«Повторение изученного в 5 - 8 классах" (на материале текста «Слово о полку Игореве»)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ТЕМА: « Повторение изученного в 5 - 8 классах" (на материале текста «Слово о полку Игореве»)
ЦЕЛИ:
- повторить материал, изученный в 5 - 8 кл, в разделах «Фонетика», «Графика», «Орфография», «Лексика», «Фразеология»; подготовка к ГИА;
- развивать познавательную активность, кругозор, мышление, воображение, устную и письменную речь, творческие способности; интерес к ономастике;
- воспитывать гражданскую позицию, уважительное отношение к национальным традициям, художественному творчеству.
Оборудование: тексты «Слова» в разных переводах (Д. Лихачёва, Н. Заболоцкого, В. Жуковскиого и др.)
Подготовка к уроку: домашнее задание даётся по группам, выступления учащихся на 3 - 5 минут
1 группа собирает информацию о славянских языческих богах: Трояне, Даждьбоге, Стрибоге, Хорсе, Велесе (Волосе) и др.;
2 группа объясняет выражения из текста памятника, в которых встречается собственное имя Троян;
3 группа ищет объяснение прозвищ князей: Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй тур Всеволод;
4 группа занимается поиском фразеологизмов со словом меч, объясняет их значение.
ХОД УРОКА:
I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ.
- Сегодня на уроке мы повторим материал по основным разделам языкознания, изученный в 5-8 классах.
III. ПОВТОРЕНИЕ материла, изученного в 5-8 классах
1.Работа над отрывком:
И настала тяжкая година,
Поглотила русичей чужбина,
Поднялась Обида от курганов
И вступила девой в край Троянов.
- Прочитайте выразительно отрывок, определите, о каком времени здесь говорится
(Ответ: речь идёт о временах, наступивших после поражения князя Игоря).
- В каких словах звонкие согласные звуки находятся в слабой позиции?
( Ответ: тя[ш]кая - согласный [ж] стоит перед глухим согласным, поэтому происходит оглушение; такой же процесс происходит в словах [ф]ступила, [ф] край; Трояно[ф] –оглушение согласного на конце слова ).
- Найдите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв.
(тяжкая– 6 б., 7 зв.; поднялась – 9 б., 8 зв.; Троянов – 7 б., 8 зв.)
- Определите, простое это или сложное предложение (сложное, т.к. содержит несколько грамматических основ)
- Выпишите все грамматические основы ( настала година, поглотила чужбина, Обида поднялась и вступила )
- Охарактеризуйте каждое простое предложение, укажите вид связи
( Ответ: 1 простое предложение двусоставное, 2 предложение двусоставное, 3 предложение двусоставное, осложнено однородными сказуемыми. Между 1 и 2 , 2 и 3 предложениями связь бессоюзная)
- Прочитайте выражения, определите, какие из них не являются словосочетаниями
Тяжкая година;
поглотила русичей;
чужбина поглотила;
в край Троянов;
поднялась и вступила;
вступила в край;
поднялась от курганов;
вступила девой
(Ответ: поднялась и вступила, чужбина поглотила)
- Запишите словосочетания, графически укажите главное и зависимое слово, определите вид подчинительной связи
- Книжное выражение тяжкая година замените стилистически нейтральным (Ответ: трудное время)
- К слову година подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень (год, годовщина, годик, погодки, годовалый, ежегодно, погодовая (запись)
- Определите способ образования слова година
( Ответ: год + ин (а) → година, это имя существительное, образованное суффиксальным способом)
- Подберите и запишите слова, образованные по этой же словообразовательной модели. (детина ← дет+ин (а) и др.)
- Подойдут ли к этой словообразовательной модели слова чужбина и мамина (нет, т.к. в слове чужбина суффикс - бин, а в слове мамина суффикс - ин участвует в образовании притяжательного прилагательного)
- Назовите имена собственные в этом отрывке (Обида, Троянов (край)
- Образ девы - обиды, лебеди- девушки, плещущей лебедиными крыльями типичен для народной поэзии
Проверка домашнего задания.
1 группа учащихся
(сообщает информацию о славянских языческих богах: Трояне, Даждьбоге, Стрибоге - бог ветра, Хорсе (Хресови) - бог Солнца, Велесе (Волос) – одновременно пастуший бог и бог поэзии и др.)
2 группа учащихся
(объясняет выражения, в которых встречается собственное имя Троян.
«были вечи Трояни» - были языческие времена
«рища во тропу Трояни» - носясь по божественным путям
«на землю Трояню» - на Русскую землю
«на седьмом веци Трояни» - на последнем веке язычества, напоследок языческих времён).
