Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку «Секреты русской орфографии» 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему
Факультативный курс «Секреты русской орфографии» рассчитан на 17 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где, независимо от формы проведения экзамена, учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лучесская основная школа им. В.Ф. Михалькова
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 От «_31___» __08__2015 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Лучесская ОШ им. В.Ф. Михалькова _____ Исаева Н.П. ФИО | « Утверждаю» Директор МБОУ Лучесская ОШ им.В.Ф.Михалькова _____ Антоненкова Л.В. ФИО Приказ №___57_б____ От «_31_ » __08____2015г |
Рабочая программа
факультативных занятий по русскому языку «Секреты русской орфографии»
7 класс
Бодуновой Марины Владимировны
Ф.И.О. учителя
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативным занятиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программно-методические материалы: 5-9 классы. Сост. Л.М. Рыбченкова.- М.: Дрофа, 2002).
Структура документа
Рабочая программа состоит из 4 разделов.
1 раздел – « Общие правила правописания» включает орфограммы, встречающиеся в любой части слова, например: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
2 раздел – «Правописание корней и приставок» включает такие орфограммы, для правописания которых важно определить состав слова, но не имеет значения, к какой части речи относится слово.
3 раздел – «Правописание окончаний и суффиксов частей речи». Пишущий должен не только определить, в какой части слова находится орфограмма, но и к какой части речи относится слово.
4 раздел включает правила правописания служебных частей речи.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания).
2..Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих закрепить знания орфографических правил, приобрести устойчивые навыки, составление схем-таблиц).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ.
Общая характеристика учебного предмета
В течение нескольких лет Министерством образования РФ проводится выпускной экзамен
в 9 классе в форме ГИА. Государственная (итоговая) аттестация в форме ГИА вошла в нашу жизнь осознанно и обоснованно. Из опыта работы известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен. Это особо важно для наших учащихся, у которых имеются пробелы в знаниях по многим причинам. Дополнительная подготовка для них необходима.
Содержание факультативного курса отобрано и структировано на основе компетентностного подхода.
Цели и задачи обучения
- повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
- расширить и углубить полученные ранее знания;
- систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- работа по карточкам;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цель занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
- повышение успеваемости по предмету;
- повышение качества знаний обучающихся по предмету.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Факультативный курс «Секреты русской орфографии» рассчитан на 17 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где, независимо от формы проведения экзамена, учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Орфография | 17 | 10 | 7 |
Содержание тем учебного курса
Проверяемые безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные |
Проверяемые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. |
Правописание корней с чередованием. |
Разделительные ъ и ь. |
Употребление ь на конце существительных после шипящих. |
Буквы И, У, А после шипящих. Буквы Ё – О после шипящих в корне слова. |
Буквы З и С на конце приставок. |
Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных. |
Буквы О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных. |
Безударные гласные в окончаниях прилагательных |
-Тся и –ться в глаголах. |
Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения |
Буквы Ы и И после приставок |
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- |
Соединительные О и Е в сложных словах. |
Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на -мя |
НЕ с существительными и прилагательными |
Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –ЧИК и -ЩИК. Гласные в суффиксах существительных – ЕК и –ИК. |
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных и после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. |
Н и НН в суффиксах прилагательных |
Различие на письме суффиксов –К- и –СК- |
Правописание числительных. |
Различие на письме НЕ и НИ в неопределённых и отрицательных местоимениях |
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. Дефис в неопределённых местоимениях |
Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения |
Гласные в суффиксах –ОВА-( -ЕВА-) и –ИВА- (-ЫВА-) |
Гласные в суффиксах причастий. |
