Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение)к учебной деятель- ности. 2 минуты | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово… Готовим и пописываем листы обратной связи. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, де-монстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) | Листы обратной вязи |
2. Актуализация и пробное учебное действие 5 минут. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа с элементами игры | Работа с художественным текстом (распечатка на парте). – Ребята, прочитайте текст про себя. По ходу чтения подчеркните все имена существительные. Раннее утро. Пойдёшь в лес за грибами. Поглядишь, как луч солнца играет в каплях росы. Вдохнёшь свежий воздух, послушаешь пение птиц. Чирикают чижи, звенит синица, свистит иволга, поёт малиновка. Кругом пестреют цветы. Дети бегают в лес за ягодами и грибами. У них есть свое любимое грибное местечко. Наберут они полные корзинки грибов и идут домой.
| Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | Групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения 3 минуты | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | – Как вы думаете, почему в этом тексте почти половина слов, относящихся к самостоятельным частям речи, – это имена существительные? – Как выбор слов связан с содержанием текста? – Выпишите из текста по 2 слова мужского, женского и среднего рода, запишите их в столбик. Взаимопроверка в группах.
| Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей | Групповая | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы. Письменная работа |
4. Целеполагание и постро- ение проекта выхода из затруднения. 5 мин | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной И умственной деятельности учащихся. Беседа, обсуждение результатов наблюдения
Физкультминутка | Догадались, о чём мы будем говорить на уроке. Послушав «Весёлые рифмы», сформулируйте тему урока: Род мужской, конечно, мой: мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я; То, про что скажу, – моя: моя ручка, моя тучка и тетрадь моя. Средний род – оно моё: Моё окно, село моё. Тема урока: род имён существительных. Постановка цели урока. - Что должны сделать? -Чему должны научиться? – Как правильно определить род имен существительных? – Какие окончания имеют имена существительные мужского, женского и среднего рода?
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы. – Определите род данных имен существительных. Выполнение упр. 502.
Проведение физкультминутки для глаз. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явле- ниями | Индивидуальная, групповая |
| Задают вопросы для уточнения информации |
5. Твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта 4 мин | Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности. Выполнение творческих заданий на развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля | Значение одушевлённых существительных с окончанием а – муж. пол (папа, дядя) – м.р. и жен. пол (мама, дочка) – ж.р.; конечный согласный основы при нулевом окончании: твёрдый согласный – м.р., мягкий согласный – ж.р. или м.р.) Составление алгоритма – схемы: В именительном падеже единственного числа.
Муж р Жен. Р. Средн. Р.
а(я) о(е)
а(я)
о(е) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают со словарями и справочной литературой | Фронтальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | Устные ответы |
6. Первичное закрепление с комментирова- нием во внешней речи 5 минут | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | Задание 1. Работа в группах. В таблицу необходимо занести цифры, соответствующие словам. Мужской род | Женский род | Средний род |
|
|
|
1. Рояль. 5. Солнце. 9. Впечатление. 2. Полотенце. 6. Корабль. 10. Путь. 3. Картофель 7. Фамилия. 4. Конфета. 8. Село Объясняют в группе, по какому принципу были распределены слова. Заполните листы обратной связи | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления | Устные ответы. Листы обратной связи |
7. Само-стоятельная работа с самопроверкой по эталону 10 мин
| Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Задание 2. «Оцени себя сам» (раздаточный материал). В парах.
| Ж | М | С |
| Ж | М | Ср | День |
|
|
| Сосна |
|
|
| Ручка |
|
|
| Шапка |
|
|
| Полотно |
|
|
| Затмение |
|
|
| Зрелище |
|
|
| Тигр |
|
|
| Огонь |
|
|
| Тетрадь |
|
|
| Кепка |
|
|
| Печаль |
|
|
| Заяц |
|
|
| Ворон |
|
|
|
Заполните листы обратной связи Задание 3. Выборочное списывание с заданием. – Запишите слова только среднего рода. Гнев, ярость, бешенство, дорога, путь, направление, вид, картина, зрелище, инструкция, руководство, устав, заглавие, заголовок, шапка. Заполните листы обратной связи. Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. Задание 4. Выполнение упражнения 504 | Выполняют упражнения | Индивидуальная | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа |
8. Включение в систему знаний и повто- рение 5 минут | Выполнение обобщающего теста. Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Тестирование 1. Определи род имени существительного ТЮЛЬ. а) мужской род; б) женский род; в) средний род. 2. Определи род имени существительного МОЗОЛЬ. а) мужской род; б) женский род; в) средний род. 3. Определи род имени существительного МАШИНА. а) мужской род; б) женский род; в) средний род. 4. Определи род имени существительного ПОНИ. а) мужской род; б) женский род; в) средний род. 5. Определи род имени существительного ПОЛЕ. а) мужской род; б) женский род; в) средний род.
| Выполняют тест, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы учащихся на уроке. Устные ответы |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) 3 минуты Домашнее задание упр.503 или 506 | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? Дайте оценку нашей работе: нарисуйте смайлик. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу | Листы обратной связи |