Методика организации и проведения самотеста в преподавании географии или как научить школьников формулировать вопросы.
статья по географии по теме
Данный метод работы основан на самостоятельном составлении учащимися тестовых заданий, как с использованием источников информации (учебников, энциклопедий, различных словарей и т.д.), так и без их применения. Работа может выполняться, и в классе и дома.
Работу учащихся можно разделить на несколько уровней в зависимости от сложности предлагаемых заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_samotesta.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика организации и проведения самотеста в
преподавании географии или как научить школьников
формулировать вопросы.
Данный метод работы основан на самостоятельном составлении учащимися тестовых заданий, как с использованием источников информации (учебников, энциклопедий, различных словарей и т.д.), так и без их применения. Работа может выполняться, и в классе и дома.
Работу учащихся можно разделить на несколько уровней в зависимости от сложности предлагаемых заданий.
Первый наиболее простой уровень- это самостоятельное составление учащимися тестовых вопросов при помощи учебника. Ученик задет вопрос и дает к нему три варианта ответа, один из которых (один из ответов) должен быть верным. Данный вид работы рекомендуется впервые предложить учащимся шестых классов, предварительно обговорив количество тестовых вопросов и вариантов ответов, четко продекламировать, за что будет снижаться или повышаться оценка (критерии оценки работы). Рекомендуется составить четкий алгоритм выполнения работы, при необходимости записать его на доске и в тетрадях. Отдельное внимание стоит уделить оформлению работы, четко объяснив, как должен выглядеть конечный результат.
Например: задание: составить семь тестовых вопросов по параграфу с вариантами ответов не менее трех (под буквами) и правильный ответ выделить крестиком (целесообразно выделять правильные ответы именно крестиком, так как именно этот символ используется в ЕГЭ).
Впервые Самотест необходимо выполнять в классе. В дальнейшем это задание можно выполнять дома. Данный уровень самотеста наиболее эффективен при обобщении и повторении темы или в качестве подготовки к проверочной работе, поскольку при выполнение его учащиеся систематизируют полученные знания. Так же необходимо отметить ,что данное задание незаменимое в коррекционных классах.
Второй уровень - это усложнение типов задаваемых учащимися тестовых вопросов. При постановке вопросов учащиеся используют источники информации ( в основном учебник).
Например: задание: составить по параграфу (параграфам) десять тестовых вопросов: из которых три вопроса по какому принципу составлен ряд (выделить общее среди нескольких названий, процессов, явлений и т.д.), три вопроса, что лишнее в ряду определений и почему и четыре вопроса установить соответствие ( между процессами и их названиями, определениями и понятиями, точками и их координатами и т. д. ). Отметить правильные ответы.
Каждое из заданий необходимо четко объяснить! Этот уровень заданий рекомендуется проводить, начиная с седьмого класса. Второй уровень самотеста так же наиболее эффективно проводить при закрепление и повторение темы и в качестве подготовки к проверочной работе.
Пример из практики:
отрывок работы ученицы седьмого класса Наташи Ц.:
Какая низменность не находиться на океаническом побережье?
А) Приатлантическая
Б) Примексиканская
В) Миссисипская
По какому принципу составлен ряд?
Гейзеры, термальные источники, грязевые вулканы.
Что лишнее и почему?
Север Кордильер, полуостров Лабрадор, Аляска.
Соедините стрелочками район и соответствующее ему полезные ископаемые:
побережье Мексиканского залива железные руды
Калифорния и Аляска нефть
Канадский щит золото
отрывок работы ученика седьмого класса Саши К.:
За что индейцы называли Миссури «Грязной толстухой»?
А) за цвет
Б) за размер
В) за глубину
Дополните и объясните, по какому принципу составлен ряд?
Верхнее, Эри …….
По какому принципу составлен ряд?
Течения, солнечная радиация, циркуляция воздуха, характер подстилающей поверхности, географическая широта, высота над уровнем моря, близость океанов и морей.
Третий уровень предлагаемого метода работы - это самостоятельное составление учащимися тестовых заданий без использования источников информации, основываясь только на полученных знаниях. Данный вид работы выполняется в конце изучения темы или раздела на повторительно - обобщающих уроках и может полностью или частично заменить проверочную работу.
Учащиеся так же самостоятельно составляют тестовые вопросы и предлагают к ним варианты ответов, отмечая крестиком верный.
