Урок русского языка в 5 классе по теме "Диалог".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тема урока: «Диалог».

Класс:  5 класс

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель урока: формирование умений:

- находить диалог в текстах;

- составлять диалог;

-  расставлять знаки препинания при диалоге.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения нового элемента (диалог, реплика)

Решаемые проблемы: Что такое диалог? Как отличить диалог от прямой речи? Как ставить  знаки препинания при диалоге?

Методы и формы обучения: частично-поисковый, наглядно-образный, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, парная, фронтальная.

Средства обучения: раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер, учебник.

Методические приемы: эмоциональное вхождение в урок, подводящий диалог, игра «Найди пару», самостоятельная работа, творческое задание, рефлексия в форме диалога («Задай вопрос другу») .

Авторы учебника: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема урока: «Диалог».

Класс:  5 класс

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель урока: формирование умений:

- находить диалог в текстах;

- составлять диалог;

-  расставлять знаки препинания при диалоге.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения нового элемента (диалог, реплика)

Планируемые результаты:

Предметные: 

- развитие умения формулировать определение понятий;

-формирование первичного представления  о диалоге;

- формирование умений находить диалог в тексте и составлять его;

-  совершенствование умений правильно оформлять диалогическую речь на письме, отличая ее от прямой  речи;

- обогащение словарного запаса учащихся.

Метапредметные:

Познавательные: владеть приемами отбора и систематизации материала; анализировать сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; формировать умение формулировать тему урока, цели урока;  соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

Коммуникативные:  строить связное монологическое и диалогическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности работы в паре; правильно излагать свои мысли в форме диалога в устной и письменной речи, навыка общения  с помощью диалога, составление и ведение диалога, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивации к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности; способствовать речевому самосовершенствованию на основе применения знаний о диалоге;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

, взаимодействие учащихся в  паре:

Основные понятия: диалог, монолог, реплика, слова автора, тире.

Решаемые проблемы: Что такое диалог? Как отличить диалог от прямой речи? Как ставить  знаки препинания при диалоге?

Методы и формы обучения: частично-поисковый, наглядно-образный, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, парная, фронтальная.

Средства обучения: раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер, учебник.

Методические приемы: эмоциональное вхождение в урок, подводящий диалог, игра «Найди пару», самостоятельная работа, творческое задание, рефлексия в форме диалога («Задай вопрос другу») .

Авторы учебника: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1-2 минуты

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово учителя:

Добрый день, ребята!

Я рада видеть вас на уроке.

Ребят, а вы любите сказки? (Да)Тогда я приглашаю вас в кинотеатр.

(Просмотр видеоролика из сказки «Морозко») (слайд 1)

- Ребята, было ли вам смешно и почему?

- Ребята, как называется сказка, фрагмент которой мы посмотрели. Кто ее автор?

Приветствие учащихся. Ответы учащихся.

Настрой на урок.

Ребята смотрят ролик,

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, строят монологическое высказывание.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

2.Актуализация

знаний и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности.

4-5 минут

3.Выявление места и причины затруднения.

III.

Целеполагание (постановка учебной задачи) и построение проекта выхода из затруднения.

4-5 минут.

 Организация учебного процесса на втором этапе.

- Ребята, сколько персонажей участвует в разговоре?

- Кто участвует? (мать и дочка)

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

- А как называется разговор двух лиц вы знаете? Возникновение проблемной ситуации.

! Если ответят, то спросить:

- А почему называется именно диалог, а не как-нибудь по-другому?

Давайте посмотрим на слайд, который нам поможет ответить на вопрос: (слайд 2)

  •  Диалог (от греч. ιάλογος ДИа –«два»,

 лОгос – «слово» — первоначальное значение — разговор, беседа двух людей)

 Реплика – слова каждого лица.

Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь)

- Как слово «реплика» связано с диалогом?

- Ребята, а в диалоге могут участвовать три человека, четыре?

Давайте дополним наше определение (слайд 3)

- Диалог – это разговор двух или ….

Проверка. (слайд 4)

- Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. Диалог. Откроем тетради и запишем число, тему урока. (слайд 5)

-Ребята, у вас на столе лежат карточками с фрагментом текста из сказки «Морозко». Попробуйте записать этот текст в форме диалога?

- Возникли затруднения или нет?

- Почему возникли затруднения? (Мы не знаем, как оформлять диалог на письме).

- А хотите узнать?

