Понятие о причастии. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки, с использованием ИКТ и проблемной технологии.
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме
В данной презентации вспоминаются морфологические призеаки глагола и прилагательго. Затем ствятся проблемные вопросы, на которые дети должны ответить, разобравшись в материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchee_grammaticheskoe_znachenie_prichastiya.pptx | 124.6 КБ |
obshchee_grammaticheskoe_znachenie_prichastiya.pptx | 124.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В.И.Даль
Внимательно посмотрите на слова. По какому принципу их распределили на две группы? Прекрасный завьюжить Красивый удивился Удивительный морозить
Определите морфологические признаки. Удивительный ( род, число , падеж) Удивился (вид, время) Составьте словосочетание со словами удивительный, удивился. Определите главное и зависимое слово. Если ввести данные слова в предложение, какова их синтаксическая роль?
Проблемная задача №1 . А ) Перед вами предмет (снежинка). Определите его признаки. С помощью какой части речи вы это сделали? Белая , красивая, холодная – прилагательное Б ) Приведите предмет в действие. Запишите глаголы, обозначающие эти действия летит - летящая, п адает - падающая упала – упавшая Определите признак предмета по совершаемому действию. Определите время.
Причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какие? Признак по действию может проявляться во времени(настоящем, прошедшем). Проблемная задача№2. От каких глаголов образовались 2 последних причастия? п а дать , упасть Чем отличаются глаголы? видом
Вывод : Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида. Какой вывод мы можем сделать на данном этапе? (совмещают признаки прилагательного и глагола )
Проблемная задача№3 А ) Записать предложения: Снег , засыпавший дом, скрипел под ногами. За деревьями виднелся дом, засыпанный снегом. Б ) В каком предложении предмет сам совершил действие, а в каком над предметом производят действие? В ) Из какого полного причастия можно образовать краткую форму?
Вывод : Причастия бывают действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак, возникший в результате действия самого предмета. Страдательные – обозначают признак, возникший под действием другого предмета. Страдательные причастия имеют краткую форму. Проблемная задача№4 Из предложения выписать словосочетания с причастием. Определить главное и зависимое слово, синтаксическую роль . Падающие хлопьями снежинки вызывают восторг.
Вывод . Причастие может быть как главным, так и зависимым словом. В предложении выполняет функцию определения. Работа с текстом (1)Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу? (2)Если у него чуткая душа, – очень многое. (3)Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание порхающих снежинок… (4)Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки. ( 5)Чарующая красота мира! (6)Чарующие звуки природы! (7)Остановись и ты перед этой небывалой красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.
Задания : А ) Докажите, что это текст. Б) Озаглавьте текст. В ) Укажите номера предложений, в которых употребляются причастия. Рефлексия . Что нового вы узнали на уроке? Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего ? Что хотели бы ещё повторить ? Что запомнилось на уроке? Каково ваше настроение?
Домашнее задание: 1) Параграф №132, упражнение 69
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В.И.Даль
Внимательно посмотрите на слова. По какому принципу их распределили на две группы? Прекрасный завьюжить Красивый удивился Удивительный морозить
Определите морфологические признаки. Удивительный ( род, число , падеж) Удивился (вид, время) Составьте словосочетание со словами удивительный, удивился. Определите главное и зависимое слово. Если ввести данные слова в предложение, какова их синтаксическая роль?
Проблемная задача №1 . А ) Перед вами предмет (снежинка). Определите его признаки. С помощью какой части речи вы это сделали? Белая , красивая, холодная – прилагательное Б ) Приведите предмет в действие. Запишите глаголы, обозначающие эти действия летит - летящая, п адает - падающая упала – упавшая Определите признак предмета по совершаемому действию. Определите время.
Причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какие? Признак по действию может проявляться во времени(настоящем, прошедшем). Проблемная задача№2. От каких глаголов образовались 2 последних причастия? п а дать , упасть Чем отличаются глаголы? видом
Вывод : Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида. Какой вывод мы можем сделать на данном этапе? (совмещают признаки прилагательного и глагола )
Проблемная задача№3 А ) Записать предложения: Снег , засыпавший дом, скрипел под ногами. За деревьями виднелся дом, засыпанный снегом. Б ) В каком предложении предмет сам совершил действие, а в каком над предметом производят действие? В ) Из какого полного причастия можно образовать краткую форму?
Вывод : Причастия бывают действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак, возникший в результате действия самого предмета. Страдательные – обозначают признак, возникший под действием другого предмета. Страдательные причастия имеют краткую форму. Проблемная задача№4 Из предложения выписать словосочетания с причастием. Определить главное и зависимое слово, синтаксическую роль . Падающие хлопьями снежинки вызывают восторг.
Вывод . Причастие может быть как главным, так и зависимым словом. В предложении выполняет функцию определения. Работа с текстом (1)Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу? (2)Если у него чуткая душа, – очень многое. (3)Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание порхающих снежинок… (4)Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки. ( 5)Чарующая красота мира! (6)Чарующие звуки природы! (7)Остановись и ты перед этой небывалой красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.
Задания : А ) Докажите, что это текст. Б) Озаглавьте текст. В ) Укажите номера предложений, в которых употребляются причастия. Рефлексия . Что нового вы узнали на уроке? Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего ? Что хотели бы ещё повторить ? Что запомнилось на уроке? Каково ваше настроение?
Домашнее задание: 1) Параграф №132, упражнение 69
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.
Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...
Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс.
Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс....
Методическая разработка по русскому языку по теме “Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи”. 5 класс
В данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи. ” Урок разработан с использованием техноло...
Сценарный план урока в 5 классе Общее грамматическое значение глаголов
Урок русского языка в 5 классе в соответствии с ФГОС Общее грамматическое значение глагола...
«Тодметним (прилагательной). Солэн огъя грамматической валатонэз, морфологической тодметъёсыз, синтаксической функциосыз»
конспект урока по родному (удмуртскому )языку в 6 классе...
Части речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. 6 класс
Презентация "Части речи. 6 класс" предназначена для знакомства с понятием "морфология" и "грамматика"В презентации даются понятия "самостоятельные" и &quo...
В городе существительных. Повторение морфологических и синтаксических признаков.
Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», ре...