Обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Технологическая карта урока + презентация для интерактивной доски
Форма урока - урок-путешествие (игровая технология).
Цели урока: выявление степени владения обучающими теоретическими знаниями и практическими навыками по изученной теме.
Задачи урока: обобщить материал по теме «Фонетика»; формировать у пятиклассников умение анализировать свои учебные действия, умение работать в паре и группе; развивать творческое мышление; воспитывать уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы: создание проблемных ситуаций, наблюдение за языком; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Повторение по теме "Фонетика" | 28.26 КБ |
Презентация.часть1 | 3 МБ |
Презентация часть2 | 529.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография».
Учитель: Желтоногова И.Ю.
Тип урока: систематизация ЗУН (урок – путешествие).
Цели урока: выявление степени владения обучающими теоретическими знаниями и практическими навыками по изученной теме.
Задачи урока: обобщить материал по теме «Фонетика»; формировать у пятиклассников умение анализировать свои учебные действия, умение работать в паре и группе; развивать творческое мышление; воспитывать уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы: создание проблемных ситуаций, наблюдение за языком; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска, ММП, компьютер, документ-камера, презентация в формате INK.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Слайды |
1. Орг. момент. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Оформление записи в тетради (число, классная работа). | Размещают учебные материалы на учебном месте, демонстрируют готовность к работе. |
| |
2.Мотивация к учебной деятельности | Вступительное слово: Любите ли вы путешествовать? А что такое «путешествие»? Сегодня у нас необычный урок: мы совершим путешествие. Путешествие в страну, которую вы не найдете на обычной географической карте - страну Букв и Звуков. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать партнера, в т.ч. и отличную от своей) | 1 |
3. Актуализация знаний. Целеполагание. | (Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся выявляют степень своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности). С чем нам придется столкнуться? Что вспомнить и повторить? Отправная точка – крепость Фонема. В страну можно попасть, только пройдя тщательный «таможенный досмотр». Стражники – гласные и согласные звуки – напоминают, что в их стране нужно быть дружными, оказывать помощь друг другу в минуту затруднений. И вот первое задание: возьмите карточки с цифрой 1 – второе задание. 1 группа - внимательно прочитайте слова и укажите, каких звуков не хватает в каждой строчке. 2 и 3 группа – внимательно прочитав предложения, укажет, сколько раз в предложении встречается указанный согласный звук. Чтобы проверить, достойны ли вы путешествия, стражники просят произнести быстро, чётко и дружно скороговорки. Стражникам понравились ваши дружные ответы, и они просят вас еще немного задержаться и ответить на загадки. Ответы запишите в тетради. | Работают в группах. Отвечают на вопросы. Строят высказывания. Принимают участие в обучающей игре. В течение 30 сек. Тренируются в произнесении скороговорки, затем произносят вслух – всей группой. Записывают ответы в тетради, отвечают на вопрос: чем отливаются отгадки. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | 2, 3 4 5 |
4. Творческая практическая деятельность. | (Формулирует цель учебной деятельности) Можно продолжать путешествие. И путь наш лежит через быструю речку Фонемку, в которой водится много рыбы. Остановимся на рыбалку. Третья группа «ловит» рыб, в названиях которых только мягкие согласные; вторая – в названиях которых только твердые согласные; первая – в названиях которых есть и твердые, и мягкие согласные звуки. Проверим, что получилось. От группы – 2 представителя: один читает слово, второй – вытаскивает рыбку. А остальные внимательно слушают: не поймали ли они «чужую» рыбку. Сделайте вывод: какие звуки речи мы повторили? Что вы о них знаете? Где нам это знание может пригодиться? Фонетический разбор слова. Стр.146 – изучите, повторите, как сделать фонетический разбор слова. Сделайте фонетический разбор слов: 1 группа – окунь 2 группа – форель 3 группа - язь | Воспринимают информацию, обсуждают содержание задания, отвечают на вопросы, делают выводы. Работают в группах. В соответствии с заданием 3 и 2 группа - придумывают и записывают слова, 1 группа – выписывает слова из ряда предложенных. Самостоятельная работа. 1 группа – совместно с доской. 2 группа – 1 человек на доске с последующей проверкой. 3 группа – через документ-камеру – проверяют самостоятельно, объясняют. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить коммуникативные высказывания, работать в коллективе. | 6,7 8 |
