Программа по предмету "Русский язык", 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Русский язык-язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни; для хранения и передачи информации; для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и науки, имеющие мировое значение.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Статус документа
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального
компонента государственного стандарта общего образования и программы по русскому
языку, разработанной А. И. Власенковым / Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы. – М.: «Дрофа», 2011г.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
- сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах (5 – 7, 8 – 9, 10-11 классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет «Русский язык» в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребёнка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.
Место предмета в базисном учебном плане
Примерная рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса «Русский язык» выделяется 70 часов в 11 классе (2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы – 6 - часов, на развитие речи - 4 часа
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предмета предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учащихся программы «Русский язык» на ступени основного образования на базовом уровне является сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках.
Познавательная деятельность:
- Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого.
- Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделения характерных причинно-следственных связей.
- Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; умение различать факт, мнение, доказательство.
- Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом и развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
- Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
- Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.
- Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).
- Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование, выводов. Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.
- Умение перефразировать мысль. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (таблица, текст, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.
Рефлексивная деятельность:
- Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.)
- Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния.
- Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
- Владение умение совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
- Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Результаты обучения в курсе «Русский язык» в 11 классе
В результате изучения данного предмета в 11 классе учащиеся должны
знать
- о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
уметь
- выборочно, с изменением последовательности содержания, с передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном,- в устной и письменной формах;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью; производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
- пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины;
- составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нём положения;
- участвовать в дискуссии, диспуте;
- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками.
Основное содержание программы
Простое предложение -26 ч. + 4 ч. к. р.
Грамматическая основа простого предложения, понятие однородности, виды обособления, порядок слов в предложении, средства логического выделения слова, словосочетания в предложении, виды связи в словосочетании; синтаксический и пунктуационный разборы.
Публицистический стиль – 6 ч. + 2. ч. р. р.
Сфера использования и основные признаки. Лексические и синтаксические особенности. Средства эмоционального воздействия. Жанры. Очерк. Устное выступление. Доклад. Участие в дискуссии.
Художественный стиль - 6 ч. + 2 ч. р. р.
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы):образность, широкое использование изобразительно – выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Анализ художественно – языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Сложное предложение – 13 ч. + 1 ч. к. р.
Сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное предложение; смысловые отношения между частями сложносочинённого и бессоюзного сложных предложений; синонимия союзных и бессоюзных сложных предложений; синтаксический и пунктуационный разборы.
Повторение. Подготовка к ЕГЭ– 9 ч. + 1 ч. к. р.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.
Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.
Культура речи.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определённой функциональной разновидности языка.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции
Наука о русском языке и её основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества.
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык – язык художественной литературы.
Понятие о русском литературном языке и его нормах.
Русский язык как развивающееся явление.
Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.
Система языка.
Фонетика. Орфоэпия
Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Основные выразительные средства фонетики.
Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Морфемика (состав слова) и словообразование
Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.
Основные способы образования слов.
Основные выразительные средства словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексика и фразеология
Слово – основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика русского языка.
Исконно русские и заимствованные слова.
Лексика Общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы; их значение и употребление.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка.
Основные выразительные средства морфологии.
Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные.
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Предложения двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, полные и неполные.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
Предложения сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные.
Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Правописание Ь и Ъ.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы.
Перенос слов.
Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.
Сочетание знаков препинания.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного
творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических
словарей (толковых, этимологических и др.).
