«Повторение изученного в 5 - 8 классах" (на материале текста «Слово о полку Игореве»)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Маршицкая Светлана Юрьевна

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока22.75 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ТЕМА: « Повторение изученного в 5 - 8 классах" (на материале текста «Слово о полку Игореве»)

ЦЕЛИ:

- повторить материал, изученный в 5 - 8 кл, в разделах «Фонетика», «Графика», «Орфография», «Лексика», «Фразеология»; подготовка к ГИА;

- развивать познавательную активность, кругозор, мышление, воображение, устную и письменную речь, творческие способности; интерес к ономастике;

- воспитывать гражданскую позицию, уважительное отношение к национальным традициям,  художественному творчеству.

Оборудование:  тексты «Слова» в разных переводах (Д. Лихачёва, Н. Заболоцкого, В. Жуковскиого и др.)

Подготовка к уроку: домашнее задание даётся по группам, выступления учащихся на 3 - 5 минут

1 группа собирает информацию о славянских языческих богах: Трояне, Даждьбоге, Стрибоге, Хорсе, Велесе (Волосе) и др.;

2 группа объясняет выражения из текста памятника, в которых встречается собственное имя Троян;

3 группа ищет объяснение прозвищ князей:   Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй тур Всеволод;

4 группа занимается поиском фразеологизмов со словом меч, объясняет их значение.

ХОД УРОКА:

I .  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ.

- Сегодня на уроке мы повторим материал по основным разделам языкознания, изученный в 5-8 классах.

III. ПОВТОРЕНИЕ  материла, изученного в 5-8 классах

1.Работа над отрывком:

И настала тяжкая година,

Поглотила русичей чужбина,

Поднялась Обида от курганов

И вступила девой в край Троянов.

- Прочитайте выразительно отрывок, определите, о каком времени здесь говорится  

(Ответ: речь идёт о временах, наступивших после поражения князя Игоря).

- В каких словах звонкие согласные звуки находятся в слабой позиции?

 ( Ответ: тя[ш]кая - согласный [ж] стоит перед глухим согласным, поэтому происходит оглушение; такой же процесс происходит в словах [ф]ступила, [ф] край; Трояно[ф] –оглушение согласного на конце слова ).

- Найдите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв.

(тяжкая– 6 б., 7 зв.; поднялась – 9 б., 8 зв.; Троянов – 7 б., 8 зв.)

- Определите, простое это или сложное предложение  (сложное, т.к. содержит несколько грамматических основ)

- Выпишите все грамматические основы ( настала година, поглотила чужбина, Обида поднялась и вступила )

- Охарактеризуйте каждое простое предложение, укажите вид связи

 ( Ответ: 1 простое предложение двусоставное, 2 предложение двусоставное, 3 предложение двусоставное, осложнено однородными сказуемыми. Между 1 и 2 , 2 и 3 предложениями связь бессоюзная)

- Прочитайте выражения, определите, какие из них не являются словосочетаниями

Тяжкая година;

поглотила русичей;

чужбина поглотила;

в край Троянов;

поднялась и вступила;

вступила в край;

поднялась от курганов;

вступила девой

(Ответ:  поднялась и вступила, чужбина поглотила)

- Запишите словосочетания, графически укажите главное и зависимое слово,  определите  вид подчинительной связи

- Книжное выражение тяжкая година замените стилистически нейтральным (Ответ: трудное время)

- К слову година подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень (год, годовщина, годик, погодки, годовалый, ежегодно, погодовая (запись)

- Определите способ образования слова година

( Ответ: год + ин (а)  година,  это имя существительное, образованное суффиксальным способом)

- Подберите и запишите слова, образованные по этой же словообразовательной модели. (детина  дет+ин (а) и др.)

- Подойдут ли к этой словообразовательной модели слова чужбина и мамина (нет, т.к. в слове чужбина суффикс - бин, а в слове мамина суффикс - ин участвует в образовании притяжательного прилагательного)

- Назовите имена собственные в этом отрывке (Обида, Троянов (край)

- Образ девы - обиды, лебеди- девушки, плещущей лебедиными крыльями типичен для народной поэзии

Проверка домашнего задания.

1 группа учащихся 

(сообщает информацию о славянских языческих богах: Трояне, Даждьбоге, Стрибоге - бог ветра, Хорсе (Хресови) - бог Солнца, Велесе (Волос) – одновременно пастуший бог и бог поэзии и др.)

2 группа учащихся 

(объясняет выражения, в которых встречается собственное имя Троян. 

«были вечи Трояни» - были языческие времена

«рища  во тропу Трояни» - носясь по божественным путям

«на землю Трояню» - на Русскую землю

«на седьмом веци Трояни» - на последнем веке язычества, напоследок языческих времён).

