План-конспект урока "Сложные предложения с разными видами связи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Развернутый конспект урока по теме "Сложные предложения с разными видами связи" в 9 классе. Педназначен для закрепления изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sp_s_raznymi_vidami_svyazi_.docx | 23.71 КБ |
sp_s_raznymi_vidami_svyazi_.pptx | 59.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 9
Тема: Сложные предложения с разными видами связи
Цель: 1) закрепить знания, полученные по данной теме; повторить
правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-;
2) отработать умения правильно ставить знаки препинания в
СП с разными видами связи; строить схемы предложений
указанной структуры;
3) прививать интерес к внимательному чтению художественных
произведений.
Вид урока: урок закрепления.
План урока:
- Организационный момент.
- Орфографическая разминка.
- Проверка домашнего задания.
- Анализ предложения с элементами лингвистического разбора.
- Конструирование предложений.
- Оздоровительная пауза.
- Работа с текстом.
- Словарная работа.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
- Итоги урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Назовите отсутствующих на уроке.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «СП с разными видами связи». Сегодня мы продолжим работать над этой сложной темой. В связи с этим, подумайте, какие цели мы должны поставить перед собой в начале урока?
(Уч-ся формулируют цели урока. Учитель вывешивает их на доску)
Оформление тетрадей.
2. Орфографическая разминка.
Начнем урок с орфографической разминки.
Запишите следующие словосочетания:
Непрерывно рассуждать, приостановиться и замереть от восторга, преобразившийся мир, выступление президента, призадумался об услышанном, присутствовать на премьере, беспрестанно пререкаться.
Учащиеся сами проверяют написанное, оценивают, объясняют правописание слов, в которых допустили ошибки. Слайд №1,1а
Дополнительно:
найти слово с чередующейся безударной гласной в корне, объяснить написание. (Замереть)
3. Проверка домашнего задания.
1.Упр.№ 246
- Называют номера ССП с союзом И и общим членом. (1)
- ССП с союзом И и общим придаточным предложением. (2,3,4)
- Формулируют общее пунктуационное правило:
Слайд №2
( В ССП при наличии общего второстепенного члена или общего придаточного предложения запятая перед союзом И не ставиться.)
2. Вспомните, что вы знаете о СП с разными видами связи и о постановке знаков препинания в них. (уч-ся рассказывают правило параграфа №18) Слайды №3,4
4. Анализ предложения с элементами лингвистического разбора.
Один ученик записывает предложение на доске, расставляет знаки препинания, строит схему, дает устную характеристику предложения.
Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И.С. Тургенев)
(СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное,
состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения,
перед двоеточием можно вставить а именно ). Первая часть – СПП с придаточным
степени, которое относиться к указательному слову так в главном. Вторая –
ПП, осложненное однородными членами.)
Второй ученик выполняет на доске морфологический разбор глагола занимается.
5. Конструирование предложений.
Дифференцированное задание: Слайд №5
- Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы (на доске).
- Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
- Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
- Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
2. Составить и записать предложения по схемам (схемы на доске):
6. Оздоровительная пауза.
Упражнения для предупреждения зрительного утомления:
- Быстро и легко поморгайте 20 раз.
- Крепко зажмурьте на 3-5 секунд глаза, а затем откройте на 3-5 секунд. Повторите 7 раз.
- Поднимите глаза к верху, сделайте ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. Повторите 5-6 раз.
7. Работа с текстом. Слайд №6,7
Слово учителя: СП с разными видами связи выражают сложные мысли; их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя. Сложный синтаксис – одна из отличительных черт прозы Н.В. Гоголя, чье произведение мы сейчас изучаем на уроках литературы. Обратимся к небольшому отрывку из первой главы поэмы «Мертвые души»:
Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи, несколько поистасканный, показавший, что был не в первый раз в дороге. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик из красного дерева, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица. Когда все это было внесено, кучер Селифан отправился на конюшню возиться около лошадей, а лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней, куда уже успел притащить свою шинель…
(По Н.В. Гоголю)
Задания к тексту:
1. Расставить недостающие и объяснить выделенные знаки препинания.
