Рабочая программа по русскому языку 11 класс УМК Бабйцевой
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 11 класс УМК Бабайцевой поможет учителю-предметнику в работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_._russkiy_yazyk_11_kl._gerasimova.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование городской округ
«город Нижний Новгород»
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 67»
ПРИНЯТО на заседании научно-методического совета МАОУ «Гимназия №67» (Протокол от 2016) | Утверждено Директор МАОУ «Гимназия №67» ___________Э.С. Казакова « »_ _2016г |
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры словесности (Протокол от 2016) | |
Рабочая программа по русскому языку
для 11 а класса
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель/составитель:
учитель русского языка
и литературы
Герасимова Е.И.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на профильном уровне в объёме 102 часов (3 ч. в неделю) и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), примерной программы по русскому языку и Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений филологического профиля (автор программы В.В.Бабайцева).
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
- развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний. Умений м личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода и направлено на развитие и совершенствование языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка. Обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения.
Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Планируемые результаты изучения предмета
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилдистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Требования к уровню подготовки выпусников
В результате изучения русского языка ученик должен знать / понимать
- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
должен уметь
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории. Языка и культуры русского языка и других народов;
аудирование и чтение
- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов. Справочной литературы, СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- владеть основными приемами информационной переработки текста;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего образования;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самоооценке через наблюдение за собственной речью;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
Место курса в учебном плане:
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в МАОУ « Гимназия № 67» для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 11 классе отводится 102 часа, три учебных часа в неделю. В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.
Виды и формы промежуточного контроля
Данная рабочая программа предусматривает проведение таких видов уроков, как
- комбинированные уроки; уроки объяснения новой темы; уроки решения учебных задач;
- уроки закрепления и повторения полученных знаний; уроки самостоятельной работы; уроки
- лабораторной работы; уроки проверки (контроля) полученных знаний.
Все перечисленные типы уроков строятся в соответствии со следующими принципами:
- востребованность учебной темы учениками, их интерес к уроку;
- учёт возрастных и психологических особенностей учащихся;
- разнообразие форм и типов уроков;
- включение в урок работы с текстом с целью развития коммуникативной компетентности учащихся;
- исследовательский характер урока;
- разнообразие форм фронтального, индивидуального, выборочного опроса учащихся.
Виды контроля
Основными формами контроля (т.е. способами организации деятельности школьников) знаний и умений учащихся на уроках русского языка являются: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, групповой опрос. Опросы могут быть как письменными, так и устными.
При использовании этих форм в уроки русского языка целесообразно включать следующие основные методы контроля:
- ответ (устный или письменный);
- сообщение, доклад учащегося на заданную тему; выполнение упражнений по нахождению, подбору и анализу языковых явлений;
- диктант;
- изложение;
- сочинение;
- исследовательский проект;
- тест;
- лингвистический анализ текста;
- контрольная работа;
- практикум;
- зачёт;
- олимпиада;
- экзамен в формате ЕГЭ.
Содержание учебной программы
- Принципы русского правописания
Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания.
Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.
II. Повторение изученного.
Систематизация знаний по русскому языку. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания)
Совершенствование устной речи.
Примерное тематическое планирование
Введение 1 час
Общие сведения о языке 11 часов
Синтаксис и пунктуация 49 часов
Стилистика 6 часов
Культура речи 24 часа
Подготовка к ЕГЭ. Орфография. Пунктуация 11 часов
Календарно-тематическое планирование
Название раздела программы | № урока |
|
1 | Вводный урок о русском языке | |
Общие сведения о языке (11 часов) | 2 | Лингвистика как наука о языке |
3 | Основные проблемы современной лингвистики | |
4 | Понятие о системе и структуре языка. Уровни языка и основные разделы языкознания | |
5 | Язык как знаковая система | |
6 | Язык и действительность | |
7 | Язык и история народа | |
8-9 | Активные процессы в современном русском языке | |
10-11 | Активные процессы в современном русском языке | |
12 | Тест в формате ЕГЭ | |
Синтаксис и пунктуация (49 часов)
| 13 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства синтаксической связи |
14-15 | Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса | |
16-17 | Предложение как минимальное речевое высказывание. Интонационные и грамматически признаки предложения | |
18 | Основные виды простого предложения | |
19 | Предикативная основа предложения | |
20-21 | Морфологические способы выражения главных и второстепенных членов предложения | |
22-23 | Порядок слов в предложении | |
24 | Слова-предложения | |
25-26 | Простое предложение и его виды | |
27 | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи | |
28 | Синтаксический разбор словосочетания, простого предложения | |
29 | Тест в формате ЕГЭ | |
30 | Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами | |
31 | Простое осложненное предложение. Обособленные и уточняющие члены предложения | |
32 | Синтаксический разбор осложненного предложения, предложения с прямой речью | |
33-34 | Слова, грамматически не связанные с предложением | |
35-36 | РР. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту | |
37 | Сложное предложение как целостная синтаксическая структура, его виды | |
38-39 | Сложносочиненные предложения | |
40-41 | Бессоюзное сложное предложение, его виды | |
