Выступление на заседании ГМО психолого-педагогического сопровождения в системе образования на тему: «Как научить школьников организовать свое время»
статья на тему

Выступление на заседании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

социального педагога Юдиной Л.В.

на заседании ГМО психолого-педагогического

сопровождения в системе образования г. Ивантеевки

на тему:

«Как научить школьников организовать свое время»


Тайм-менеджмент — современное явление, которое стало основой для организации жизни успешного человека. Появилось огромное количество литературы, посвященной этой теме. Есть книги по тайм-менеджменту для бизнесменов и студентов, для работающих женщин и домохозяек. Мое обращении прежде всего к педагогам и воспитателям, которые ставят перед собой задачу развить в детях самостоятельность, умение планировать, умение ставить и реализовывать свои цели. Сегодня хочу поделиться подходом к развитию у детей навыков тайм-менеджмента.

Тайм-менеджмент — это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей. Термин «тайм-менеджмент»не вполне корректный: управлять временем — нельзя, организовать его — можно. Однако термин стал частью современного языка, поэтому и мы тоже будем использовать его в нашем курсе наряду с понятием «организация времени». Оглянемся назад и посмотрим, насколько нова эта тема для школы? Может быть, за новым словом скрывается привычная деятельность педагога? Будет лукавством сказать, что тайм-менеджмент — абсолютно новое явление в образовательном пространстве. Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей школы. Смеем предположить, что почти у всех детей начальной ступени обучения на стене рядом с рабочим столом висит плакат «Мой режим дня». Дневник, сопровождающий детей на всех этапах обучения, — типичный пример планировщика. А еще есть расписание уроков, план подготовки к определенным мероприятиям... Все перечисленное — элементы тайм-менеджмента! Но приходится признать, что тех навыков организации деятельности, которые традиционно получают ученики в школе в настоящее время, уже недостаточно.

Кроме этого, актуальность тайм-менеджмента связана с запросами современности на особый — проектный стиль деятельности. Это означает, что человек и в профессиональной сфере, и в личностной сфере, и даже в быту реализует разного рода большие и маленькие проекты. Что должен учесть педагог, который поставил перед собой задачу сформировать у своих учеников навыки тайм-менеджмента? Понятие «тайм-менеджмент» пришло к нам из бизнеса. Изначально система разрабатывалась для взрослых людей с целью повышения производительности их деятельности. Работа по формированию навыков тайм-менеджмента у взрослых строилась в трех направлениях: «Цель», «Время», «Управление».

Эти направления определяют основное содержание и при работе с детьми. Однако, выстраивая программу работы с детьми, важно учесть две особенности . Первая задана возрастом, вторая — спецификой  организации жизни ребенка в школе. Рассмотрим эти особенности в каждом из перечисленных направлений. Для того чтобы ребенок мог сформулировать цель деятельности, он должен обладать высоким уровнем развития самосознания, хорошими рефлексивными способностями. Ведь тайм-менеджмент — это организация деятельности по достижению собственной цели! Изначально цель может транслироваться взрослым, но ребенок должен принять эту цель, соотнести с собственными потребностями. Время — сложная категория как в философском, так и в физическом аспектах. Для ребенка отслеживание времени является очень трудной задачей. Восприятие времени субъективно и зависит от множества факторов: наполненность времени, интерес к происходящему, самочувствие человека — все они оказывают значительное влияние на восприятие времени. Но если взрослый вполне может отследить момент искажения в восприятии времени, то ребенок этого сделать не в состоянии. Планирование возможно лишь при правильном понимании «ценности» каждой временной единицы. Мы знаем, что время для ребенка и взрослого «течет» неодинаково. Специфика «Управления» определяется тем, что освоить приемы тайм-менедж мента теоретически невозможно. Это практическое умение! В учебной программе нет предмета, который напрямую был бы связан с задачей передачи детям знаний о том, как можно организовывать деятельность по достижению собствен-ных целей. В школе зачастую нет взрослого, который считал бы это своей профессиональной обязанностью. Решить этот вопрос можно двумя способами. Первый: школа, понимая значимость этого вопроса, находит возможность для организации этого процесса в школе (управленческое решение, носящее системный характер). Второй: педагог, работающий в классе, понимая важность этой работы, изыскивает собственный ресурс для организации деятельности.

Таким образом:

  • Запрос современности на проектный стиль жизни и инфор-мационная и коммуникативная насыщенность среды тре-буют особого подхода к организации времени.
  • Развитие у детей навыков тайм-менеджмента в настоящее время стало актуальной задачей.
  • При работе с детьми важно учитывать то, что данное умение неразрывно связано с развитием человека — его интеллектуальной и волевой сферами, самостоятельностью, ответственностью, целеполаганием и рефлексией.
  • Тайм-менеджмент — это практическое умение, которое невозможно освоить теоретически: для этих целей необходима особая система развивающих занятий под руководством педагога. В результате чего, в 4 классах начальной школы, мною проводятся классные часы на тему «Сделай время своим другом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

советы для учащихся как организовать свое время во время подготовки и сдачи экзаменов

советы для учащихся как организовать свое время во время подготовки и сдачи экзаменов...

Выступление на ХII городских Днях науки «Муниципальная система образования: опыт и перспективы инновационного развития» с обобщением педагогического опыта по теме «Аспектуальность ИКТ в преподавании информатики»

Целесообразность и эффективность обучения с использованием ИКТ не вызывает сомнений, так как основывается на активном и повсеместномиспользовании дополнительного цифрового оборудования, которое и пред...

Конспект классного часа по теме: «Как научиться умению владеть своими чувствами в конфликтных ситуациях»

Ознакомление учащихся с понятием "Конфликт", со способами управления своими эмоциями и чувствами....

Родительское собрание в 7 классе " Как научить школьников организовывать своё время".

Научить ребёнка серьёзно и ответственно относится к своему времени, это заложить основы его успеха во всех видах его деятельности....

Классный час "Мир моих увлечений. Как я организую свое время".

Классный час с презентацией и векториной....

«Как правильно организовать свое время» Классный час для – 9, 11 классов

Данный кл. час разработан для учащихся 9-11 классов, а так же его можно и нужно проводить с учителями для того чтобы научить педагогов более эффективно использовать время....

Урок тьторское сопровождение. "Как правильно организовать свое время".

Как правильно организовать свое время. Кто нам поможет? Кто такой тьютор?...