2. Составить схемы 1 и 3 предложений.
3. Замените словосочетания чемодан из белой кожи, ларчик из красного дерева, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование.
4. Замените слово возиться из 3 предложения синонимичным, не имеющим стилистической окраски.
8. Словарная работа. Работа с упр. 255. (Слова вывесить на доску).
Составить по одному предложению со словами ПРОГНОЗ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.
9. Д/З: выписать из 6 главы поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» три сложных предложения с разными видами связи, построить их схемы.
10.Рефлексия. Выберете, какое чувство вы испытывали сегодня на уроке и почему?
11. Итоги урока.
Пока приезжий господин осматривал свою комнату внесены были его пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи, несколько поистасканный, показавший что был не в первый раз в дороге. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик из красного дерева, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица. Когда все это было внесено кучер Селифан отправился на конюшню возиться около лошадей, а лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней куда уже успел притащить свою шинель…
(По Н.В. Гоголю)
Задания к тексту:
1. Расставить недостающие и объяснить выделенные знаки препинания.
2. Составить схемы 1 и 3 предложений.
3. Замените словосочетания чемодан из белой кожи, ларчик из красного дерева, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование.
4. Замените слово возиться из 3 предложения синонимичным, не имеющим стилистической окраски.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Непрерывно рассуждать, приостановиться и замереть от восторга, преобразившийся мир, выступление президента, призадумался об услышанном, присутствовать на премьере, беспрестанно пререкаться.
Непрерывно рассуждать, приостановиться и замереть от восторга, преобразившийся мир, выступление президента, призадумался об услышанном, присутствовать на премьере, беспрестанно пререкаться.
В сложносочиненном предложении при наличии общего второстепенного члена или общего придаточного предложения запятая перед союзом И не ставится.
Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных разными видами связи: сочинительной, подчинительной или бессоюзной. Части сложного предложения иногда объединяются в группы, которые могут быть связаны различными способами с отдельными частями предложения или с другими группами. 2. Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза ТО, ТАК или союза НО .
Задание: определите, какая схема соответствует этому предложению И между тем только один был зрителем: это был мальчик в неизмеримом сюртуке, который стоял довольно покойно и чистил свой нос.
Задание: из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы. Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось. Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения. Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
Пока приезжий господин осматривал свою комнату внесены были его пожитки : прежде всего чемодан из белой кожи, несколько поистасканный , показавший что был не в первый раз в дороге. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик из красного дерева сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица. Когда все это было внесено кучер Селифан отправился на конюшню возиться около лошадей , а лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней куда уже успел притащить свою шинель… (По Н.В. Гоголю)
Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его пожитки : прежде всего чемодан из белой кожи , несколько поистасканный , показавший, что был не в первый раз в дороге. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик из красного дерева , сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица. Когда все это было внесено, кучер Селифан отправился на конюшню возиться около лошадей , а лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней, куда уже успел притащить свою шинель… (По Н.В. Гоголю)
Вывод: Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных разными видами связи: сочинительной, подчинительной или бессоюзной. Части сложного предложения иногда объединяются в группы, которые могут быть связаны различными способами с отдельными частями предложения или с другими группами. 2. Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза ТО, ТАК или союза НО .
Какое настроение вы испытывали на уроке и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Сложные предложения с разными видами связи.
Конспект урока разработан для учащихся 9 класса. Ход урока способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализаци...
Готовимся к ЕГЭ. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Обобщение изученного по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Повторение изученного. Защита исследовательского проекта «Использование в разговорной речи сложных предложений»
маршрутный лист дистанционного урока...
Обобщение изученного по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Контрольная работа № 4 по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...
Урок-практикум «Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация в СП с разными видами связи» в 11 классе.
Цели урока:-систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить ...