Программа факультативного курса по русскому языку в 7 классе "Слово и текст".
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Программа факультативного курса по русскому языку в 7 классе "Слово и текст".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativnyy_kurs._slovo_i_tekst_7_klass.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № _______от «__»________ 201 г. | «Согласовано» _________________________ (подпись курирующего заместителя директора) «__»____________201 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «__»__________201 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Слово и текст»
(общеинтеллектуальное направление)
для 7бд классов
(основное общее образование)
Количество часов: 35
Составитель: Анохина Н.В.
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии г. Советский
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Слово и текст» для 7-х классов составлена с учетом особенностей образовательного процесса и его обеспечения в МБОУ гимназии г. Советский на основе:
- Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
- Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Практическая значимость курса «Слово и текст»
В системе школьного образования курса «Слово и текст» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности развитие речи способствует интеллектуальным и творческим способностям ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению навыкам устной и письменной речи.
Курс направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Программа создает условия для реализации деятельностного подхода.
Данная программа предназначена для проведения занятий курса по выбору по русскому языку для учащихся 7 класса. На занятиях семиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического. Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений, учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ОГЭ выпускников в новой форме.
Данный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Целями изучения курса «Слово и текст» в основной школе являются:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных уменийи навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
- формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.
Задачи:
- овладение основными текстоведческими понятиями;
- развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
- формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
- составление текстов собственного сочинения различной тематики.
Место курса «Слово и текст» в базисном учебном плане.
Курс рассчитан на 1 час в неделю в количестве 35 часов в год.
- Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты освоения курса:
1) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
2) достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения курса:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; - овладение приѐмами отбора и систематизации материала на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свѐрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- адекватно выражать своѐ отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и еѐ основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
3) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормамиречевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
4) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
В результате изучения материалов программы обучающиеся 7 класса научатся:
- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, схем, таблиц;
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей;
- владеть практическими умениями различать тексты по стилям;
- различать и анализировать тексты разных жанров научного, публицистического и художественных стилей;
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- оценивать собственную речь, а также речи окружающих с точки зрения соответствия нормам современного русского литературного языка.
- Содержание программы курса
№ | Название раздела | Кол-во часов | Содержание | Формы организации образовательного процесса | Виды |
1 | Язык и речь | 5 | Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная письменная. Монолог. Диалог. Полилог. | лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы. | контрольное списывание, сжатие исходного текста, редактирование текста, составление текста по образцу, составление обрамлений к рассказу, восстановление частей текста, составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему, анализ текста художественного и публицистического стилей, конспектирование, тезистирование, работа с научной и публицистической литературой, составление схем, таблиц алгоритмов, комплексный анализ текста. |
2 | Единицы языка | 3 | Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте. | ||
3 | Текст и его основные понятия | 7 | Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь. | ||
4 | Стили речи | 15 | Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение. | ||
5 | Система работы над текстом | 2 | Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ. Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезистирование. Аннотирование. Редактирование. | ||
6 | Резервные уроки | 2 |
- Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во | Дата | |
план | факт | |||
1 | Язык и речь, или почему мы умеем говорить? | 1 | 1 нед. | |
2 | Русский язык среди других языков мира. | 1 | 2 нед. | |
3 | Выразительные возможности языка. | 1 | 3 нед. | |
4 | Речь устная и письменная. | 1 | 4 нед. | |
5 | Монолог. Диалог. | 1 | 5 нед. | |
6 | Полилог. | 1 | 6 нед. | |
7 | Слово как универсальная единица языка. | 1 | 7 нед. | |
8 | Слово в контексте. | 1 | 8 нед. | |
9 | Предложение как единица языка. | 1 | 9 нед. | |
10 | Текст. | 1 | 10 нед. | |
11 | Микротема и абзац. | 1 | 11 нед. | |
12 | Контекст. Подтекст. Затекст. | 1 | 12 нед. | |
13 | Средства связи предложений в тексте. | 1 | 13 нед. | |
14 | Типы связи. | 1 | 14 нед. | |
15 | Основная мысль текста. | 1 | 15 нед. | |
16 | Текст как целостное композиционное единство. | 1 | 16 нед. | |
17 | Стили речи. | 1 | 17 нед. | |
18 | Публицистический стиль речи. | 1 | 18 нед. | |
19 | Особенности публицистического стиля речи. | 1 | 19 нед. | |
20 | Практическая работа. Написание сочинения-рецензии. | 1 | 20 нед. | |
21 | Художественный стиль речи | 1 | 21 нед. | |
22 | Особенности художественного стиля речи. | 1 | 22 нед. | |
23 | Приемы сжатия. | 1 | 23 нед. | |
24 | Сжатие текста художественного стиля | 1 | 24 нед. | |
25 | Структура сочинения-рассуждения. | 1 | 25 нед. | |
26 | Сочинение-рассуждение по художественному тексту. | 1 | 26 нед. | |
27 | Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 | 27 нед. | |
28 | Роль изобразительно-выразительных средств в художественном тексте. | 1 | 28 нед. | |
29 | Научный стиль речи. | 1 | 29 нед. | |
30 | Особенности научного стиля речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. | 1 | 30 нед. | |
31 | Типы речи. | 1 | 31 нед. | |
32 | Работа с текстом. Виды анализа текста. | 1 | 32 нед. | |
33 | Практическая работа. Комплексный анализ текста. | 1 | 33 нед. | |
34 | Резервный урок | 1 | 34 нед. | |
35 | Резервный урок | 1 | 35 нед. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка программы факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе.
Разработана программа факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе....
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»
Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность» Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"
Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Загадки русской орфографии", 6 класс.
Факультативный курс «Загадки русской орфографии» рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 6 класса. Рабочая программа факультативного курса составлена на ос...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).
Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...
"Комплексный анализ текста" (Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 10-11 класс )
Многоаспектный (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по ле...