Как научить школьников писать?
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Андреева Людмила Николаевна

Формирование и развитие навыков письменной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_shkolnikov_pisat.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Как научить школьников писать?

(Формирование и развитие навыков письменной речи)».

             Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Но из всего этого самое удивительное – это язык. Без языка невозможны жизнь человека и общества, развитие науки, техники, искусства. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться еще в школе, и учиться упорно и терпеливо. Как научить школьников писать? Ответ на этот вопрос ищут многие учителя.

        Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве), средством хранения и передачи информации, а также средством связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

               Все мы, и взрослые, и дети, понимаем, что русский язык — один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Богатство русского словаря позволяет нам не только назвать тот или иной предмет, его признаки, действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.

               Свободное владение русским языком — надежная основа каждого человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Именно эту мысль я стараюсь донести до учащихся национальной школы, в которой преподаю русский язык и русскую литературу.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность: дает учащимся знания о русском языке и формирует у них языковые и речевые умения. Целями преподавания русского языка в школе я считаю формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

              Хочу поделиться своим опытом. Опытом учителя, преподававшего  в городской русскоязычной школе, а теперь – в сельской национальной с родным чувашским языком. Важнейшим направлением в моей работе является формирование навыков грамотной письменной речи у учащихся. Вдвойне это необходимо учащимся, чей родной язык не русский. В работе с такими детьми возникают сложности. Воспитываясь в семье, где говорят на чувашском языке, ребенок владеет только разговорной речью. Близкое расположение к городу требует формирования русской лексики. Вот и получается, что дети владеют этими языками довольно плохо: немного – чувашский, немного – русский.  Многие не улавливают смысл высказывания собеседника, что уж говорить об их письменной речи! Помочь в этом могут дополнительные занятия, но их родителям это не по карману. Да и жителям сельской местности всегда не хватает на это времени: работы по дому много. Именно среди таких сельских ребят много способных и старательных, желающих говорить и писать правильно.        

        Чтобы сформировать и развить у учащихся навыки письменной речи, считаю необходимым проводить уроки развития речи, включающие составление коротких рассказов по впечатлениям, придумывание историй по предложенным картинкам, упражнения на мышление и логику, решение вымышленной проблемы. Здесь очень важна моральная поддержка учащихся, их подбадривание и похвала, даже при малейших «шажочках». Именно на таких занятиях ребята становятся раскрепощенными, свободными в суждениях и умозаключениях. А значит и способными к более лучшему восприятию изучаемого материала.

             Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. В этом мне помогает систематическая работа по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

            Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, стараюсь добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.

        Третье направление — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания. Ее осуществляю, выполняя специальные упражнения при подготовке изложений и сочинений; особое внимание уделяю совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами красноречия. Учащиеся, больше читая и пересказывая, вырабатывают способность правильно и красиво говорить. А значит, мыслить и писать.

Развивая речь ребёнка, необходимо обращать внимание на то, чтобы речь не отрывалась от мысли, была содержательной, ясной, по возможности точной, чтобы за словом стояло представление или понятие. Развивать речь - значит, развивать мышление, формировать взгляды, создавать самого человека. Речь не возникает сама по себе, она всегда является составной частью общения, оно в свою очередь сочетается с какой-то другой деятельностью: практической, познавательной, игровой или творческой.

                Таким образом, работая одновременно по трем направлениям, уделяя большое внимание развитию речи учащихся, как показателя уровня культуры человека, его интеллекта и кругозора, добиваюсь овладения учащимися коммуникативной культурой, что формирует навыки грамотной письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения самотеста в преподавании географии или как научить школьников формулировать вопросы.

Данный метод работы основан на самостоятельном составлении учащимися тестовых заданий, как с использованием источников информации (учебников, энциклопедий, различных словарей и т.д.), так и без ...

Как научить школьника писать рекурсивные процедуры: задача о ферзях

Умение создавать и использовать рекурсивные процедуры – неотъемлемая часть подготовки школьников к успешному выступлению на олимпиадах по программированию. Как научить школьника программировать с испо...

Родительское собрание в 7 классе " Как научить школьников организовывать своё время".

Научить ребёнка серьёзно и ответственно относится к своему времени, это заложить основы его успеха во всех видах его деятельности....

КАК НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКА ВИДЕТЬ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ?

Статья опубликована в приложении к журналу "Методист" ("Местер-класс" 2016 № 3)...

Как научить школьника самостоятельно работать с текстом.

Базовыми умениями при работе с текстом являются чтение, письмо и владение компьютером. ФГОС : Умение работать с различными источниками информации; Умение выделять, описывать существенны...

Чему я должен научить школьников сегодня, чтобы они стали успешными завтра?

Этот вопрос, как мне кажется, стоит перед каждым педагогом, независимо от его возраста и стажа работы. Потому что ответ на этот вопрос определяет содержание всех проводимых уроков, и, в конечном счете...