Н и НН в суффиксах причастий. |
Не с причастиями и деепричастиями |
Правописание наречий. |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ |
Различение частицы НЕ и приставки НЕ. Частица НИ, приставка НИ, союз Ни…НИ. |
Обобщение изученного за год. Итоговое занятие. |
Календарно-тематическое планирование факультативных занятий по русскому языку «Секреты русской орфографии»
7 класс
Всего по плану 17 часов (из расчета 0,5 часа в неделю)
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата по плану | Фактическая дата |
1. | Проверяемые безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные | 0,5 | 03.09. | |
2. | Проверяемые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. | 0,5 | 10.09. | |
3. | Правописание корней с чередованием. | 0,5 | 17.09. | |
4. | Разделительные ъ и ь. | 0,5 | 24.09. | |
5. | Употребление ь на конце существительных после шипящих. | 0,5 | 08.10. | |
6. | Буквы И, У, А после шипящих. Буквы Ё – О после шипящих в корне слова. | 0,5 | 15.10. | |
7. | Буквы З и С на конце приставок. | 0,5 | 22.10. | |
8. | Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных. | 0,5 | 29.10. | |
9. | Буквы О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных. | 0,5 | 12.11. | |
10. | Безударные гласные в окончаниях прилагательных | 0,5 | 19.11. | |
11. | -Тся и –ться в глаголах. | 0,5 | 26.11 | |
12. | Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения | 0,5 | 03.12 | |
13. | Буквы Ы и И после приставок | 0,5 | 10.12. | |
14. | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- | 0,5 | 17.12. | |
15. | Соединительные О и Е в сложных словах. | 24.12. | ||
16. | Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на -мя | 0,5 | 14.01 | |
17. | НЕ с существительными и прилагательными | 0,5 | 21.01. | |
18. | Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –ЧИК и -ЩИК. Гласные в суффиксах существительных – ЕК и –ИК. | 0,5 | 28.01. | |
20. | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных и после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | 0,5 | 04.02. | |
21. | Н и НН в суффиксах прилагательных | 0,5 | 11.02. | |
22. | Различие на письме суффиксов –К- и –СК- | 0,5 | 18.02. | |
23. | Правописание числительных. | 0,5 | 25.02. | |
24. | Различие на письме НЕ и НИ в неопределённых и отрицательных местоимениях | 0,5 | 03.03. | |
25. | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. Дефис в неопределённых местоимениях | 0,5 | 10.03. | |
26. | Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения | 0,5 | 17.03 | |
27. | Гласные в суффиксах –ОВА-( -ЕВА-) и –ИВА- (-ЫВА-) | 0,5 | 31.03. | |
28. | Гласные в суффиксах причастий. | 0,5 | 07.04. | |
29. | Н и НН в суффиксах причастий. | 0,5 | 14.04. | |
30. | Не с причастиями и деепричастиями | 0,5 | 21.04. | |
31. | Правописание наречий. | 0,5 | 28.04. | |
32. | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 0,5 | 05.05. | |
33. | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ | 0,5 | 12.05. | |
34. | Различение частицы НЕ и приставки НЕ. Частица НИ, приставка НИ, союз Ни…НИ. | 0,5 | 19.05. | |
34 | Обобщение изученного за год. Итоговое занятие. | 0,5 | 26.05. |
Учебно-методическое обеспечение:
- Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором». Русский язык. 8 класс», Москва «Просвещение» 2005.
- Г.К. Лидман-Орлова «Хочу быть грамотным». Краткий орфографический справочник по русскому языку. Москва . Издательство «Вахазар». 2005 год.
- Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии» Москва. «Просвещение», 1991 год.
- Д.Э. Розенталь «Пишите, пожалуйста, грамотно. Москва. «Астра» 1996 год.
- В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке». Санкт-Петербург «Просвещение». 2004 год.
- М.М. Бушуева «Русский язык. Орфография». Издательский центр учебной литературы «Марк», 2004 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов
Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...

Рабочая программа факультативных занятий по украинскому языку "Украинское правописание. Практикум".
Программа «Украинское правописание. Практикум.» факультативного курса по украинскому языку для обучающихся 5-9 классов. Данная программа занятий рассчитана на один год обучения, 35 часов, 1 час в неде...

Рабочая программа факультативных занятий по английскому языку в 5 классе
Рабочая программа факультативных занятий по английскому языку в 5 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОМИКСАХ» для 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОМИКСАХ» для 2 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОММИКСАХ» для учащихся 3 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОММИКСАХ» для учащихся 3 классов...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"
Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка" 8 кл
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка" 8 кл...