Программа факультативного курса по русскому языку в 7 классе "Слово и текст".
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Программа факультативного курса по русскому языку в 7 классе "Слово и текст".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativnyy_kurs._slovo_i_tekst_7_klass.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   201   г.

«Согласовано»

_________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________201   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»__________201    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Слово и текст»
(
общеинтеллектуальное направление)

для 7бд классов
(основное общее образование)

Количество часов: 35

                Составитель: Анохина Н.В.
                                                                                учитель русского языка и литературы
                                                                   МБОУ гимназии г. Советский

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Слово и текст» для 7-х классов составлена с учетом особенностей образовательного процесса и его обеспечения в МБОУ гимназии г. Советский на основе:

  • Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования;
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Практическая значимость курса «Слово и текст»

В системе школьного образования курса «Слово и текст» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности развитие речи способствует интеллектуальным и творческим способностям ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению навыкам устной и письменной речи.

Курс направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Программа создает условия для реализации деятельностного подхода.

Данная программа предназначена для проведения занятий курса по выбору по русскому языку для учащихся 7 класса. На занятиях семиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического. Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений, учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ОГЭ выпускников в новой форме.

Данный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

Целями изучения курса «Слово и текст» в основной школе являются:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных уменийи навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
  • формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.

Задачи:

  • овладение основными текстоведческими понятиями;
  • развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
  • формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
  • составление текстов собственного сочинения различной тематики.

Место курса «Слово и текст» в базисном учебном плане.

Курс рассчитан на 1 час в неделю в количестве 35 часов в год.

  1. Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты освоения курса:

1) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

2) достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения курса: 

1)  владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; - овладение приѐмами отбора и систематизации материала на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свѐрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • адекватно выражать своѐ отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  1. применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и еѐ основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

3) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормамиречевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

4)   опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

В результате изучения материалов программы обучающиеся 7 класса научатся:

  • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
  • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, схем, таблиц;
  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей;
  • владеть практическими умениями различать тексты по стилям;
  • различать и анализировать тексты разных жанров научного, публицистического и художественных стилей;
  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  • оценивать собственную речь, а также речи окружающих с точки зрения соответствия нормам современного русского литературного языка.

  1. Содержание программы курса

Название раздела

Кол-во часов

Содержание
раздела

Формы организации образовательного процесса

Виды
учебной деятельности

1

Язык и речь

5

Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная письменная. Монолог. Диалог. Полилог.

лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

контрольное списывание, сжатие исходного текста, редактирование текста, составление текста по образцу, составление обрамлений к рассказу, восстановление частей текста, составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему, анализ текста художественного и публицистического стилей, конспектирование, тезистирование, работа с научной и публицистической литературой, составление схем, таблиц алгоритмов, комплексный анализ текста.

2

Единицы языка

3

Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

3

Текст и его основные понятия

7

Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.

4

Стили речи

15

Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

5

Система работы над текстом

2

Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ. Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезистирование. Аннотирование. Редактирование.

6

Резервные уроки

2

  1. Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во
часов

Дата

        план

факт

1

Язык и речь, или почему мы умеем говорить?

1

1 нед.

2

Русский язык среди других языков мира.

1

2 нед.

3

Выразительные возможности языка.

1

3 нед.

4

Речь устная и письменная.

1

4 нед.

5

Монолог. Диалог.

1

5 нед.

6

Полилог.

1

6 нед.

7

Слово как универсальная единица языка.

1

7 нед.

8

Слово в контексте.

1

8 нед.

9

Предложение как единица языка.

1

9 нед.

10

Текст.

1

10 нед.

11

Микротема и абзац.

1

11 нед.

12

Контекст. Подтекст. Затекст.

1

12 нед.

13

Средства связи предложений в тексте.

1

13 нед.

14

Типы связи.

1

14 нед.

15

Основная мысль текста.

1

15 нед.

16

Текст как целостное композиционное единство.

1

16 нед.

17

Стили речи.

1

17 нед.

18

Публицистический стиль речи.

1

18 нед.

19

Особенности публицистического стиля речи.

1

19 нед.

20

Практическая работа. Написание сочинения-рецензии.

1

20 нед.

21

Художественный стиль речи

1

21 нед.

22

Особенности художественного стиля речи.

1

22 нед.

23

Приемы сжатия.

1

23 нед.

24

Сжатие текста художественного стиля

1

24 нед.

25

Структура сочинения-рассуждения.

1

25 нед.

26

Сочинение-рассуждение по художественному тексту.

1

26 нед.

27

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

27 нед.

28

Роль изобразительно-выразительных средств в художественном тексте.

1

28 нед.

29

Научный стиль речи.

1

29 нед.

30

Особенности научного стиля речи. Составление высказывания на лингвистическую тему.

1

30 нед.

31

Типы речи.

1

31 нед.

32

Работа с текстом. Виды анализа текста.

1

32 нед.

33

Практическая работа. Комплексный анализ текста.

1

33 нед.

34

Резервный урок

1

34 нед.

35

Резервный урок

1

35 нед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка программы факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе.

Разработана программа факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»

Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность»   Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"

Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Загадки русской орфографии", 6 класс.

  Факультативный курс «Загадки русской орфографии» рассчитан на 17 часов  и предназначен для обучающихся 6 класса. Рабочая программа факультативного курса составлена на ос...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).

Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...

"Комплексный анализ текста" (Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 10-11 класс )

Многоаспектный (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по ле...