Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».
план-конспект урока на тему
Представлен материал для проведения учебного занятия с группой обучающихся 2 -го класса.
Материал состоит :
- Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте»;
-Презентация;
- Приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 51.5 КБ |
презентация | 397.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».
Цель:
- совершенствовать навык дифференциации звуков ч и щ
Задачи:
Обучающие
-уточнить знания о согласных звуках ч,щ
-учить различать звуки ч и щ с опорой на разные анализаторы
-совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза
Коррекционно- развивающие
-совершенствовать фонематический слух, восприятие и представление
-развивать объём и концентрацию внимания
-совершенствовать речемыслительные процессы( анализ, синтез, обобщение и умозаключение)
-учить запоминать информацию и правильно её воспроизводить
-развивать коммуникативные навыки
Воспитательные
- воспитывать самоконтроль и мотивацию к знаниям
-учить работать в группе, в паре
-учить детей взаимовыручке, взаимоподдерке
-воспитывать любовь к литературе
-учить доброте на примере русской народной сказки
Оборудование: иллюстративный материал, слоговые таблицы, памятки- алгоритмы, презентация
Ход занятия
Организационный этап
Логопед: Здравствуйте, ребята. Проверьте свою осанку, посмотрите на доску и запишите число.
1. Постановка цели урока
Логопед: Сегодня на уроке мы будем говорить о героях русской народной сказки «Царевна- лягушка».
-Кто является главным героем этой сказки?(отвечайте полным ответом)
Дети: Главный герой сказки-Иван-царевич
- Какая беда случилась у Ивана- царевича?
-Кого нужно победить Ивану –царевичу, чтобы спасти свою жену Василису Премудрую?
-Какой последний звук в слове «царевич»?
-Какой третий звук в в слове «Кощей»?
-Вы знаете эти звуки?
-Что сегодня на уроке мы будем делать с этими звуками?
Дети: Учиться их различать в слогах, словах, предложениях, чтобы не делать ошибок в письменной речи.
Логопед: Тема нашего урока « Дифференциация звуков ч-щ».(слайд
Цель урока : научиться различать звуки ч-щ в устной речи и на письме (слайд2)
Логопед: а помогут нам в этом герои сказки «Царевна-лягушка», которых замечательно изобразил известный русский художник Иван Билибин.(слайд3)
2. Актуализация знаний, умений и навыков
Артикуляционная гимнастика
Логопед : Давайте сделаем артикуляционные упражнения для правильного произношения звуков ч и щ, смотрим на рисунки (приложение 1)
Улыбочка
Трубочка
Лопатка
Чашечка
Маляр
3. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению. Введение в тему.
Логопед: Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются. Смотрим на речевой профиль.
Дети: Звук ч согласный, так как есть преграда-язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Он вначале образует смычку-преграду с передней частью твёрдого нёба, а затем щель. Язык принимает форму чашечки. Воздушная струя тёплая, быстрая, толчкообразная. Голосовые связки не работают. Звук ч –мягкий глухой.
Звук щ согласный, так как есть преграда-язык. Губы слегка округлены. Кончик широкого языка поднят вверх. Дополнительно поднимается и средняя его часть, язык напряжён. Он принимает форму чашечки. Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук щ- мягкий, глухой
Логопед: Посмотрите на таблицу (слайд 4), найдите сходства и различия в этих звуках.
Дети: общее: согласные, мягкие, глухие, шипящие. Отличия в положении языка, зубов, губ, в длительности звуков.
Эти звуки обозначаются буквами ч, щ
4. Этап усвоения нового материала
Дифферециация звуков в слогах, словах
1.Чтение слогов по слоговой таблице(слайд 5)
Логопед: читаем слоги на таблице слева направо и справа налево
Логопед: Почему Ивану- царевичу многие герои сказки помогают?
Дети: Он сам был очень добрый.
Логопед: У него было много помощников. проговорите слово «помощники». Какой звук мы слышим в середине слова «помощники»?
Дети :Мы слышим звук ш.
Логопед: Почему надо писать букву щ?
Дети: Слово «помощник» образовано от слова «помощь», поэтому пишем щ. Подчеркнём эту букву зелёным карандашом.
2. Логопед : Кому из помощников Ивана-царевича принадлежат слова: «Ах, Иван-царевич. Сжалься надо мною, пусти меня в море»?
Дети: Это говорит щука. (слайд 6)
Логопед: Проговорите слово. Какое правило надо помнить, чтобы правильно записать это слово?
Дети: Чу-щу пиши с буквой у.
Логопед : Запишите слово «щука» и подчеркните щ нужным карандашом.
Щука приглашает нас поиграть .
Игра с мячом «Перевёртыши»( подвижная игра)
Надо менять звук ч на щ и наоборот
Ща-ча, чё- щё, щу-чу; плач-плащ, щёлка-чёлка, горячий- горящий, чадит-щадит, щур- чур, кущи-кучи.
Логопед : Придумайте словосочетание со словом «горячий», а теперь со словом «горящий».
-А какое прилагательное из этих двух вы подберёте к слову «сердце»?
-Про кого из героев сказки можно сказать, что у него «горячее сердце»?
3. Логопед: Угадайте ещё одного помощника Ивана- царевича: «Живёт под горою с седой бородою»
Дети: Это старичок (слайд 7)
Логопед: Проговорите слово. Какой мы звук слышим в слове «старичок»? Запишите слово, подчеркните букву ч.
- Сравните слова старик и старичок . Какое значение слову придаёт суффикс –ок?
