Конспект урока "Сложные случаи пунктуации в сложноподчиненном предложении".
план-конспект урока (9 класс) на тему
В ходе урока рассматриваются сложные случаи пунктуайии в сложноподчинённов предложении. Тип урока - объяснение нового материала. При изучении нового материала предлагаюется использование различных методов и приёмов. В качестве тренировочного упражнения предлагается текст, направленный на формирования художественного вкуса учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otzyv_o_zashchite._urok_spp._3.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока.
9 класс. Русский язык.
Тема урока: « Особые случаи пунктуации в сложноподчинённом предложении».
Цель: углубление знаний учащихся по постановке знаков препинания в сложноподчинённом предложении, закрепление орфограмм, изученных ранее, развитие навыков речевой компетенции.
Задачи:
I. Обучающая: организовать деятельность учащихся по изучению постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении, формированию пунктуационных умений и навыков; закреплению орфограмм, изученных ранее; развитию навыков речевой компетенции.
II. Развивающая: пробудить интерес к изучению надпредметного материала.
III. Воспитательная: воспитать чувство прекрасного, формировать художественный вкус учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
- Репродукции картин русских художников-портретистов.
- Стенд с репродукциями картин В.Л.Боровиковского.
- Словари русского языка.
- Таблица с опорными записями и примерами по новой теме.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы продолжим работу по изучению пунктуации в сложноподчинённом предложении.
Целью нашей деятельности станет не только повторение уже известных нам случаев постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении, но и углубление знаний по этой теме.
- Словарно-орфографическая работа.
ПОРТРЕТИСТ (фр.)
1. Определение лексического значения слова. (Использование репродукций картин художников-портретистов, обращение к Толковому словарю).
2. Подбор однокоренных слов.
3. Этимологическая справка (обращение к Словарю иностранных слов)
4. Выполнение орфографического разбора слова.
5. Выполнение морфемного разбора слова.
IV. Составление словосочетаний с различными видами подчинительной связи со словом портретист и однокоренными словами ( работа в парах) и устная фронтальная проверка.
V. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словом портретист.
Кистью и красками портретист создаёт картину, которая передаёт внешний облик человека и которая без слов многое рассказывает о нём.
При проведении синтаксического и пунктуационного разбора обращается особое внимание на отсутствие запятой между придаточными предложениями.
VI. Объяснение нового материала.
Это не единственный случай, когда перед придаточной частью не ставится запятая. Есть и другие, особые, случаи, о них мы и узнаем сегодня. (Объявляется тема урока и записывается в тетради).
При изучении новой темы учащимся предлагается исследовательский путь, для чего анализируются предложения из таблицы. Левая часть таблицы закрыта. Таблица вычерчивается в тетрадях, заполняется по ходу работы, вначале её правая часть.
Запятая не ставится, если (опорная запись) | Примеры |
1.Перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз (часто м.б. повторяющимся). | 1.1.Мы не увидели эту кртину и когда художник закончил её. 1.2.Экскурсанты смогли узнать и как сложилась судьба художника, и где он написал свою лучшую работу. |
2.Перед союзом или союзным словом стоит отрицательная частица НЕ. | 2. Мы увидели эту картину не когда художник закончил её, а во время работы над ней. |
3.Придаточное предложение состоит из одного союза или союзного слова. | 3.Я видел эту картину, но точно не помню где. |
В ходе анализа предложений таблицы делаются сначала поэтапные, а затем общие выводы, формулируются правила, открывается и записывается левая часть таблицы.
VII. Тренировочные упражнения.
- Моделирование предложений по новой теме по заданному началу, объясняется пунктуация в них.
– Мы попали в музей не когда…
– Ребята хотели увидеть не сколько…
– Эту картину можно увидеть, я даже знаю…
– Я не знаю и как…
- Цифровой диктант.
- На уроках литературы, ведя разговор о сентиментализме, мы знакомились с живописью В.Л .Боровиковского. Сегодня мы продолжим разговор об этом художнике.
Чтение текста.
Задумчиво смотрим на портретную живопись В.Л.Боровиковского.Именно задумчиво, хотя и не каждый ответит почему. Может быть, стараемся познать тайну гармонии цвета, а может быть, пытаемся понять и что хотел сказать художник, и о чём думали, мечтали герои его картин.
Удивительно, но всю прелесть этих полотен мы понимаем не кода любуемся ими, а много позднее, когда вновь и вновь вспоминаем чудные образы, созданные кистью талантливого художника.
