План-конспект урока "Сложные предложения с разными видами связи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Развернутый конспект урока по теме "Сложные предложения с разными видами связи" в 9 классе. Педназначен для закрепления изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sp_s_raznymi_vidami_svyazi_.docx23.71 КБ
Файл sp_s_raznymi_vidami_svyazi_.pptx59.74 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:  9

Тема:                Сложные предложения с разными видами связи

Цель:   1)    закрепить знания, полученные по данной теме; повторить

              правописание приставок  ПРЕ- и ПРИ-;

             2)  отработать умения правильно ставить знаки препинания в                  

             СП с разными видами связи; строить схемы предложений

             указанной структуры;

             3)  прививать интерес к внимательному чтению художественных

             произведений.

Вид  урока:  урок закрепления.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Орфографическая разминка.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Анализ предложения с элементами лингвистического разбора.
  5. Конструирование предложений.
  6. Оздоровительная пауза.
  7. Работа с текстом.
  8. Словарная работа.
  9. Домашнее задание.
  10.  Рефлексия.
  11. Итоги урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

   Здравствуйте, ребята!  Садитесь. Назовите отсутствующих на уроке.

   

    На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «СП с разными видами связи». Сегодня мы продолжим работать над этой сложной темой. В связи с этим, подумайте, какие цели мы должны поставить перед собой в начале урока?

       

    (Уч-ся формулируют цели урока. Учитель вывешивает их на доску)

Оформление тетрадей.

2. Орфографическая разминка.

 Начнем урок с орфографической разминки.

 Запишите следующие словосочетания:

   Непрерывно рассуждать, приостановиться и замереть от восторга, преобразившийся мир, выступление президента, призадумался об услышанном, присутствовать на премьере, беспрестанно пререкаться.

Учащиеся сами проверяют написанное, оценивают, объясняют правописание слов, в которых допустили ошибки.                                                                            Слайд №1,1а

Дополнительно: 

найти слово с чередующейся безударной гласной в корне, объяснить написание.   (Замереть)

3. Проверка домашнего задания.  

        1.Упр.№ 246

  • Называют номера ССП с союзом  И  и общим членом. (1)
  • ССП с союзом И  и общим придаточным предложением.  (2,3,4)
  • Формулируют общее пунктуационное правило:

                                                                                                             Слайд №2

 ( В ССП при наличии общего второстепенного члена или общего        придаточного предложения запятая перед союзом И не ставиться.)

       2.   Вспомните, что вы знаете о СП с разными видами связи и о постановке знаков препинания в них.    (уч-ся рассказывают правило параграфа №18)       Слайды №3,4

4.  Анализ предложения с элементами лингвистического разбора.

Один ученик записывает предложение на доске, расставляет знаки препинания, строит схему, дает устную характеристику предложения.

Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.  (И.С. Тургенев)

     (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное,

      состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения,

      перед двоеточием можно вставить  а именно ). Первая часть – СПП с придаточным

      степени, которое относиться к указательному слову  так  в главном. Вторая –

      ПП, осложненное однородными членами.)

Второй ученик выполняет на доске морфологический разбор глагола  занимается.

5. Конструирование предложений.

Дифференцированное задание:                                                                       Слайд №5

  1.  Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы  (на доске).
  • Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
  • Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
  • Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

2. Составить и записать предложения по схемам (схемы на доске):

 6. Оздоровительная пауза.  

   

     Упражнения для предупреждения зрительного утомления:

  • Быстро и легко поморгайте 20 раз.
  • Крепко зажмурьте на 3-5 секунд глаза, а затем откройте на 3-5 секунд. Повторите 7 раз.
  • Поднимите глаза к верху, сделайте ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. Повторите 5-6 раз.

7. Работа с текстом.                                                                                       Слайд №6,7

Слово учителя:   СП с разными видами связи выражают сложные мысли; их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя. Сложный синтаксис – одна из отличительных черт прозы Н.В. Гоголя, чье произведение мы сейчас изучаем на уроках литературы. Обратимся к небольшому отрывку из первой главы поэмы «Мертвые души»:

     Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи, несколько поистасканный, показавший, что был не в первый раз в дороге. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик из красного дерева, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица. Когда все это было внесено, кучер Селифан отправился на конюшню возиться около лошадей, а лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней, куда уже успел притащить свою шинель…      

                                                                (По Н.В. Гоголю)

Задания к тексту:

1. Расставить  недостающие и объяснить выделенные знаки препинания.

