Конспект урока: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цели:
- закрепление изученного по теме урока;
- нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;
- составление схем СП;
- построение сложных синтаксических конструкций (ССК);
- применение ССК в собственной речи;
- подготовка к ЕГЭ;
- воспитание выносливости, терпения, целеустремленности и выдержки в процессе работы над заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sp_s_rvs_9_kl.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них
Цели:
- закрепление изученного по теме урока;
- нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;
- составление схем СП;
- построение сложных синтаксических конструкций (ССК);
- применение ССК в собственной речи;
- подготовка к ЕГЭ;
- воспитание выносливости, терпения, целеустремленности и выдержки в процессе работы над заданиями.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний учащихся.
Орфографическая разминка.
- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
Решё…ый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование)
приказа…о отойти (краткое причастие – Н, примыкание)
в вяза…ой шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
говорила пута…о (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание)
(она) чем-то встревоже…а (краткое причастие – Н, управление)
некраше. . ый пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
зва. . ый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
выглядела испуга…о (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)
2. Два ученика работают у доски по карточкам.
Карточка №1.
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему предложения.
[Татьяна Афанасьевна под…ла брату знак], (что б…льная хоч…т уснуть), и [все вышли п…тихоньку из св…тлицы].
[ ], (что…), и [ ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным изъяснительным.
- Объясните значение слова “СВЕТЛИЦА”.
Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.
- Подберите СИНОНИМ.
Комната.
Карточка №2.
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему предложения.
3. Изучение нового материала.
- Откройте учебник на странице 67, самостоятельно прочитайте параграф 13 и скажите, что необходимо знать и уметь, работая со сложными синтаксическими конструкциями?
Работая со сложными синтаксическими конструкциями, необходимо:
- находить грамматические основы предложений;
- видеть границы простых предложений;
- разбираться в смысловых отношениях между простыми предложениями.
- Именно эти навыки мы и отрабатываем сегодня на уроке.
4. Закрепление изученного материала.
- Чем осложнено третье простое предложение?
Третье простое предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
- Выполните морфологический разбор причастия ПОКОИВШИЕСЯ.
Покоившиеся –
1) причастие (какие?);
2) н. ф. – покоившийся, действительное, прошедшего времени, несовершенного вида, стоит в именительном падеже, во множественном числе;
3) цветы (какие?) покоившиеся.
- Выполните синтаксический разбор следующего предложения.
1 простое двусоставное, распространённое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;
2 простое двусоставное, распространённое;
3 простое односоставное, безличное, распространённое. )
- Чем осложнены первое и третье простые предложения?
Первое простое предложение осложнено однородными сказуемыми, соединёнными сочинительным союзом И, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Третье простое предложение осложнено обособленным определением.
5. Работа с тестовыми заданиями.
- Какое слово состоит из пяти морфем?
Проверка | Свободный |
проверил | превзошли |
удивлённый | стремится |
удивился | влюблённый |
6. Работа со словарными словами.
- Запишите словарное слово КОНСПЕКТ, образованное от латинского conspectus – “обзор”, подберите однокоренные слова и разберите их по составу.
Конспектировать
Конспектирование
Законспектировать
7. Подведение итогов урока, запись домашнего задания.
Повторить теоретический материал.
Составить пять сложных синтаксических конструкций по репродукциям картин из Третьяковской галереи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»
Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...
"Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи"
Урок русского языка в 9 классе по сложным предложениям с различными видами связи....
Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препина...
Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
В данном конспекте урока по теме "Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи" подобран материал из произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин"....
Конспект урока по теме "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи", 9 класс
Тема урока раскрывается на языковом материале одного предложения Л.Н. Толстого "Война и мир"...
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме"Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи"
Тип урока: урок изучения нового материала...