Конспект урока Сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Конспект урока Сложное предложение

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnoe_predlozhenie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Сложное предложение

Тема.         Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение»: знаки препинания в сложном предложении; решение пунктуационных задач

Цели урока

Повторно-                        Закрепить знания о сложном предложении: умение определять части сложного

обобщающая.        предложения с разными видами связи, составлять схемы, правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложений.

Развивающая.        Знакомство с окружающим миром и роли человека в нём.

Воспитательная.        Стремление к познанию окружающего мира, к совершенству отношений между людьми и гармонии жизни.

Тип урока.        Повторно – обобщающий

                        Ход урока

I.  Сообщение темы и цели урока

II. Словарная работа (словарный минимум №10)

    1) Устная проверка: произношение слов 4-5 учащихся по 3-4 слова («обстрел»)

III. Разминка

  1. Определить, сколько ситуаций в предложениях, составить схемы сложных предложений,

определить вид связи между простыми предложениями в составе сложного, указать осложнения в них (если есть).

1). Сегодня прозвучат не просто предложения, а высказывания великих людей, которые заставляют нас задуматься о существующем мире и роли человека в нём. (2 сит.)

                 каких?

[О, а О] ٫ (которые…О и О…).

СПП из 1 главн. 1 прид. собств. опред.

1П осл. одн. подл.,  2П осл. одн. доп.

2). Всё, что построено на земле, принадлежит тем, кто строил.       (М. Горький)  

   (3 сит.)

              что?              кому?

        […٫ ( что…)٫…] ٫ (кто…).

   Подчинит. связь  СПП из 1 главн. и 2 прид. с парал. св-ю

   1 прид. м. –изъясн.   2 прид. –м. –изъяснит.

3). Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле.              (С. Есенин)  

     (2 сит.) с подчинит. св.-ю

            почему?

        [     ]  ٫ (что…).

     СПП  из 1 главн. и 1 прид. обст. причины

4). Можно видеть, как человеческое сознание избегает всего, что угрожает его

      установленному благополучию.             (Н. Рерих)  (с. 33 №19)

      (3 сит.) с подчинит. св.-ю

               что?          чего?

        [     ] ٫ (как… ) ٫ (что…).

     СПП  из 1 главн. и 2 прид. с послед. св.-ю

     1,2 прид. изъяснит.

5).Взгляни, как жалки люди, которые берегут себя: они готовы отрезать всякое наслаждение,

    чтобы только продлить своё существование.           (А.И. Герцен)

    (5 сит.)  с РВС

     на что?        какие?

[     ]   ٫  ( как…) ٫ (которые…).

                изъясн.             м. –опред.

   :

    с какой целью?

[       ]  ٫  ( чтобы…).

                            обст. цели

2 смысл. части                1 см. ч.   СПП из 1 гл. и 2 прид. с посл. св.-ю

                                2 см. ч.   СПП из 1 гл. и 1 прид.

2.  Определить, чем осложнено простое предложение или простые в составе сложного.

     Верните со знаками.

1). Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.  (А.П. Чехов)

     Сложное,  2е П – однородн. об – ва

2). Мне очень обидно слышать эти россказни, грязные и лживые.        (М. Горький)

    ПП  осл. обособлен. определениями

3). Жизнь устроена так дьявольски, что, /не умея ненавидеть/, невозможно искренне любить.

      Сложное   2П осложн. обособл. об-вами, выр. деепр. обор.

                Речёвка – обособл. чл. пр-я

3.  Найдите в последнем предложении слова, где есть несоответствие кол – ва букв и звуков.

     (6 слов)

4.  Поставьте в начальную форму слова из приведённых ранее предложений.

                Мне – я (мест.)

                устроена – устроенный (причаст.)

                дьявольски – дьявольски (наречие)

                даётся – дать (глагол)

                (не) умея – умея (дееприч.)

IV.  Решение пунктуационных задач

        1). [Приятно], (когда человек говорит то), (что думает).                (В. Каверин)

               когда? что?           что?

            [      ]   ٫   (когда…)   ٫   (что…).

                       1                      2

               1,2.    С.=>٫

        2). [Я доверяю любящим] : [они великодушны].                (К.Г. Паустовский)

                почему?

                [      ]   :   [      ] .

                       1

                                     прич

                 1. С.٫   = правн.٫ поясн. => :

                                     доп.

        3). [Непостоянный подобен ветру] : (куда ветер), [туда и он].        (Пословица)

                       куда?  

 

(куда…)    ٫   [      ]

             

                  2

       

            [      ]   : 

                           1

                                 прич.

         1. С.,=  равн.,     поясн. => :                2. С. => ٫

                                 доп.

       

 4). [Дети стали большими] – [им надо серьёзно учиться].                (Л.Н. Толстой)

                                                                        прич.

                [      ]  –   [      ] ,                  1.  С.,=  правн.,                поясн. =>  –

                                                                        доп.

                        1

        5). [Следует по всей истории человечества убедиться], (каким щитом была красота); [ущемление творчества является признаком падения человечества], но [каждая эпоха расцвета осталась как ступень достижения].

          в чём?

  [     ]   ٫   (каким…).

                  3

    ;     [     ]    ٫  но  [     ].

   1                 2

                           I                                     II                III

  1. С., = правн.,  невел. и т. связ. => ;
  2. С. => ٫
  3. С. => ٫

6) и 7)  стр.№              стр.№

V. Подведение итогов.  (пройденной части урока) какие главные моменты надо рассмотреть

1. [Что необходимо определить] в сложном предложении, чтобы правильно поставить знаки  препинания между его частями?

1). Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложном предложении, необходимо найти части сложного предложения, установить связь между этими частями, определить при помощи чего они связаны и решить пунктуационные задачи.

2. Предложения (сложные) с какой связью вызывают особые затруднения?

        1). Сложные предложения с бессоюзной связью, т.к. при союзной связи обычно ставится ٫,

а при бессоюзной могут быть  ٫  ; : – .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока "Сложное предложение"

Конспектоткрытого урока в 9 «А» классе(с углубленным изучением русского языка)по теме «Сложное предложение. Повторение изученного»...

План-конспект урока "Сложные предложения с разными видами связи"

Развернутый конспект урока по теме "Сложные предложения с разными видами связи" в 9 классе. Педназначен для закрепления изученного материала....

Конспект урока: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

Цели: закрепление изученного по теме урока;нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;составление схем СП;построение сложных синтаксических конструкций (ССК);применение ССК в собственной...

Конспект урока "Сложные случаи пунктуации в сложноподчиненном предложении".

В ходе урока рассматриваются сложные случаи пунктуайии в сложноподчинённов предложении. Тип урока - объяснение нового материала. При изучении нового материала предлагаюется использование  различн...

конспект урока "Сложное предложение и его виды" 6 класс

Конспект урока ФГОС в 6 классе по УМК Львовых...

Конспект урока"Сложные предложения"

конспект урока"Сложные предложения"...

Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению»

Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению» для обучающихся СПО по профессии "Пова...