Пример из практики:
отрывок работы ученицы восьмого класса Наташи Ц.:
Какая из этих стран не граничит с Россией?
А) Норвегия
Б) Латвия
В) Польша
Г) Германия
Какой из перечисленных природных ресурсов не является неисчерпаемым?
А) солнечная радиация
Б) чистый воздух
В) текущая вода
Г) энергия внутреннего тепла Земли
По какому принципу составлен ряд?
Побережье Кольского полуострова, Северо- восток Сибири, Мурманск, Верхоянск, район Оймякона.
По какому принципу составлен ряд?
Короткий летний период, таяние снега, появление постоянного населения.
Какое животное не обитает в зоне арктических пустынь?
А) белая чайка
Б) овцебык
В) морж
Г) муфлон
Что лишнее и почему?
Водные, рекреационные, земельные, минеральные.
отрывок работы ученика восьмого класса Саши К.:
Установите соответствие:
Шаманизм белорусы
Ислам селькупы
Буддизм чуваши
Православие калмыки
Что лишнее и почему?
Калмыки, шорцы, долганы, юкагиры.
По какому принципу составлен ряд?
Экологические факторы, генетический фактор, образ жизни.
Какие из данных народов относятся к тюркской группе алтайской семьи?
А) карелы Д) башкиры
Б) татары Е) нивхи
В) чуваши
Г) якуты
Какова средняя плотность населения в России?
А) 7 чел/км.кв.
Б) 8 чел/км.кв.
В) 9 чел/км.кв.
Г) 10 чел/км.кв.
Последний уровень самотеста (четвертый) наиболее сложный и требует предварительной подготовки. Учащиеся за некоторое время до проверочной работы получают домашнее задание, составить определенное количество тестовых вопросов по пройденной теме или разделу, основываясь на материале учебника. Очень важно при этом правильно оформить работу.
Например: задание: составить по параграфам ( четко сформулировать с какого по какой) пятнадцать тестовых вопросов, из которых пять вопросов, что лишнее в ряду определений и почему , пять вопросов установите соответствие и пять вопросов по какому принципу составлен ряд. Работу выполнить на двух двойных тетрадных листах в клетку. На одном из них записать вопросы, с вариантами ответов не отмечая верный ответ. На другом –в столбик, (учитывая нумерацию) записать ответы на поставленные вопросы.
Выполненные работы учащиеся сдают учителю, который проверяет их, дифференцирует по уровню сложности и выставляет свою оценку. На проверочной работе ученики выполняют самотесты друг друга, при этом после завершения выполнения задания ученик выставляет оценку за тот Самотест, который он выполнял, оценка должна быть обоснована и раскрыт критерий оценивания.
Например: оценивание работы может осуществляться учениками по следующим критериям: 1) грамотность
2) правильность
3) уровень сложности
То есть данный уровень работы позволяет осуществить не только функцию контроля ученик- учитель, но и взаимоконтроля ученик- ученик, а так же индивидуальный подход к каждому ученику.
Таким образом, по итогом одной проверочной работы каждый учащийся получает по три оценки. Данный уровень самотеста наиболее эффективно проводить, начиная со второго полугодия восьмого класса.
Метод самотеста позволяет эффективно работать как в «сильных» так и в «слабых» классах дифференцируя уровень сложности выполняемого задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования "Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе"
Самообразование учителя есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому учитель должен знать свой предмет,...
Доклад "Совершенствование методики организации и проведение индивидуальной работы с учащимися"
Выступление на августовском совещании учителей русского языка и литературы Арского муниципального района РТ....
Методика организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения
Методический материал «Азбуку дорожную знать каждому положено» ориентирован на учащихся начальных, средних и старших классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных ме...
Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.
Методический материал «Ты ведь тоже Россия, край алтайский родной» ориентирован на учащихся начальных и средних классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных меропри...
«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»
Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...
Методика организации и проведения «Урока Мужества» посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.«Бессмертный подвиг Ленинграда»
Ленинград поразил мир своим мужеством. Он выстоял и победил. Он залечил раны и на развалинах построил новые дома и дворцы. Там, где, ощетинившись, стояли бронированные дзоты, широко раскинулись кварта...
Методика организации и проведения спортивного праздника - "Праздник скакалки".
В методической разработке описана методика организации и проведения спортивного праздника. В работе отражены все этапы организации праздника, его структура и подробное описание проведения п...