Даётся задание: определить тему и идею текста, озаглавить его, после записи в тетради проговариваются отдельные орфограммы, объясняют знаки препинания.
VIII. Закрепление изученного материала. Подведение итогов. Самоанализ.
IX. Д/З: Учащимся раздаются карточки для домашнего задания, т.к. в учебнике данная тема не рассматривается.
1. Не знал он и когда вернётся из командировки. 2. Войска шли на запад и когда светило солнце и когда шёл проливной дождь. 3. Я пришёл к тебе не когда ты просила а когда смогла это сделать. 4. Виктор обещал скоро вернуться но не уточнил когда. 5. Я не знала ни почему он это сделал ни как всё это случилось. 6. Мы пошли на перемену не когда прозвенел звонок а когда учитель отпустил нас. 7.Отцу хотелось сделать для меня что-то но он не смог придумать что.
Задание. Выучить правило из таблицы. Списать предложения, расставить знаки препинания и объяснить их постановку
Самоанализ открытого урока по русскому языку в 9 классе В
по теме «Особые случаи пунктуации в сложноподчинённом предложении»
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 1 им. В.И. Ленина» г. Ульяновска
Савицкой Татьяны Борисовны
Урок русского языка в 9 классе В «Особые случаи пунктуации в сложноподчинённом предложении» был проведен учителем Т.Б. Савицкой в рамках областной акции «Открытый урок русского языка», посвящённой Е.И. Никитиной, профессора, Заслуженного учителя школы.
Дата проведения: 15 февраля 2011 года.
Цель: углубление знаний учащихся по постановке знаков препинания в сложноподчинённом предложении, закрепление орфограмм, изученных ранее, развитие навыков речевой компетенции.
Задачи:
I. Обучающая: организовать деятельность учащихся по изучению постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении, формированию пунктуационных умений и навыков; закреплению орфограмм, изученных ранее; развитию навыков речевой компетенции
II.Развивающая: пробудить интерес к изучению надпредметного материала.
- Воспитательная: воспитать чувство прекрасного, формировать художественный вкус учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
1. Репродукции картин русских художников-портретистов.
2. Стенд с репродукциями картин В.Л.Боровиковского.
3. Словари русского языка.
4. Таблица с опорными записями и примерами по новой теме.
Содержание урока.
Содержание урока соответствует поставленным целям. Тема урока предполагает углублённое изучение темы «Сложноподчинённое предложение» и не рассматривается в учебнике, однако изучение её представляется необходимым,
так как предложения подобной конструкции используются учащимися в письменных работах, а также встречаются в текстах ЕГЭ по русскому языку. Для того чтобы пробудить интерес учащихся к изучению данной темы, был предложен исследовательский путь, предполагающий самостоятельное выведение правила через анализ предложений.
Тренировочные задания включали задание направленные не только на закрепление нового материала, но и на повторение орфографических правил, развитию навыков речевой компетенции.
В целях лучшего усвоения материала учащимися была проведена дидактическая обработка урока. Объяснение новой темы легло на языковой материал единой тематики, который мог бы заинтересовать учащихся в силу их возрастных эмоциональных и интеллектуальных особенностей. Кроме того, использование данного дидактического материала позволило осуществить межпредметные связи (с литературой, живописью), что способствовало развитию художественного вкуса учащихся и их кругозора.
Этапы урока:
- Оргмомент.
- Вступительное слово учителя
- Словарно-орфографическая работа
- Объяснение нового материала
- Тренировочные упражнение
- Подведение итогов.Самоанализ.
- Домашнее задание
Реализация принципов обучения
Содержание и структура урока были направлены на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания.
Научность обучения выразилась в использовании и практическом применении лингвистических терминов, текстоведческом анализе.
Принцип доступности обучения реализовался через отбор дидактического материала, форм и методов обучения
Использование наглядности на разных этапах урока способствовало развитию кругозора учащихся, созданию благоприятного эмоционального фона.
Индивидуализация и дифференциация обучения реализовывалась через работу в парах, микрогруппах, во время работы по моделированию предложений.
Методы обучения
1. Эвристический
2. Наглядный
3. Творческий
4. Репродуктивный
Методы обучения соответствовали целям урока на каждом этапе: эвристический на этапе изучения новой темы, репродуктивный, творческий – на этапах тренировочных упражнений, наглядный – на протяжении всего урока. В совокупности они стимулировали познавательную деятельность учащихся, способствовали активизации их учебной деятельности.