Ну что ж, продолжим наше путешествие. Впереди – солнечный город Алфавитинск. А от какого слова происходит название города? А русский аналог данного названия? Как вы думаете, что нас ждет в этом городе? Жители города очень рады нашему приезду и просят расшифровать загадочное послание. Для этого необходимо расставить буквы в алфавитном порядке. Для чего нам нужно знать алфавит? Где могут пригодиться эти знания? | Отвечают на вопросы. Расставляют буквы в алфавитном порядке, читают получившееся послание. | 10 11 | ||
Физ. минутка | Постройтесь в алфавитном порядке, учитывая 1 группа – первую букву фамилии, 2 группа – имени, 3 группа – имени, но сначала - мальчики, затем - девочки. | |||
А нас ждет город Орфоэпинск . Он встречает своими непреступными стенами. Но, думаю, мы с ними справимся и вынесем много полезного. Как вы полагаете, какими «сюрпризами» нас встретят жители этого города? | 12 | |||
Игра « Третий лишний». – Найдите третье лишнее слово. Поясните, по какому основанию оно лишнее.
Работа в группах. 1) – исправить ошибки, 2) - поставить слова в алфавитном порядке, расставить ударения в соответствии с орфоэпическими нормами. 3) составить задания для одноклассников по теме «Орфоэпия» (пользуясь словарями, учебником). Продумать формулировку, текст задания. | Работа в группах | 13 14, 15 | ||
Включение в систему знаний и повторение | Наше путешествие подошло к концу. Подведем его итоги. Посмотрите внимательно на слайд. Что вы видите? Что может означать «чистый лист»? Напишите отзыв о путешествии. (текст может быть как один на группу, но записанный в тетради у каждого, так и у каждого свой). Задание: в текстах выделите 1 группа: подчеркните буквы, которые обозначают глухой согласный звук. 2 группа: подчеркните буквы, которые обозначают мягкий согласный звук. 3 группа: подчеркните буквы, которые обозначают твердый согласный звук. | Принимают участие в обучающей игре. Записывают в тетради текст, выполняют задания. При необходимости обращаются к учебнику. | Личностные: оценивают содержание. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
Рефлексия учебной деятельности | (организует заключительную беседу на уроке) - Что нового узнали? - В чем встретили затруднения? Как их преодолели? - Над чем еще нужно поработать? - Комфортно ли было на уроке? Дома: подготовиться к контрольной работе по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия». Повторить еще раз тот материал, который вызвал больше всего трудностей. | Отвечают на вопросы, определяют эмоциональное состояние. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в ...
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»
Повторение, обобщение, систематизация изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»...
Урок-игра по русскому языку в 5 классе. Обобщение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»
Цель деятельности учителя:1.Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу.2.Развивать мышление учащихся.3.Формировать уме...
Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.".
Цель урока: закрепить навык сопоставления разделов русского языка и лингвистических понятий; акцентировать внимание на важности фонетики, графики, орфоэпии; формировать представление об отличии б...
Урок русского языка в 9 классе по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Тема и основная мысль текста»
Урок полностью соответствует всем требованиям современного урока и программе общеобразовательных учреждений за курс 9 класса. Данный урок разработан с использованием ИКТ, а тексты, предложенные для ан...
Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс
Урок русского языка 5 класс.Тема:Повторение по теме фонетика.Обобщение и систематизация изученных теоретическихсведений по фонетике.Закрепление умений и навыков производить фонетический разбор с...
Презентация к уроку "Систематизация и обобщение изученного в разделе "Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи"
Цель урока:закрепить знания по фонетике;орфографические и синтаксические навыки;подготовиться к контрольной работе;формировать навыки самоконтроля, рефлексии....