2. Сравнение значения слова полк в древнерусском языке и современном русском языке

 - Как бы вы объяснили название «Слово о полку Игореве»? (ответы учащихся)

- В древнерусском языке слово полк имело несколько значений: <поход >, <войско >,<  сражение >, < сборище >, < народ >. В названии берётся значение  < поход > (повествование о походе Игоря)

- Найдите в толковом словаре сколько значений имеет это слово сейчас (прямое значение  < воинская часть > и переносное < множество >, < толпа>)

- Подберите однокоренные слова к слову полк, выполните морфемный разбор слов

(Ответ: полководец, ополчение, полковой, ополчиться, ополченец, полковник)

3 . Сравнение русского полногласия и церковнославянского неполногласия

- Прочитайте предложение, найдите слова одного и того же корня:

«Дети бесови кликом поля перегородиша, а храбрии русици преградиша черлёными щиты»

- В русском языке слова церковнославянского происхождения и  чисто русского дают различные оттенки значения. Это увеличивает богатство и гибкость языка, позволяя выражать различные, очень незначительные оттенки значения, особенно важные в художественной речи. Два глагола перегородиша и преградиша имеют также каждый свои оттенки. Русские преградили (создали преграду) поля своими щитами, они преграждают путь половцам, а половцы поля перегородили кликом и свистом, хотят напугать русских.

- Образуйте пары слов русского полногласия и церковнославянского неполногласия:

Сторож – страж, город – …( град ), берег – …( брег ), золото – …( злато ), волосы- …( власы ), ворота – …( врата), дерево – … ( древо).

…( Шелом ) – шлем,  …( голова ) – глава,  …( ворон ) – вран,  …(боронь) – брань,  …(соловей) – славий,  …(ворог) – враг.

4 . Объяснение прозвищ князей.

- Найдите в текстах отрывки, объясняющие, почему получили такие прозвища:  Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй тур Всеволод

Проверка домашнего задания.

3 группа 

( объясняет прозвища князей:    Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй тур Всеволод.

        - Ярослав Мудрый был деятельный князь. При нем ещё сохранялось политическое единство Руси, высокого развития достигли литература, ораторское искусство, ремесло. Прочным и могущественным было  международное положение Руси.

 Прозвище Ярослава Осмомысла имеет несколько толкований: от большого количества его мыслей, забот; от знания нескольких языков; от того, что он вообще был умён «за восьмерых».

Буй тур Всеволод. «Турами» в древней Руси называли два вида диких быков: первобытный бык и зубр. Тур в Древней Руси был символом мужества и силы. Охота на туров считалась очень опасной.

Олег Гориславич прославился тем, что принёс горе  братоубийственными войнами и походами. О нём говорится в тексте памятника, что он «мечом ковал крамолу». Меч был символом войны, но и чести. Олег своими крамолами обесчестил меч. Попробуйте современным языком растолковать этот фразеологизм (достигать желаемого любыми средствами и др.)

Проверка домашнего задания

4 группа учащихся

( сообщает,  какие удалось найти  фразеологизмы со словом меч, объясняет их толкование )

Огнём и мечом - …, перековать мечи на орала - …,  Дамоклов меч - …,

вложить меч в ножны - …, взявший меч от меча и погибнет - …, поднять меч - …, меч правосудия - …

- Запишите, рядом напишите краткое толкование

(Ответ: например, беспощадно уничтожить, перестроиться на мирный лад, постоянная опасность, окончить войну, за зло будет дан отпор, начать войну, честный суд)

5 . Повторение изобразительных средств языка.

Установите соответствия:

1 эпитет

2 метафора

3 сравнение

4 фразеологизм

5 олицетворение

6 гипербола

а) Серым волком по полю кружил,

     Как орёл под облаком парил.

б) растекаться мыслию по древу

в) Вещие персты он подымал

     И на струны возлагал живые

г) стоном стонет мать- земля сырая

д) Мужество избрал себе опорой

е) Оседлал вершины ты Карпат

     И подпёр железными полками

(Ответы: 1 – в, 2 – д, 3 – а, 4 – б, 5 – г, 6 – е ).

IV.  РЕФЛЕКСИЯ

V.   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методические материалы для организации итогового урока по "Слову о полку Игореве"

Урок можно проводить в виде групповой работы. Каждая группа получает индивидуальное задание, выполняет его, работая с текстом. Результат работы можно представить в виде защиты каждой группы или в пись...

Из опыта изучения «Слова о полку Игореве» в 9 классе от сквозных образов тьмы, света, солнца и золота к мотиву мудрости.

       При изучении  в школе  «Слова о полку Игореве» мы сталкиваемся с целым рядом трудностей, в частности, с тем, что произведение это ученикам непон...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Опыт использования приема "Ромашка Блума" при изучении "Слова о полку Игореве..."

Один из приемов технологии развития критического мышления - прием составления вопросов - "Ромашка Блума". Использование этого приема на уроках литературы позволяет повысить познавательную ак...

"Слово о полку Игореве". Дидактические материалы к уроку. 9 класс.

Данная работа представляет собой  разнообразный  по структуре материал, который можно использовать на уроках, посвященных  изучению памятника древнерусской литературы «Слова о пол...