- Чем же мы будем заниматься на уроке? Формулировка целей урока.

- составлять диалоги;

- находить диалоги;

- оформлять на письме (ставить знаки препинания при диалоге)

- читать диалоги;

- А что-нибудь новое мы еще узнаем? Как вы думаете?

- А для чего нам нужно знать о диалоге? Где он нам может пригодиться? (связь с жизнью) В разговоре с людьми, по телефону, по скайпу. А вдруг из вас, ребята, кто-то станет писателем?

- Ребята, я предлагаю вам собрать рюкзак знаний по теме «Диалог».

- Что в рюкзак мы можем уже положить?

(Диалог. Разговор двух лиц. Реплика.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Определяют учебную задачу.

Дети высказывают свое предположение.

Формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы

Учащиеся фиксируют затруднение.

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей.

Узнаем.

Ребята отвечают.

познавательные: работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

регулятивные:

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

 4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

   

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Давайте пополнять наш рюкзак дальше.

Сейчас мы поработаем с текстом, находить и объяснять причины затруднения.

 Прочитаем стихотворение В. Орлова «Ёж фонарик не включил».
Ёж фонарик не включил
Из лесной гнилушки
И на ёлку наскочил
Ночью на опушке.
- Как твои иголки? –
Ёж спросил у ёлки.
- Все целы. А как твой нос?
-
Целый! – ёжик произнёс.
- Извини! – промолвил ёж,
Еле сдерживая дрожь.
- Извини и ты, сосед,-
Ёлка скрипнула в ответ.
Ёж и ёлка при ночной 
Встрече на опушке
Не сказали ни одной
Колкости друг дружке.
- Определите основную мысль стихотворения.

- Можем ли мы этот текст назвать диалогом? Докажите свое мнение?
- В каких репликах диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу героев стихотворения?

- Сколько лиц участвует в разговоре? (Два)

- Найдите и прочитайте первую реплику ежа? (- Как твои иголки?)

- Как вы догадались, чья это реплика? (слова автора помогают определить).

- Найдите последнюю реплику ёлки? (- Извини и ты, сосед)
- Найдите в стихотворении реплику, которая не сопровождается словами автор. Почему? (Все целы, а как твой нос?)

- Ребята, а  в каких еще предложениях присутствуют слова автора? ( в предложениях с прямой речью)

- Чем отличается диалог от прямой речи? (нет кавычек) (рюкзак)

- Что стоит в начале каждой реплики? (тире) (рюкзак)
Итог беседы. 
- Что такое диалог?

- Как выделяется на письме высказывания каждого говорящего? ( тире)
- Из каких частей он состоит? (реплика и слова автора)
-  Как пишется первое слово в диалоге?

- Какие знаки препинания могут стоять при диалоге?

- В чем отличие диалога от прямой речи?

Работа с учебником.

- Ребята, давайте откроем учебник на стр. 117.

Прочитайте правило на стр. 117.  Есть ли информация, которая не прозвучала на уроке?

- Что мы еще можем положить в свой рюкзак?

- Слова каждого лица пишутся с новой строки

- Могут быть слова автора.

- Ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Задание «Найди свою пару».

1 пара

   -Ты умеешь держать тайну?

- Спрашиваешь…

2 пара

— Что ты еж такой колючий?
— Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи!

3 пара

- Вы можете мне помочь найти нужный дом.

- С радостью помогу вам.

4 тройка.

- Я одно место знаю секретное, пойдемте туда.

- Не надо нам никаких секретных мест. Сейчас все места секретные. Везде полно грибов.

- Правильно. Мы сейчас будем грибы где придется собирать. А твое секретное место на потом оставим.

— Я одно место знаю секретное, — говорит Матроскин дяде Фёдору, — пойдёмте туда.

— Не надо нам никаких секретных мест, — говорит Шарик. — Сейчас все места секретные. Везде полно грибов.

— Правильно, — говорит дядя Фёдор. — Мы сейчас будем грибы где придётся собирать. А твоё секретное место на тогда оставим, когда грибы кончаться начнут.

Э Успенский «Каникулы в Простоквашино».

Учитель:

- Докажите. Что у вас получились  диалоги? (разговор, тире, реплика, каждая реплика пишется с большой буквы)

-- Молодцы, ребята, садитесь.

- Скажите ребята, а почему вы именно так встали в пары? Ведь в ваших диалогах не было слов автора?  Что вам помогло объединиться? (смысл)

                                     

Читают текст стихотворения.