2. Сравнение значения слова полк в древнерусском языке и современном русском языке
- Как бы вы объяснили название «Слово о полку Игореве»? (ответы учащихся)
- В древнерусском языке слово полк имело несколько значений: <поход >, <войско >,< сражение >, < сборище >, < народ >. В названии берётся значение < поход > (повествование о походе Игоря)
- Найдите в толковом словаре сколько значений имеет это слово сейчас (прямое значение < воинская часть > и переносное < множество >, < толпа>)
- Подберите однокоренные слова к слову полк, выполните морфемный разбор слов
(Ответ: полководец, ополчение, полковой, ополчиться, ополченец, полковник)
3 . Сравнение русского полногласия и церковнославянского неполногласия
- Прочитайте предложение, найдите слова одного и того же корня:
«Дети бесови кликом поля перегородиша, а храбрии русици преградиша черлёными щиты»
- В русском языке слова церковнославянского происхождения и чисто русского дают различные оттенки значения. Это увеличивает богатство и гибкость языка, позволяя выражать различные, очень незначительные оттенки значения, особенно важные в художественной речи. Два глагола перегородиша и преградиша имеют также каждый свои оттенки. Русские преградили (создали преграду) поля своими щитами, они преграждают путь половцам, а половцы поля перегородили кликом и свистом, хотят напугать русских.
- Образуйте пары слов русского полногласия и церковнославянского неполногласия:
Сторож – страж, город – …( град ), берег – …( брег ), золото – …( злато ), волосы- …( власы ), ворота – …( врата), дерево – … ( древо).
…( Шелом ) – шлем, …( голова ) – глава, …( ворон ) – вран, …(боронь) – брань, …(соловей) – славий, …(ворог) – враг.
4 . Объяснение прозвищ князей.
- Найдите в текстах отрывки, объясняющие, почему получили такие прозвища: Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй тур Всеволод
Проверка домашнего задания.
3 группа
( объясняет прозвища князей: Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй тур Всеволод.
- Ярослав Мудрый был деятельный князь. При нем ещё сохранялось политическое единство Руси, высокого развития достигли литература, ораторское искусство, ремесло. Прочным и могущественным было международное положение Руси.
Прозвище Ярослава Осмомысла имеет несколько толкований: от большого количества его мыслей, забот; от знания нескольких языков; от того, что он вообще был умён «за восьмерых».
Буй тур Всеволод. «Турами» в древней Руси называли два вида диких быков: первобытный бык и зубр. Тур в Древней Руси был символом мужества и силы. Охота на туров считалась очень опасной.
Олег Гориславич прославился тем, что принёс горе братоубийственными войнами и походами. О нём говорится в тексте памятника, что он «мечом ковал крамолу». Меч был символом войны, но и чести. Олег своими крамолами обесчестил меч. Попробуйте современным языком растолковать этот фразеологизм (достигать желаемого любыми средствами и др.)
Проверка домашнего задания
4 группа учащихся
( сообщает, какие удалось найти фразеологизмы со словом меч, объясняет их толкование )
Огнём и мечом - …, перековать мечи на орала - …, Дамоклов меч - …,
вложить меч в ножны - …, взявший меч от меча и погибнет - …, поднять меч - …, меч правосудия - …
- Запишите, рядом напишите краткое толкование
(Ответ: например, беспощадно уничтожить, перестроиться на мирный лад, постоянная опасность, окончить войну, за зло будет дан отпор, начать войну, честный суд)
5 . Повторение изобразительных средств языка.
Установите соответствия:
1 эпитет 2 метафора 3 сравнение 4 фразеологизм 5 олицетворение 6 гипербола | а) Серым волком по полю кружил, Как орёл под облаком парил. б) растекаться мыслию по древу в) Вещие персты он подымал И на струны возлагал живые г) стоном стонет мать- земля сырая д) Мужество избрал себе опорой е) Оседлал вершины ты Карпат И подпёр железными полками |
(Ответы: 1 – в, 2 – д, 3 – а, 4 – б, 5 – г, 6 – е ).
IV. РЕФЛЕКСИЯ
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методические материалы для организации итогового урока по "Слову о полку Игореве"
Урок можно проводить в виде групповой работы. Каждая группа получает индивидуальное задание, выполняет его, работая с текстом. Результат работы можно представить в виде защиты каждой группы или в пись...
Из опыта изучения «Слова о полку Игореве» в 9 классе от сквозных образов тьмы, света, солнца и золота к мотиву мудрости.
При изучении в школе «Слова о полку Игореве» мы сталкиваемся с целым рядом трудностей, в частности, с тем, что произведение это ученикам непон...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Урок № 1. Историческая основа «Слова о полку Игореве». Русь времен «Слова о полку Игореве».
Коспект урока....
Опыт использования приема "Ромашка Блума" при изучении "Слова о полку Игореве..."
Один из приемов технологии развития критического мышления - прием составления вопросов - "Ромашка Блума". Использование этого приема на уроках литературы позволяет повысить познавательную ак...
"Слово о полку Игореве". Дидактические материалы к уроку. 9 класс.
Данная работа представляет собой разнообразный по структуре материал, который можно использовать на уроках, посвященных изучению памятника древнерусской литературы «Слова о пол...