Дети: Он придаёт уменьшительно- ласкательное значение.
Логопед: Старичок маленький , а хочет, чтобы мы предметы из сказки сделали большими. Встаньте в круг, возьмите волшебную палочку и измените слово, добавив к нему суффикс -ищ
Рыба-рыбища, сила- силища, лапа- лапища, пещера- пещерища, жара –жарища, книга- книжища
-А теперь превратите действие в признак:
Медведь рычит-рычащий, рыба молчит- молчащая, стрела летит- летящая, Баба Яга ворчит- ворчащая, селезень кричит-кричащий, заяц догоняет- догоняющий.
4. Логопед: Ой, ещё один помощник прискакал: маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. Что это?
Дети: Это клубочек.
Логопед: Проговорите слово. Какой звук вы слышите? Запишите слово, подчеркните букву ч.
Клубочек приглашает нас поиграть в игру «Кто внимательный?» Я буду называть слова из сказки со звуками ч, щ, а вы изобразите, если звук ч-птичку, если щ- щучку. Глаза закроем.
Дочь, минуточка, ищешь, вечно, прощай, вещала, человечьим, щуплый, защитник, неминучую, кручинишься.
5. Логопед: Как вы понимаете значение слова «кручинишься»? Составьте предложение со словами « не кручинься».
-Кто в сказке произносит: «Не кручинься , Иван- царевич, ложись спать- почивать, утро вечера мудренее»?
Дети: Это говорит Василиса Премудрая (слайд 8)
Логопед: Как вы понимаете пословицу «Утро вечера мудренее»?
- А теперь выполним задания от Василисы Премудрой.
1) 2 команды должны устно составить слова из слогов, записанных в разных кругах.(приложение 2) вначале первый- третий круг, потом второй- третий.
2) работа в парах: отгадать слова с буквами ч, щ в кроссвордах и записать их. (приложение 3)
3)индивидуальная работа : «Реши примеры» из слогов и запиши получившиеся слова (приложение 4)
5. Этап закрепления нового материала
Дифференциация звуков в предложениях, тексте.
Логопед: Иван- царевич преодолел все препятствия и подошёл к месту , где жил Кощей Бессмертный. Один мальчик описал это место и допустил много разных ошибок .
-Прочитайте предложения про себя, вставьте пропущенные буквы ч, щ.
- Получился ли из предложений текст? Почему? Прочитайте предложения.
(слайд 9)
-Что нужно сделать, чтобы получился текст?
-Исправьте предложения и запишите текст.
-Проверьте свою работу (слайд 10)
Этап обобщения полученных знаний
Логопед: Почему Иван- царевич смог победить Кощея Бессмертного?
-Чему учит нас сказка?
-Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- В чём особенность этих звуков?
6 Рефлексия
-Оцените себя, пользуясь опорными словами:
- Я научился…
-Теперь я…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
- Молодцы! За хорошую работу вам угощенье- по пачке печенья.
(слайд 11)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: - слышать и различать близкие по значению мягкие согласные Ч и Щ; - четко и правильно произносить близкие по артикуляции мягкие согласные Ч, Щ в словах и предложениях; -читать слова и предложения с буквами Ч,Щ. правильно писать буквы в словах и предложениях. - правильно образовывать слова.
Звуки Ч Щ Губы Язык Воздушная струя Быстрая, теплая Длительная, теплая Краткий или долгий? Краткий Долгий Гласный или согласный Согласный Согласный Звонкий или глухой Твердый или мягкий Глухой Мягкий Глухой Мягкий Характеристика звуков
Слоговая таблица ЧА-ЩА АЧ -АЩ ЧАЩ- ЩАЧ ЩО -ЧО ЯЧ -ЯЩ ЩОЧ -ЧОЩ ЧУ - ЩУ ОЧ -ОЩ ЧУЩ -ЩУЧ ЧИ -ЩИ УЧ- УЩ ЧИЩ -ЩИЧ ЩЕ - ЧЕ ИЧ - ИЩ ЩЕЧ -ЧЕЩ
Работа с текстом На берегу ре…ки стоит да…а Ко…ея. ----------------------------------------------- Около пе…еры еловая ро…а. _________________________________ В ро…е весело …ебе…ут …еглы, …ижи, сини…ки, пено…ки. _______________________________________ Мра…но и страшно кругом.
Проверь себя На берегу моря стоит замок Кощея. Около замка дремучий лес. В лесу не поют птицы. Мрачно и страшно кругом.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Животные моего края. Слог. Слово. Предложение».
Обобщение и систематизация знаний о диких животных Арктики, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные Арктики» (тундра, животное, белый медведь, п...
Открытое логопедическое занятие:«Зрительно-слуховая дифференциация П-Т в слогах, в словах, предложениях, тексте» (2 класс) .
В помощь учителям,учителям -логопедам. В конспекте собран хороший материал для дифференциации букв п-т....
Презентация к занятию на тему: «Зрительно-слуховая дифференциация П-Т в слогах, в словах, предложениях, тексте» (2 класс).
Меняющие и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновения и исчезновения ан...
Конспект занятия в подготовительной группе по теме:"Автоматизация звуков З Зь в слогах, словах, предложениях".
Конспект занятия в подготовительной группе по теме:"Автоматизация звуков З Зь в слогах, словах, предложениях"...
Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....
Логопедическое занятие в 1 классе. "Дифференциация звуков Л-Ль, Р-Рь в слогах, словах, предложениях"
Дифференциация звуков Л-Ль,Р-Рь в слогах, словах,предложениях....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....