Организация учебной работы на уроке
Постановка учебных целей осуществлялась следующим образом: во вступительном слове учителя – общая задача (познакомить с особыми случаями пунктуации в сложноподчинённом предложении); на этапах выполнения тренировочных упражнений – обучающая и развивающая; весь урок способствовал решению воспитательной цели.
На уроке сочетались разные формы работы: индивидуальные (работа со словарями), в парах(составление словосочетаний) и микрогруппах (моделирование предложений).
Контроль над деятельностью учащихся со стороны учителя осуществлялся в форме руководства (на начальном этапе урока), поддержки и сопровождения (на всех этапах урока). При подведении итогов урока были выставлены и прокомментированы оценки.
Во время работы учитель старался способствовать эмоциональному восприятию учащимися материала (чтение предложений и художественного текста), развитию логического мышления, умений сравнивать, анализировать и делать выводы (при изучении нового материала, выполнении тренировочных заданий).
Система работы учащихся
Учащиеся работали организованно и активно на всех этапах урока, эмоционально откликались на его содержание, показали хороший уровень сформированности учебных навыков, наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
Общие результаты урока
- План урока выполнен.
- Общеобразовательный, воспитывающий и развивающий аспект урока реализован.
- Оценка результатов и эффективности урока высокая.
Рекомендации по улучшению качества урока
Продолжить работу по формированию пунктуационных, орфографических навыков, развитию речи учащихся.
Отзыв
о защите педагогического проекта по теме
«Проектная деятельность учащихся как один из путей развития интереса к исследовательской деятельности и творческой активности учащихся»
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1 им. В.И. Ленина» г. Ульяновска
Савицкой Татьяны Борисовны.
Педагогический проект Савицкой Т.Б. «Проектная деятельность как один из путей развития интереса к исследовательской деятельности и творческой активности учащихся» был заслушан на научно-практическом семинаре учителей русского языка и литературы «Реализация современных подходов к формированию лингвистической компетенции учащихся в условиях перехода на новые образовательные стандарты» на базе МБОУ «Гимназия №1 им. В.И. Ленина» 17.02.12 г.
Защита проекта проходила в форме устного сообщения, в котором Савицкая Т.Б. назвала цели и задачи проекта, обосновала его актуальность в условиях перехода на новые образовательные стандарты, охарактеризовала структуру и содержание проекта, этапы проекта, проанализировала промежуточные результаты.
Теоретические положения авторского проекта были подтверждены его практической реализацией. Учащиеся 6 А класса представили групповойпроект «Факторы, оказывающие негативное влияние на формирование языковой компетенции учащихся» (на материале лингвистического эксперимента), который является одним из проектов, выполненных учениками Татьяны Борисовны.
В выступлении Савицкая Т.Б. продемонстрировала своё концептуальное видение проектной деятельности в школе, аргументированно доказала, что проектная деятельность является одним из перспективных путей развития интереса к исследовательской деятельности и творческой активности учащихся.
При защите проекта Савицкая Т.Б. продемонстрировала способность анализировать актуальную социальную ситуацию, выявлять проблемы и находить возможные пути их преодоления, способность конкретизировать идеи в практической работе учителя и учащихся, знание современных педагогических технологий.
Проект грамотно оформлен, включает в себя схемы, таблицы, компьютерные презентации, описание конкретных методик, применяемых учителем.
Представленный проект имеет практическую и теоретическую значимость для учителей русского языка и литературы и может быть рекомендован для присвоения высшей квалификационной категории.
Общественные эксперты:
Учитель русского языка
и литературы высшей категории
МАОУ Лингвистическая гимназия
г. Ульяновска Г.Н. Лаштанова
Учитель русского языка
и литературы высшей категории
МБОУ «Мариинская гимназия»
г. Ульяновска И.А. Григорченко
Директор МБОУ «Гимназия №1
им. В.И. Ленина»
г. Ульяновска С.А. Ставский
17.02.2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме: "Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении"
Данная разработка помогает подготовить учащихся к выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку в разделе:"Синтаксис и пунктуация" . Рассматриваются трудные случаи постановки знаков ...
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи"
Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР (9 класс)...
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"
Цель данного урока - закрепить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными...
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"
В данном конспекте представлены несколько видов заданий. Конспект тесно связан с произведением Н.В.Гоголя "Мертвые души". 1) Словарно-орфографическая работа со словом рессора; 2) синтаксический разбор...
План- конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными", 9 класс
Разработка урока по русскому языку...
Конспект урока "Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"
Тема: Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать...
Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)
Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:- 10 заданий 1 уровня (...