2. Составить схемы 1 и 3 предложений.

3. Замените словосочетания   чемодан из белой кожи, ларчик из красного дерева, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью  согласование.

4. Замените слово возиться из 3 предложения синонимичным, не имеющим стилистической окраски.

8. Словарная работа.    Работа с упр. 255.          (Слова вывесить на доску).

Составить по одному предложению со словами  ПРОГНОЗ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.

9.  Д/З:   выписать из 6 главы поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» три сложных предложения с разными видами связи, построить их схемы.

10.Рефлексия.  Выберете, какое чувство вы испытывали сегодня на уроке и почему?

11. Итоги урока.

     Пока приезжий господин осматривал свою комнату внесены были его пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи, несколько поистасканный, показавший что был не в первый раз в дороге. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик из красного дерева, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица. Когда все это было внесено кучер Селифан отправился на конюшню возиться около лошадей, а лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней куда уже успел притащить свою шинель…      

                                                                (По Н.В. Гоголю)

Задания к тексту:

1. Расставить  недостающие и объяснить выделенные знаки препинания.

2. Составить схемы 1 и 3 предложений.

3. Замените словосочетания   чемодан из белой кожи, ларчик из красного дерева, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью  согласование.

4. Замените слово возиться из 3 предложения синонимичным, не имеющим стилистической окраски.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложные предложения с разными видами связи

Слайд 2

Непрерывно рассуждать, приостановиться и замереть от восторга, преобразившийся мир, выступление президента, призадумался об услышанном, присутствовать на премьере, беспрестанно пререкаться.

Слайд 3

Непрерывно рассуждать, приостановиться и замереть от восторга, преобразившийся мир, выступление президента, призадумался об услышанном, присутствовать на премьере, беспрестанно пререкаться.

Слайд 4

В сложносочиненном предложении при наличии общего второстепенного члена или общего придаточного предложения запятая перед союзом И не ставится.

Слайд 5

Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных разными видами связи: сочинительной, подчинительной или бессоюзной. Части сложного предложения иногда объединяются в группы, которые могут быть связаны различными способами с отдельными частями предложения или с другими группами. 2. Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза ТО, ТАК или союза НО .

Слайд 6

Задание: определите, какая схема соответствует этому предложению И между тем только один был зрителем: это был мальчик в неизмеримом сюртуке, который стоял довольно покойно и чистил свой нос.

Слайд 7

Задание: из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы. Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось. Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения. Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

Слайд 8

Пока приезжий господин осматривал свою комнату внесены были его пожитки : прежде всего чемодан из белой кожи, несколько поистасканный , показавший что был не в первый раз в дороге. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик из красного дерева сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица. Когда все это было внесено кучер Селифан отправился на конюшню возиться около лошадей , а лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней куда уже успел притащить свою шинель… (По Н.В. Гоголю)

Слайд 9

Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его пожитки : прежде всего чемодан из белой кожи , несколько поистасканный , показавший, что был не в первый раз в дороге. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик из красного дерева , сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица. Когда все это было внесено, кучер Селифан отправился на конюшню возиться около лошадей , а лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней, куда уже успел притащить свою шинель… (По Н.В. Гоголю)

Слайд 10

Вывод: Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных разными видами связи: сочинительной, подчинительной или бессоюзной. Части сложного предложения иногда объединяются в группы, которые могут быть связаны различными способами с отдельными частями предложения или с другими группами. 2. Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза ТО, ТАК или союза НО .

Слайд 11

Какое настроение вы испытывали на уроке и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Сложные предложения с разными видами связи.

Конспект урока разработан для учащихся 9 класса.   Ход урока способствует развитию интеллектуальных  и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализаци...

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...

Урок-практикум «Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация в СП с разными видами связи» в 11 классе.

Цели урока:-систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить ...