Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с учетом познавательной деятельности учащихся. Активно использован деятельностный метод обучения. Поисково - исследовательская работа на уроке позволяет учащимся сделать выводы по теме. Индивидуальня творческая работа обеспечивает для кажого ученика ситуацию успеха, помогает обеспечивать личностный подход в обучении. Во время урока делается упор на формирование и совершенствование коммуникативных навыков по данной теме и сопутствующему повторению. урок имеет воспитательный эффект. Апрбирован в октябре2011 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_ispravlennyy.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Причастие. Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Задачи урока: создание оптимальных условий для повышения теоретической компетенции учащихся в рамках темы «Причастие»,  содействие  формированию познавательной активности, самореализации  учащихся.

 

Цели урока:                                                                         

Образовательные:

Ознакомление учащихся с новой частью речи, причастием, и её грамматическими, морфологическими и синтаксическими признаками.

Формирование умений различать причастие и прилагательное.

Формирование умений опознавания причастий в предложении.

Развивающие:

Обогащение словарного запаса за счёт использования                     причастий в речи.

Развитие коммуникативных навыков учащихся. Определение роли причастий в тексте.

Развитие навыков анализа  текста.

Воспитательные:

Воспитание коммуникативных навыков учащихся.

Воспитание бережного отношения к русскому языку.

Воспитание чувства прекрасного через зрительные, музыкальные, словесные образы.

Оборудование урока:

Таблица-блок «ПРИЧАСТИЕ»

Мультимедийный проектор.

Учебники различных авторов. Энциклопедии. Словари.

Репродукции картин: И.Э. Грабарь «Иней», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», К. Ф. Юон « Русская зима».

Фонограмма с записью пьесы Моцарта Clarinet Concerto-2nd Movement

Контрольные листы-тесты по причастию.

Ход урока.                                                                   1. Орг. момент.

(приветствие, запись числа, классной работы)

Причастие – это часть речи,

причастная  глаголу в образе прилагательного.

В.И.Даль

2. Актуализация знаний. Лингвистическая разминка. (Цель: создать эмоциональный настрой,  привлечь внимание детей к лингвистическому материалу, повторить морфологические  признаки глагола и прилагательного Задача: выполнить задания, схемы и слова написаны на доске, 1 учащийся работает у доски) .

А) Какое слово соответствует схеме? Определите часть речи.

- Внимательно посмотрите на слова. По какому принципу их распределили на две группы? 

Прекрасный                                                                                  завьюжить

Красивый                                                                                      удивился

Удивительный                                                                              морозить

- Какое слово соответствует каждой схеме?

                                                               

                                                    

Б) Определите морфологические признаки.

Удивительный ( род, число , падеж)

Удивился (вид, время)

В) Составьте словосочетание со словами удивительный, удивился. Определите главное и зависимое слово. Если ввести данные слова в предложение, какова их синтаксическая роль?

3.Объяснение нового материала. (Цель: создать условия, при которых учащиеся смогут ответить на вопрос «Что такое причастие?» Постановка проблемной задачи, исследовательская деятельность учащихся).

Проблемная задача №1. Слайд № 2

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А) Перед вами предмет (снежинка). Определите его признаки. С помощью какой части речи вы это сделали?

Белая, красивая, холодная – прилагательное

Б) Приведите  предмет в действие. Запишите глаголы, обозначающие эти действия

Определите признак предмета по совершаемому действию. Определите время.

Летит - летящая, 

падает - падающая

упала - упавшая

Вывод делают учащиеся: 

Причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какие?  Признак по действию может проявляться во времени

(настоящем, прошедшем).

Проблемная задача№2.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

От каких глаголов образовались 2 последних причастия?

Падать, упасть

Чем отличаются глаголы?

Видом

Вывод делают учащиеся: Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида.

Слайд№ 3

- Какой вывод мы можем сделать на данном этапе? (совмещают признаки прилагательного и глагола)

Проблемная задача№3.  Слайд №4

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А) Записать предложения:

Снег, засыпавший дом, скрипел под ногами.

 За деревьями виднелся дом, засыпанный снегом.

Б) В каком предложении предмет сам совершил действие, а в каком над предметом производят действие?

В) Из какого полного причастия можно образовать краткую форму?

Ответы учащихся

Вывод делают учащиеся: Причастия бывают действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак, возникший в результате действия самого предмета. Страдательные – обозначают признак, возникший под действием другого предмета. Страдательные причастия имеют краткую форму.

Проблемная задача№4

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Из  предложения выписать словосочетания с причастием. Определить главное и зависимое слово, синтаксическую роль.

Падающие хлопьями снежинки вызывают восторг

                            х

Падающие снежинки

        х

Падающие хлопьями

.  Слайд№5. Вывод делают учащиеся: Причастие может быть как главным, так и зависимым словом. В предложении выполняет функцию определения.

Общий вывод: слайд № 6 (учащиеся заполняют карточку-информатор, устно произносят вывод).

         Причастие – это………………………часть речи, которая  совмещает в себе признаки…………….(время, вид, возвратность) и признаки……………..(изменяется по родам, числам и падежам).

        Причастия образуются от ……………………с помощью специальных суффиксов.

