Конспект урока: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Колодченко Валентина Васильевна

 

Цели:

  • закрепление изученного по теме урока;
  • нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;
  • составление схем СП;
  • построение сложных синтаксических конструкций (ССК);
  • применение ССК в собственной речи;
  • подготовка к ЕГЭ;
  • воспитание выносливости, терпения, целеустремленности и выдержки в процессе работы над заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sp_s_rvs_9_kl.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

Цели:

  • закрепление изученного по теме урока;
  • нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;
  • составление схем СП;
  • построение сложных синтаксических конструкций (ССК);
  • применение ССК в собственной речи;
  • подготовка к ЕГЭ;
  • воспитание выносливости, терпения, целеустремленности и выдержки в процессе работы над заданиями.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний учащихся.

Орфографическая разминка.

- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Решё…ый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование)

приказа…о отойти (краткое причастие – Н, примыкание)

в вяза…ой шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

говорила пута…о (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание)

(она) чем-то встревоже…а (краткое причастие – Н, управление)

некраше. . ый пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

зва. . ый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

выглядела испуга…о (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)

2. Два ученика работают у доски по карточкам.

Карточка №1.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему предложения.

[Татьяна Афанасьевна под…ла брату знак], (что б…льная хоч…т уснуть), и [все вышли п…тихоньку из св…тлицы].

[   ], (что…), и [    ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным изъяснительным.

- Объясните значение слова “СВЕТЛИЦА”.

Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.

- Подберите СИНОНИМ.

Комната.

Карточка №2.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему предложения.

3. Изучение нового материала.

- Откройте учебник на странице 67, самостоятельно прочитайте параграф 13 и скажите, что необходимо знать и уметь, работая со сложными синтаксическими конструкциями?

Работая со сложными синтаксическими конструкциями, необходимо:

- находить грамматические основы предложений;

- видеть границы простых предложений;

- разбираться в смысловых отношениях между простыми предложениями.

- Именно эти навыки мы и отрабатываем сегодня на уроке.

4. Закрепление изученного материала.

- Чем осложнено третье простое предложение?

Третье простое предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

- Выполните морфологический разбор причастия ПОКОИВШИЕСЯ.

Покоившиеся –

1) причастие (какие?);

2) н. ф. – покоившийся, действительное, прошедшего времени, несовершенного вида, стоит в именительном падеже, во множественном числе;

3) цветы (какие?) покоившиеся.

- Выполните синтаксический разбор следующего предложения.

1 простое двусоставное, распространённое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;

2 простое двусоставное, распространённое;

3 простое односоставное, безличное, распространённое. )

- Чем осложнены первое и третье простые предложения?

Первое простое предложение осложнено однородными сказуемыми, соединёнными сочинительным союзом И, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Третье простое предложение осложнено обособленным определением.

5. Работа с тестовыми заданиями.

- Какое слово состоит из пяти морфем?

Проверка

Свободный

проверил

превзошли

удивлённый

стремится

удивился

влюблённый

6. Работа со словарными словами.

- Запишите словарное слово КОНСПЕКТ, образованное от латинского conspectus – “обзор”, подберите однокоренные слова и разберите их по составу.

Конспектировать

Конспектирование

Законспектировать

7. Подведение итогов урока, запись домашнего задания.

Повторить теоретический материал.  

Составить пять сложных синтаксических конструкций по репродукциям картин из Третьяковской галереи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...

"Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи"

Урок русского языка в 9 классе по сложным предложениям с различными видами связи....

Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять  знаки препина...

Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

В данном конспекте урока по теме "Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи" подобран материал из произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин"....

Конспект урока по теме "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи", 9 класс

Тема урока раскрывается на языковом материале одного предложения Л.Н. Толстого "Война и мир"...

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

Сложное предложение с различными видами  союзной и бессоюзной связи...