42 | Сложноподчиненные предложения | |
43-44 | Структурно-семантическая классификация сложноподч. предложений | |
45-46 | Способы оформления чужой речи | |
47 | Сложные синтаксические конструкции | |
48-49 | Особенности научного и художественного текстов | |
50-51 | Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса | |
52 | Тест в формате ЕГЭ | |
53 | Пунктуация как система правил постановки знаков препинания | |
54 | Основы русской пунктуации | |
55 | Знаки препинания отделительные и выделительные | |
56 | Сочетания знаков препинания | |
57-58 | Разделы русской пунктуации и система правил. Включенных в каждый из них | |
59 | Знаки препинания в связном тексте | |
60-61 | Трудные случаи пунктуации | |
Стилистика (6 часов) | 62-63 | Стилистика: предмет, основные категории и разделы стилистики |
64-65 | Стилистические фигуры как синтаксические построения | |
66-67 | РР. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту | |
Культура речи (24 часа) | 68 | Совершенствование навыков речевой деятельности |
69 | Орфоэпические нормы современного русского языка | |
70 | Лексические нормы современного русского литературного языка | |
71-72 | Морфологические нормы современного русского литературного языка | |
73-74 | Синтаксические нормы современного русского литературного языка | |
75-76 | Культура речевого общения | |
77-78 | Речевые коммуникации в деловых переговорах | |
79-80 | Ораторская речь. Аспекты полемики | |
81-82 | Культура работы с текстами | |
83-84 | Стилистический анализ текста | |
85-86 | Комплексный анализ текста | |
87-88 | Комплексный анализ текста | |
89-90 | Тест в формате ЕГЭ | |
91 | РР. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту | |
Подготовка к ЕГЭ. Орфография. пунктуация (11 часов) | 92 | Повторение орфографии. Орфограммы корня |
93 | Повторение орфографии. Орфограммы в приставках | |
94 | Повторение орфографии. Орфограммы в суффиксах разных частей речи | |
95 | Повторение орфографии. Слитные, дефисные и раздельные написания | |
96-97 | Орфограммы, связанные с правописанием НЕ и НИ | |
98 | Практикум по пунктуации | |
99-100 | Практикум по пунктуации | |
101-102 | Тест в формате ЕГЭ |
Учебное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Современное оборудование не только обеспечивает наглядность предмета, но и создает новую образовательную среду, направленную на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, не только на формирование системы языковых и речевых навыков, но и на отработку общеучебных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку.
Печатные пособия
1). Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. Автор-составитель: Бабайцева В.В. 6-е издание стереотипное. Москва «Дрофа». 2010 г.
2) С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.
3) Будникова Н.Н. « Поурочные разработки по русскому языку 10-11 классы». Москва «Вако», 2014 г.
4) Ткаченко Н.Г. «300 диктантов», Москва «Айрис Пресс», 2013.
5) М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
Дополнительная литература
- Баронова М. М. ЕГЭ за 30 дней Русский язык – М., АСТ, 2011
- Волина В. В. Откуда пришли слова – М., Аст Пресс, 1996
- Воронина Н. В., Егорова Т. В. 300 лингвистических задач - М, Русское слово, 2013
- Гольцова Н. Г., Мищерина М. А. Русский язык 10-11 классы – М., Русское слово, 2013
- Гостева Ю. Н., Львов В. В. Тесты по русскому языку 8 класс – М, Экзамен, 2013
- Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы Русский язык – М., ВАКО, 2012
- Крамаренко Н. О. Нетрадиционные уроки 5-6 класс – Волгоград, Учитель, 2009
- Коменова С. К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах – М., Лист Нью, 2005
- Мальцева Л. И., Нелин П. И. Тематические тесты 7 класс Русский язык – М., Мальцев Д. А., 2011
- Мальцева Л. И. Тематические тесты 6 класс Русский язык – М., Мальцев Д. А., 2011
- Малюшкин А. Б. Тестовые задания по русскому языку 9 класс – М., Сфера, 2004
- Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения – М., Просвещение, 1984
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении – М., Аркти, 2003
- Похнова Т. М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку – М., Вербум-М, 2003
- Разумовская М. М. Методика обучения орфографией в школе – М., Просвещение, 2002
- Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык Орфография и пунктуация – М., АЙРИС ПРЕСС, 1998
- Сенина Н. А. Русский язык Подготовка к ЕГЕ-2014, Ростов-на-Дону, Легион, 2014
- Сочинение по картине в 5 классе под ред. Л.А. Ходяковой, М., Астрель, 2003
- Темиз Я. В. Практикум по Русскому языку для выпускников и абитуриентов – М., МегаТрон, 1997
- Ушаков Н. Н., Суворова Г. И. Внеурочная работа по русскому языку – М., Просвещение, 1985
- Ушаков Н.Н. Кружковая работа по русскому языку – М., Просвещение, 1979
- Фешина А. А., Рубанова З. С. Русский язык 5-9 классы Изучение речеведческих понятий, Волгоград, Учитель, 2009
- Цыбунько И. П. ЕГЭ Русский язык Типовые экзаменационные варианты – М., Национальное образование 2015
Словари
- Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь Русского языка – М, Просвещение, 1980
- Орфографический словарь Русского зыка – М., Русский зык, 1989
- Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь Русского языка – М., Просвещение, 1991
- Тихонов А. Н., Тихонова Е. Н., Тихонов С. А. Словарь-справочник по Русскому языку – М., Цитадель, 2001
- Толковый словарь Русского языка для школьников – М., Славянский дом книги, 1999
- Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь – М., Просвещение, 1973
- Школьный грамматико-орфографический словарик Русского зыка – Санкт-Петербург, Издательский дом Громова, 2001
Интернет-ресурсы и другие электронные информационные источники:
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
- http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
- http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- http://www.imena.org - Имена.org – популярно об именах и фамилиях
- http://slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения
- http://www.rusword.org - Мир слова русского
- http://www.lrc-lib.ru Рукописные памятники Древней Руси
- http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/ - Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник
- http://character.webzone.ru Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты
- http://www.svetozar.ru Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку
- http://learning-russian.gramota.ru
- Фраза‖
- Домашний репетитор‖
- Грамотей‖
- http//www.edu.ru
- http//www.school.edu.ru
- http//window.edu.ru
- http//school-collection.edu.ru
- http//1september.ru
- www.gramota.ru
- www.slovari.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...