их синтаксическая роль?
3.Объяснение нового материала. (Цель: создать условия, при которых учащиеся смогут ответить на вопрос «Что такое причастие?» Постановка проблемной задачи, исследовательская деятельность учащихся).
Проблемная задача №1. Слайд № 2
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
А) Перед вами предмет (снежинка). Определите его признаки. С помощью какой части речи вы это сделали? | Белая, красивая, холодная – прилагательное |
Б) Приведите предмет в действие. Запишите глаголы, обозначающие эти действия Определите признак предмета по совершаемому действию. Определите время. | Летит - летящая, падает - падающая упала - упавшая |
Вывод делают учащиеся:
Причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какие? Признак по действию может проявляться во времени
(настоящем, прошедшем).
Проблемная задача№2.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
От каких глаголов образовались 2 последних причастия? | Падать, упасть |
Чем отличаются глаголы? | Видом |
Вывод делают учащиеся: Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида.
Слайд№ 3
- Какой вывод мы можем сделать на данном этапе? (совмещают признаки прилагательного и глагола)
Проблемная задача№3. Слайд №4
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
А) Записать предложения: Снег, засыпавший дом, скрипел под ногами. За деревьями виднелся дом, засыпанный снегом. Б) В каком предложении предмет сам совершил действие, а в каком над предметом производят действие? В) Из какого полного причастия можно образовать краткую форму? | Ответы учащихся |
Вывод делают учащиеся: Причастия бывают действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак, возникший в результате действия самого предмета. Страдательные – обозначают признак, возникший под действием другого предмета. Страдательные причастия имеют краткую форму.
Проблемная задача№4
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Из предложения выписать словосочетания с причастием. Определить главное и зависимое слово, синтаксическую роль. Падающие хлопьями снежинки вызывают восторг | х Падающие снежинки х Падающие хлопьями |
. Слайд№5. Вывод делают учащиеся: Причастие может быть как главным, так и зависимым словом. В предложении выполняет функцию определения.
Общий вывод: слайд № 6 (учащиеся заполняют карточку-информатор, устно произносят вывод).
Причастие – это………………………часть речи, которая совмещает в себе признаки…………….(время, вид, возвратность) и признаки……………..(изменяется по родам, числам и падежам).
Причастия образуются от ……………………с помощью специальных суффиксов.
Причастия могут быть страдательными и ……………………………………
Страдательные причастия могут иметь полную и…………………………..формы.
Причастия в предложении обычно бывают …………………………………и отвечают на вопросы: …………………………………………………
4. Сообщение учащегося на лингвистическую тему. Слайд № 7
(Цель: показать неоднозначность в решении дискуссионного вопроса) .
В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о лингвистическом статусе причастия. Существуют две точки зрения: 1) причастие – это форма глагола (Л.В.Щерба и др.); и 2) причастие – это самостоятельная часть речи (В.В. Виноградов, В.В. Бабайцева и др.). Попытаюсь аргументировать ту и другую позицию.
1) Причастия – это особая форма глагола | 2)Причастия – это самостоятельная часть речи |
– причастия обозначают признак предмета по действию; – причастия сохраняют грамматические признаки глагола и имеют те же категории вида, возвратности, времени; – причастия образуются только от глаголов, в отличие от прилагательных, которые образуются от разных частей речи – от глаголов, существительных и др.; от прилагательных образуются наречия; прилагательными могут быть сложные слова. | – причастия имеют определенное специфическое значение, а именно – обозначают признак предмета по действию; – причастия, как и другие части речи (например, существительные, прилагательные, глагол), имеют свои морфемные показатели – суффиксы причастий. Как отдельная часть речи причастие было описано в первой русской «Грамматике» М.В. Ломоносова. |
Учитель: Вернуться к эпиграфу Автор нашего учебника придерживается мнения, что причастие – это самостоятельная часть речи. И мы с вами тоже будем придерживаться этого мнения.
5.Первичное закрепление изученного материала.( Задача: умение находить причастие)
1) Проверочный тест. Слайд №8-17 (Сверка с доской)
А) Найти причастие в каждом столбце.
Читающий писать беловатый
Читать письменный белеющий
Читательский написанный белеть
Б) Найти соответствие.
Белел Белеющий Белизна Беленький | а) глагол; б) прилагательное; в) существительное; г) причастие. |
В) Найти строчку, в которой все слова являются причастиями.
Медленный, рассыпанный, желтеющий.
Озаренный, читающий, очаровавший.
Волшебный, чарующий, прекрасный.
Г) Выбрать предложение с причастием.
Блестевший на солнце снег слепил глаза.
Снеговые вершины холодно блестели.
Волшебные звуки мелодии очаровывали.
Сверкающий иней опушил деревья.
Работа с текстом. Слайд№ 18(звучит музыка Моцарта, чтение текста учителем. Цель: умение озаглавливать тескт, определять тип и стиль текста, умение узнавть причастие в тексте, создать эмоциональную атмосферу)
(1)Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу?
(2)Если у него чуткая душа, – очень многое. (3)Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание порхающих снежинок… (4)Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки.
(5)Чарующая красота мира! (6)Чарующие звуки природы! (7)Остановись и ты перед этой небывалой красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.
Задания:
А) Докажите, что это текст.
Б) Озаглавьте текст. (Чарующая красота мира)
В) Определите стиль и тип текста докажите (публицистический, рассуждение)
Г) Укажите номера предложений, в которых употребляются причастия.
3. Рефлексия. Прием «Конверт с вопросом от учителя» Слайд № 19
Что нового вы узнали на уроке?
Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?
Что хотели бы ещё повторить?
Что запомнилось на уроке?
Каково ваше настроение?
4.Домашнее задание:
1) Параграф №
2)Задание на выбор:
А) Подготовить презентацию по теме причастие, используя стихотворение.
Странная, друзья, часть речи я –
Не предлог и не наречие.
И союзы и частицы мне не братья, не сестрицы!
Но в кого же я пошел?!!!
Стать свою мне дал глагол
Та ж основа, время, вид.
Может, я его гибрид?
Ну, а если быть внимательней,
Очень схож я с прилагательным:
те же формы, окончания не остались без внимания.
В предложении ролью схожи,
Словно близнецы, похожи.
Вот такое я явление –
Всем имею я почтение,
Уважение, участие.
Вы узнали? Я – причастие!!!
Б) Написать сочинение-миниатюру на тему «Зимний лес», используя в тексте причастия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о причастии. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки, с использованием ИКТ и проблемной технологии.
В данной презентации вспоминаются морфологические призеаки глагола и прилагательго. Затем ствятся проблемные вопросы, на которые дети должны ответить, разобравшись в материале....
Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс.
Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс....
Местоимение как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
Урок-путешествие с элементами проектной технологии....
Грамматические основы, виды сказуемых, синтаксическая роль инфинитива
ПОДЛЕЖАЩЕЕКто? Что?СКАЗУЕМОЕЧто делает предмет? Каков предмет? Что происходит с предметом? Кто или что такое предмет? ПГС СГС СИСЛюбой глагол в любом наклонении, времени, лице, чи...
Причастие. Понятие о причастии.
Конспект урока русского языка в 7 классе "Причастие. Понятие о причастии. Грамматические, морфологические и синтаксические признаки причастия" по учебному комплексу В.В.Бабайцевой....
Части речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. 6 класс
Презентация "Части речи. 6 класс" предназначена для знакомства с понятием "морфология" и "грамматика"В презентации даются понятия "самостоятельные" и &quo...