Русский речевой этикет. Культура межнационального общения
Учебно-тематический план («Русский язык» 11 класс)
№ | Тема | Количество часов | В том числе | ||
уроки | к. р. | р. р. | |||
1 | Простое предложение | 30 | 26 | 4 | - |
2 | Публицистический стиль | 8 | 6 | - | 2 |
3 | Художественный стиль | 8 | 6 | - | 2 |
4 | Сложное предложение | 14 | 13 | 1 | - |
5 | Повторение. Подготовка к ЕГЭ | 10 | 9 | 1 | - |
Всего | 70 | 60 | 6 | 4 |
Календарно-тематическое планирование курса «Русский язык» в 11 классе
№п/п | № | Тема урока | Кол-во ч. | Содержание урока | Тип урока | Материалы и пособия | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план | факт | |||||||||
1-2 | 1-2 | Интонация и её роль в предложении. Знаки препинания в конце предложений | 2 | Интонация, её роль в предложении. Правописание приставок | Комбиниров. | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: «Вако», 2008 г. | Упр.227, повт. –н- и –нн- в прилаг., причаст. | 01.09/ 04.09 | ||
3-4 | 3-4 | Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим | 2 | Главные члены предложения и способы их выражения | Комбиниров. | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Добротина И. Г. Уроки русского языка в 11-м классе. – «Академия развития», 2009 г. | 8 предл. по теме, слов. диктант 35 сл. (-н- /- нн- ) | 08.09/ 11.09 | ||
5 | 5 | Входная административная контрольная работа | 1 | Контрольный диктант | Контроль | Текст диктанта | Повторить орф-мы | 15.09 | ||
6 | 6 | Именительный и творительный падежи в сказуемом | 1 | Главные члены предложения | Изучение нового | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: «Вако», 2008 г. | Упр.337, 338 | 18.09 | ||
7 | 7 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Члены предложения. Знаки препинания в простом предложении. Неполное предложение | Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Добротина И. Г. Уроки русского языка в 11-м классе. – «Академия развития», 2009 г. | 6 предл. по теме, 6 афоризмов на тему «Жизнь» | 22.09 | ||
8 | 8 | Управление при словах, близких по значению | 1 | Вариативные конструкции, различающиеся смысловыми или синтаксическими оттенками | Изучение нового | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: «Вако», 2008 г. | Упр. 217, 218, устный связный рассказ по теме | 25.09 | ||
9 | 9 | Контрольная работа (тест) по разделу «Главные члены предложения» | 1 | Проверка ЗУН по разделу «Главные члены предложения» | Контроль | Раздаточный материал (тестовые задания) | Упр. 217, 218, устный связный рассказ по теме | 29.09 | ||
10-11 | 10-11 | Однородные члены предложения | 2 | Осложнённое предложение. Не- с разными частями речи | Комбиниров./ Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: «Вако», 2008 г. | Упр. 336, не- с разными частями речи (повт.) | 02.10/ 06.10 | ||
12 | 12 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | Пунктуация при ОЧП. Частицы не и ни | Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: «Вако», 2008 г. | Составит предложения по схемам | 09.10 | ||
13-14 | 13-14 | Однородные и неоднородные определения | 2 | Однородные и неоднородные определения | Комбиниров./ Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 11класс. – М.: «Вако», 2010 г. | Упр. 342 | 13.10/ 16.10 | ||
15 | 15 | Контрольный урок по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Проверка ЗУН по разделу | Контроль | Раздаточный материал | Повторить орф-мы, теорию | 20.10 | ||
16-17 | 16-17 | Обособленные определения | 2 | Знаки препинания при обособленных членах, условия обособления | Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 11класс. – М.: «Вако», 2010 г. | Упр. 243, теорет. материал | 23.10/ 27.10 | ||
18-19 | 18-19 | Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными | 2 | Структура СПП. Синонимика простых предложений | Изучение нового/ Закрепление | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: «Вако», 2008 г. | Теорет. материал, слов. дикт., исправить стилистич. ошибки | 30.10/ 10.11 | ||
20-21 | 20-21 | Обособление одиночных и распространённых приложений. Дефис в приложениях | 2 | Приложение | Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 11класс. – М.: «Вако», 2010 г. | 8 предл., задания | 13.11/ 17.11 | ||
22-23 | 22-23 | Обособление обстоятельств | 2 | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | Комбиниров. | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: «Вако», 2008 г. | Упр. 384, теория | 20.11/ 24.11 | ||
24-25 | 24-25 | Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения | 2 | Знаки препинания при обособленных дополнениях и уточняющих членах предложения | Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: «Вако», 2008 г. | Упр. 393, теория | 27.11/ 01.12 | ||
26-27 | 26-27 | Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных конструкциях | 2 | Пунктуационное оформление вводных слов и вставных конструкций в письменной речи | Комбиниров. | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: «Вако», 2008 г. | Упр. 408, повт. теорию | 04.12/ 08.12 | ||
28-29 | 28-29 | Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи | 2 | Конструкции, грамматически не связанные с предложением, их пунктуационное оформление | Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: «Вако»,2008 г. | Упр. 392, 393, повт. орф-мы 1,2 | 11.12/ 15.12 | ||
30 | 30 | Итоговая контрольная работа | 1 | Диктант | Контроль | Текст диктанта | Повт. орфограммы | 18.12 | ||
Публицистический стиль (6 ч.+2 ч. р. р.) | ||||||||||
