Конспект урока Сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сложное предложение
Тема. Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение»: знаки препинания в сложном предложении; решение пунктуационных задач
Цели урока
Повторно- Закрепить знания о сложном предложении: умение определять части сложного
обобщающая. предложения с разными видами связи, составлять схемы, правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложений.
Развивающая. Знакомство с окружающим миром и роли человека в нём.
Воспитательная. Стремление к познанию окружающего мира, к совершенству отношений между людьми и гармонии жизни.
Тип урока. Повторно – обобщающий
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
II. Словарная работа (словарный минимум №10)
1) Устная проверка: произношение слов 4-5 учащихся по 3-4 слова («обстрел»)
III. Разминка
- Определить, сколько ситуаций в предложениях, составить схемы сложных предложений,
определить вид связи между простыми предложениями в составе сложного, указать осложнения в них (если есть).
1). Сегодня прозвучат не просто предложения, а высказывания великих людей, которые заставляют нас задуматься о существующем мире и роли человека в нём. (2 сит.)
каких?
[…О, а О…] ٫ (которые…О и О…).
СПП из 1 главн. 1 прид. собств. опред.
1П осл. одн. подл., 2П осл. одн. доп.
2). Всё, что построено на земле, принадлежит тем, кто строил. (М. Горький)
(3 сит.)
что? кому?
[…٫ ( что…)٫…] ٫ (кто…).
Подчинит. связь СПП из 1 главн. и 2 прид. с парал. св-ю
1 прид. м. –изъясн. 2 прид. –м. –изъяснит.
3). Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле. (С. Есенин)
(2 сит.) с подчинит. св.-ю
почему?
[ ] ٫ (что…).
СПП из 1 главн. и 1 прид. обст. причины
4). Можно видеть, как человеческое сознание избегает всего, что угрожает его
установленному благополучию. (Н. Рерих) (с. 33 №19)
(3 сит.) с подчинит. св.-ю
что? чего?
[ ] ٫ (как… ) ٫ (что…).
СПП из 1 главн. и 2 прид. с послед. св.-ю
1,2 прид. изъяснит.
5).Взгляни, как жалки люди, которые берегут себя: они готовы отрезать всякое наслаждение,
чтобы только продлить своё существование. (А.И. Герцен)
(5 сит.) с РВС
на что? какие? [ ] ٫ ( как…) ٫ (которые…). изъясн. м. –опред. | : | с какой целью? [ ] ٫ ( чтобы…). обст. цели |
2 смысл. части 1 см. ч. СПП из 1 гл. и 2 прид. с посл. св.-ю
2 см. ч. СПП из 1 гл. и 1 прид.
2. Определить, чем осложнено простое предложение или простые в составе сложного.
Верните со знаками.
1). Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. (А.П. Чехов)
Сложное, 2е П – однородн. об – ва
2). Мне очень обидно слышать эти россказни, грязные и лживые. (М. Горький)
ПП осл. обособлен. определениями
3). Жизнь устроена так дьявольски, что, /не умея ненавидеть/, невозможно искренне любить.
Сложное 2П осложн. обособл. об-вами, выр. деепр. обор.
Речёвка – обособл. чл. пр-я
3. Найдите в последнем предложении слова, где есть несоответствие кол – ва букв и звуков.
(6 слов)
4. Поставьте в начальную форму слова из приведённых ранее предложений.
Мне – я (мест.)
устроена – устроенный (причаст.)
дьявольски – дьявольски (наречие)
даётся – дать (глагол)
(не) умея – умея (дееприч.)
IV. Решение пунктуационных задач
1). [Приятно], (когда человек говорит то), (что думает). (В. Каверин)
когда? что? что?
[ ] ٫ (когда…) ٫ (что…).
1 2
1,2. С.=>٫
2). [Я доверяю любящим] : [они великодушны]. (К.Г. Паустовский)
почему?
[ ] : [ ] .
1
прич
1. С.٫ = правн.٫ поясн. => :
доп.
3). [Непостоянный подобен ветру] : (куда ветер), [туда и он]. (Пословица)
куда?
(куда…) ٫ [ ]
2 |
[ ] :
1
прич.
1. С.,= равн., поясн. => : 2. С. => ٫
доп.
4). [Дети стали большими] – [им надо серьёзно учиться]. (Л.Н. Толстой)
прич.
[ ] – [ ] , 1. С.,= правн., поясн. => –
доп.
1
5). [Следует по всей истории человечества убедиться], (каким щитом была красота); [ущемление творчества является признаком падения человечества], но [каждая эпоха расцвета осталась как ступень достижения].
в чём? [ ] ٫ (каким…). 3 | ; [ ] ٫ но [ ]. 1 2 |
I II III
- С., = правн., невел. и т. связ. => ;
- С. => ٫
- С. => ٫
6) и 7) стр.№ стр.№
V. Подведение итогов. (пройденной части урока) какие главные моменты надо рассмотреть
1. [Что необходимо определить] в сложном предложении, чтобы правильно поставить знаки препинания между его частями?
1). Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложном предложении, необходимо найти части сложного предложения, установить связь между этими частями, определить при помощи чего они связаны и решить пунктуационные задачи.
2. Предложения (сложные) с какой связью вызывают особые затруднения?
1). Сложные предложения с бессоюзной связью, т.к. при союзной связи обычно ставится ٫,
а при бессоюзной могут быть ٫ ; : – .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока "Сложное предложение"
Конспектоткрытого урока в 9 «А» классе(с углубленным изучением русского языка)по теме «Сложное предложение. Повторение изученного»...
План-конспект урока "Сложные предложения с разными видами связи"
Развернутый конспект урока по теме "Сложные предложения с разными видами связи" в 9 классе. Педназначен для закрепления изученного материала....
Конспект урока: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них
Цели: закрепление изученного по теме урока;нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;составление схем СП;построение сложных синтаксических конструкций (ССК);применение ССК в собственной...
Конспект урока "Сложные случаи пунктуации в сложноподчиненном предложении".
В ходе урока рассматриваются сложные случаи пунктуайии в сложноподчинённов предложении. Тип урока - объяснение нового материала. При изучении нового материала предлагаюется использование различн...
конспект урока "Сложное предложение и его виды" 6 класс
Конспект урока ФГОС в 6 классе по УМК Львовых...
Конспект урока"Сложные предложения"
конспект урока"Сложные предложения"...
Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению»
Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению» для обучающихся СПО по профессии "Пова...