      Причастия могут быть страдательными и ……………………………………

 Страдательные причастия могут иметь полную и…………………………..формы.

       Причастия в предложении обычно бывают …………………………………и отвечают на вопросы: …………………………………………………

4. Сообщение учащегося на лингвистическую тему. Слайд № 7

 (Цель: показать неоднозначность в решении дискуссионного вопроса) .

В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о лингвистическом статусе причастия. Существуют две точки зрения: 1) причастие – это форма глагола (Л.В.Щерба и др.); и 2) причастие – это самостоятельная часть речи (В.В. Виноградов, В.В. Бабайцева и др.). Попытаюсь аргументировать ту и другую позицию.

1) Причастия – это особая форма глагола

2)Причастия – это самостоятельная часть речи

– причастия обозначают признак предмета по действию;

 – причастия сохраняют грамматические признаки глагола и имеют те же категории вида, возвратности, времени;

 – причастия образуются только от глаголов, в отличие от прилагательных, которые образуются от разных частей речи – от глаголов, существительных и др.; от прилагательных образуются наречия; прилагательными могут быть сложные слова.

– причастия имеют определенное специфическое значение, а именно – обозначают признак предмета по действию;

 – причастия, как и другие части речи (например, существительные, прилагательные, глагол), имеют свои морфемные показатели – суффиксы причастий.

Как отдельная часть речи причастие было описано в первой русской «Грамматике» М.В. Ломоносова.

Учитель: Вернуться к эпиграфу Автор нашего учебника придерживается мнения, что причастие – это самостоятельная часть речи. И мы с вами тоже будем придерживаться этого мнения.

5.Первичное закрепление изученного материала.( Задача: умение находить причастие)

1) Проверочный тест. Слайд №8-17 (Сверка с доской)

А) Найти причастие в каждом столбце.

Читающий                    писать                             беловатый

Читать                           письменный                   белеющий

Читательский               написанный                    белеть

Б) Найти соответствие.

Белел

Белеющий

Белизна

Беленький

а) глагол;

б) прилагательное;

в) существительное;

г) причастие.

В) Найти строчку, в которой все слова являются причастиями.

Медленный, рассыпанный, желтеющий.

Озаренный, читающий, очаровавший.

Волшебный, чарующий, прекрасный.

Г) Выбрать предложение с причастием.

Блестевший на солнце снег слепил глаза.

Снеговые вершины холодно блестели.

Волшебные звуки мелодии очаровывали.

Сверкающий иней опушил деревья.

Работа с текстом. Слайд№ 18(звучит музыка Моцарта, чтение текста учителем. Цель: умение озаглавливать тескт, определять тип и стиль текста, умение узнавть причастие в тексте, создать эмоциональную атмосферу)

(1)Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу?

(2)Если у него чуткая душа, –  очень многое. (3)Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание  порхающих снежинок… (4)Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки.

(5)Чарующая красота  мира! (6)Чарующие звуки природы! (7)Остановись  и ты перед этой небывалой  красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.

Задания:

А) Докажите, что это текст.

Б) Озаглавьте текст. (Чарующая красота мира)

В) Определите стиль и тип текста докажите (публицистический, рассуждение)

Г) Укажите номера предложений, в которых употребляются причастия.

3. Рефлексия. Прием «Конверт с вопросом от учителя» Слайд № 19

Что нового вы узнали на уроке?

Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?

Что хотели бы ещё повторить?

Что запомнилось на уроке?

Каково  ваше настроение?

4.Домашнее задание:

1) Параграф №

2)Задание на выбор:

А) Подготовить презентацию по теме причастие, используя стихотворение.

Странная, друзья, часть речи я –

Не предлог и не наречие.

И союзы и частицы мне не братья, не сестрицы!

Но в кого же я пошел?!!!

Стать свою мне дал глагол

Та ж основа, время, вид.

Может, я его гибрид?

Ну, а если быть внимательней,

Очень схож я с прилагательным:

те же формы, окончания не остались без внимания.

В предложении ролью схожи,

Словно близнецы, похожи.

Вот такое я явление –

Всем имею я почтение,

Уважение, участие.

Вы узнали? Я – причастие!!!

Б) Написать сочинение-миниатюру на тему «Зимний лес», используя в тексте причастия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о причастии. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки, с использованием ИКТ и проблемной технологии.

В данной презентации вспоминаются морфологические призеаки глагола и прилагательго. Затем ствятся проблемные вопросы, на которые дети должны ответить, разобравшись в материале....

Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс.

Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс....

Грамматические основы, виды сказуемых, синтаксическая роль инфинитива

ПОДЛЕЖАЩЕЕКто? Что?СКАЗУЕМОЕЧто делает предмет? Каков предмет? Что происходит с предметом? Кто или что такое предмет? ПГС  СГС СИСЛюбой глагол в любом наклонении, времени, лице, чи...

Причастие. Понятие о причастии.

Конспект урока русского языка в 7 классе "Причастие. Понятие о причастии. Грамматические, морфологические и синтаксические признаки причастия" по учебному комплексу В.В.Бабайцевой....

Части речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. 6 класс

Презентация "Части речи. 6 класс" предназначена для знакомства с понятием "морфология" и "грамматика"В презентации даются понятия "самостоятельные"  и &quo...