31 | 1 | Особенности публицистического стиля | 1 | Публицистический стиль | Обобщит.-повторит. | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Добротина И. Г. Уроки русского языка в 11-м классе. – «Академия развития», 2009 г. | Стр. 229-230, 232, 237, 239, 241; упр. 385 (II) | 22.12 | ||
32 | 2 | Особенности публицистического стиля, используемые в нём средства эмоциональной выразительности | 1 | Публицистический стиль, его особенности | Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 11класс. – М.: «Вако», 2010 г. | Упр. 393, 399, 409 (по группам) | 25.12 | ||
33-34 | 3-4 | Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк | 2 | Жанры публицистического стиля, портретный очерк | Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 11класс. – М.: «Вако», 2010 г. | Упр. 425 | 12.01/ 15.01. 2016 | ||
35 | 5 | Устное выступление. Доклад. Дискуссия | 1 | Правила устного выступления | Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 11класс. – М.: «Вако», 2010 г. | Подгот. к диспуту | 19.01 | ||
36-37 | 6-7 | Подготовка к ЕГЭ. Сочинение по прочитанному тексту (часть С) | 2 | Позиция автора Проблема Рассуждение | Развитие речи | КИМы | Сочинение по прочит. тексту (ч. С) | 22.01/ 26.01 | ||
38 | 8 | Работа над ошибками | 1 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении-рассуждении | Практикум | Работы учеников | Сочин. по прочит. тексту (ч. С) | 29.01 | ||
Художественный стиль (6 ч. + 2 ч. р. р.) | ||||||||||
39 | 1 | Общая характеристика художественного стиля | 1 | Художественный стиль | Обобщит.-повторит. | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Добротина И. Г. Уроки русского языка в 11-м классе. – «Академия развития», 2009 г. | Соч.-мин. о впечатлении от текста | 02.02 | ||
40-41 | 2-3 | Виды тропов и стилистических фигур | 2 | Роль тропов и стилистических фигур в текстах художественного стиля Культура речи | Комбиниров./ Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Добротина И. Г. Уроки русского языка в 11-м классе. – «Академия развития», 2009 г. | Упр. 513, выуч. виды тропов | 05.02/ 09.02 | ||
42-43 | 4-5 | Анализ лирического произведения | 2 | Анализ лирического произведения | Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 11класс. – М.: «Вако», 2010 г. | Закончить работу | 12.02/ 16.02 | ||
44-45 | 6-7 | Подготовка к ЕГЭ. Сочинение по прочитанному тексту (часть С) | 2 | Позиция автора Проблема Рассуждение | Развитие речи | КИМы | Сочинение по прочит. тексту (ч. С) | 19.02/ 26.02 | ||
46 | 8 | Работа над ошибками | 1 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении-рассуждении | Практикум | Работы учеников | Сочин. по прочит. тексту (ч. С) | 01.03 | ||
Сложное предложение (13 ч. + 1 ч. к. р.) | ||||||||||
47-48 | 1-2 | Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП | 2 | Виды сложных предложений | Обобщит.-повторит. | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: «Вако», 2008 г. | 7 ССП из худ. литер. Правило | 04.03/ 11.03 | ||
49 | 3 | Пунктуация в ССП | 1 | Структура ССП Знаки препинания в ССП Сфера употребления ССП | Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 11класс. – М.: «Вако», 2010 г. | Мини-соч. «Зимняя прогулка» (ССП) | 15.03 | ||
50 | 4 | Пунктуация в предложениях с союзом и | 1 | Роль союза в предложении | Комбиниров. | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 11класс. – М.: «Вако», 2010 г. | Упр. 248, повт. теорию | 18.03 | ||
51-52 | 5-6 | Проверочная работа и работа над ошибками | 2 | Проверка ЗУН по теме | Контроль/ Практикум | Раздаточный материал, КИМы | Повторить орф-мы, теорию | 29.03/ 01.04 | ||
53 | 7 | Основные группы СПП | 1 | Основные группы СПП Знаки препинания | Обобщит.-повторит. | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: «Вако», 2008 г. | Упр. 254, 253, теория | 05.04 | ||
54 | 8 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 | Структура СПП | Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 11класс. – М.: «Вако», 2010 г. | 7 СПП (закончить) | 08.04 | ||
55 | 9 | СПП с придаточными определительными | 1 | Структура СПП | Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 11класс. – М.: «Вако», 2010 г. | Сост. предл. по схемам | 12.04 | ||
56 | 10 | СПП с придаточными обстоятельственными | 1 | Структура СПП | Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 11класс. – М.: «Вако», 2010 г. | Составить предл. по схемам | 15.04 | ||
57 | 11 | Знаки препинания в СПП с одним придаточным | 1 | Пунктуация в СПП | Комбиниров. | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: «Вако», 2008 г. | 10 СПП на изученный материал. Правила | 19.04 | ||
58 | 12 | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными | 1 | Классификация СПП с несколькими придаточными | Обобщит.-повторит. | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: «Вако», 2008 г. | Синт. разбор 1 СПП с несколькими придат. (из худ. лит.) | 22.04 | ||
59-60 | 13-14 | Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и в СПП | 2 | Запятые при сравнительных оборотах и в СПП (с союзами как, что, чем) | Практикум | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 11класс. – М.: «Вако», 2010 г. | Теорет. матер. по изуч. темам. КИМы | 26.04/ 29.04 | ||
Повторение. Подготовка к ЕГЭ (9 ч. + 1 ч. к. р.) | ||||||||||
61-62 | 1-2 | Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (морфология, синтаксис, анализ текста) | 2 | Повторение сложных вопросов различных разделов языкознания | Практикум | КИМы Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. | КИМы | 03.05/ 06.05 | ||
63 | 3 | Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (фонетика и орфография) | 1 | Повторение сложных вопросов различных разделов языкознания | Практикум | КИМы Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. | КИМы | 10.05 | ||