Отвечают на вопросы.

Участвуют в диалоге с учителем

Обсуждают в парах получившийся диалог.

Подводят итог.

Работа с учебником

Собирают рюкзак.

Ребята задвигают стульчики, берут карточки и находят свою пару. Читают диалог в парах.

Коммуникативные: развитие монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности;

Познавательные: владеть приемами отбора и систематизации материала; анализировать сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Регулятивные: ищут пути решения учебной задачи.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества; представляют результат своей деятельности и деятельности работы в паре;

Регулятивные:  ищут пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

4-5 минут.

7.Включение нового знания в систему знаний на повторение.

Цель этапа: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Самостоятельная работа. 

Спишите, оформляя диалог соответствующими знаками препинания.

Кот.

        Почему ты черен кот

        Лазил ночью в дымоход

        Почему сейчас ты бел

        Из горшка сметану ел

        

Проверка по эталону. 

Кот.

        - Почему ты черен кот?

        - Лазил ночью в дымоход.

        - Почему сейчас ты бел?

        - Из горшка сметану ел.

Цель этапа: повторить и закрепить.

Составление своего диалога. Раздаются карточки с заданием.

Например, диалог с цветком на подоконнике (короткого от 3 до 6 реплик) со своим названием.

Диалог записать в тетрадь.
Герань и Вера
- Здравствуй, Герань!
- Здравствуй, Вера.
- Почему ты засыхаешь?
- Меня ребята не поливают.
- Давай я тебя полью.
- Спасибо.

Прослушивание получившихся диалогов.

Выполняется письменно задание.

Самопроверка.

Ученики работают в парах,  составляют свой диалог и записывают его в тетрадь.

Познавательные: учатся применять знания на практике.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль; ищут  пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные:  способам взаимодействия, сотрудничества;  составление и ведение диалога, правильно излагать свои мысли в форме диалога в устной и письменной речи,

Регулятивные: ищут  пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее

8. Рефлексия деятельности.

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Ответ на проблемный вопрос в начале урока 

Итак, ребята, давайте посмотрим на наш рюкзак.

Подведем итог нашего урока тоже в форме диалога? Сначала я вступаю с вами в диалог?

- Саша, какие цели мы ставили в начале урока?

- Владик, мы достигли их?

А теперь вы задайте друг другу вопросы из предложенных на слайде?

- Что  нового  узнал(а)?

- Чему ты научился? научилась?

- Что у тебя получилось?

- Что ты теперь можешь?

- В чем испытывал(а) трудности?

- Что помогло преодолеть трудности?

- За что ты можешь поблагодарить своих одноклассников?

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Оцените свою работу. Розовая карточка – все понравилось.

Голубая карточка – есть небольшие затруднения.

Выставление оценок

Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

УУД:, регулятивные: оценивают степень и способы достижения цели,

Коммуникативные: уметь вести диалог, высказывать свое мнение.

познавательные: работа над формированием логических умений: обобщение, построение цепочек рассуждений.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Всем: прочитать п. 49. На выбор:

1) подобрать 3 диалога из сказок;

2) выполнить упр. 256 по заданию учебника.

3) Творческое задание (повышенный уровень): сочинить небольшую историю с использованием диалога;

                  (слайд 10)

Запись учащимися задания в дневники.


Данная работа может иметь разные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в паре. В ходе чего развиваются не только познавательные УУД, но и регулятивные, и личностные и коммуникативные.
Приведем другой пример. На уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Виды речи» уместно провести мини-исследование над словами диалог, монолог с использованием методов сравнения, анализа (морфемного, лексического), обобщения.

Задание: Сравните однокоренные слова: диалог, монолог, филология, монография, графика и дайте определение понятиям диалог и монолог.

Сначала ребята выдвигают собственные предположения, выделяют морфемы, пытаются объяснить, сравнивая корни родственных слов, их значение. В случае затруднения пользуются этимологическими и толковыми словарями. Также сравнивают собственные выводы со словарными статьями, где даются значения слов диалог, монолог.

Диалог (от греч dis – два, logos – слово, речь) – речь двух людей, монолог (от греч. mono – один) – речь одного человека, монография (от греч. graphein- писать, чертить) – статья, глубоко исследующая одну тему, графика – раздел лингвистики, изучающий написание, букв и их соотношение со звуками, филология (от греч. phileo люблю) – комплекс наук, изучающих язык, речь и различные словесные тексты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...