64 | 4 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контрольный диктант | Контроль | Текст диктанта | Повт. орфограммы | 13.05 | ||
65-66 | 5-6 | Повторение. Словообразование и орфография | 2 | Состав слова и способы словообразования | Обобщит.-повторит. | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: «Вако», 2008 г. | Упр. 122, 123 | 17.05/ 20.05 | ||
67-68 | 7-8 | Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (языковые и грамматические нормы) | 2 | Повторение сложных вопросов различных разделов языкознания | Практикум | КИМы Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. | КИМы | 24.05/ 27.05 | ||
69-70 | 9-10 | Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (анализ текста, средства выразительности) | 2 | Повторение сложных вопросов различных разделов языкознания, разбор заданий | Практикум | КИМы Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2003 г. | КИМы | 31.05 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка учащийся должен
знать/понимать
- общие сведения о русском языке;
- определения основных изучаемых единиц языка и категорий;
- орфографические и пунктуационные правила;
- осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры.
Учащиеся, применяя полученные знания, должны
уметь
- словообразовательные, морфологические, синтаксические и речеведческие);
- опознавать языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, группировать языковые явления по определённым признакам;
- давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;
- правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;
- правильно образовывать формы слов;
- правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, грамотно строить предложения разных структур и уместно их применять в речи;
- владеть современным речевым этикетом;
- адекватно воспринимать устную и письменную речь;
- пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст;
- собирать и систематизировать собранные материалы к сочинению на определённую тему, с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- создавать тексты разных типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства;
- совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочёты и исправлять их;
- находить в слове орфограммы, а в предложении - смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;
- правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять предложения и текст;
- правильно писать слова, отобранные для специального заучивания;
- пользоваться различными словарями русского языка.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, своё отношение к действительности в устной и письменной форме;
- Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат
- контрольные диктанты;
- проверочные работы;
- контрольные работы;
- устные сообщения учащихся;
- сочинения разнообразных жанров;
Контроль уровня обученности
№ п/п | Форма контроля | Тема | Проверяемые ЗУН |
1. | Контрольный диктант | Входная административная контрольная работа | 1.Проверка знаний по орфографии, умений применять орфографические правила. 2.Проверка пунктуационных умений и навыков, связанных с выбором и постановкой знаков препинания в простом осложненном предложении и сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. |
2. | Тест | Контрольная работа (тест) по разделу «Главные члены предложения» | 1.Проверка ЗУН по разделу «Главные члены предложения». |
3. | Проверочная работа (раздаточный материал) | Контрольный урок по теме «Однородные члены предложения» | 1.Проверка ЗУН по разделу «Однородные члены предложения». 2.Проверка пунктуационных умений. |
4. | Контрольный диктант | Итоговая контрольная работа | 1.Проверка знаний по орфографии, умений применять орфографические правила. 2.Проверка пунктуационных умений и навыков, связанных с выбором и постановкой знаков препинания в простом осложненном предложении и сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. |
5. | Проверочная работа (раздаточный материал) | Проверочная работа и работа над ошибками | 1. Проверка ЗУН по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП». |
6. | Контрольный диктант | Итоговая контрольная работа | 1.Проверка знаний по орфографии, умений применять орфографические правила. 2.Проверка пунктуационных умений и навыков, связанных с выбором и постановкой знаков препинания в простом осложненном предложении и сложном предложении с разными видами связи. |
Документы
- Закон «Об образовании»
- Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Письмо Минобразования России от 20. 02. 2004г. №03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Минобразования России от 09. 03. 2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
- Письмо Минобразования России от 07. 07. 2005г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
- Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
Учебно-методическая литература
1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.:«Просвещение», 2003 г.
2. Добротина И. Г. Уроки русского языка в 11-м классе. – Ярославль «Академия развития», 2009 г.
3. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.:«Вако», 2008 г.
4. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 11класс. – М.: «Вако», 2010 г.
5. Никулина М.Ю. Русский язык. 11класс. Экспресс-диагностика. – Ленинград: «Просвещение», 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
рабочая программапо математике 5 класс ФГОС
Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...