Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель урока: закрепить навык сопоставления разделов русского языка и лингвистических понятий; акцентировать внимание на важности фонетики, графики, орфоэпии; формировать представление об отличии буквы от звука; познакомить с понятием «фонема»; развивать умение извлекать информацию и учебно-научных текстов, навыки самоконтроля; воспитывать культуру речи и интерес к родному языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Четверть | Класс | Дата проведения урока |
УРОК № 3
Тема урока: | Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы. |
Цель урока: | закрепить навык сопоставления разделов русского языка и лингвистических понятий; акцентировать внимание на важности фонетики, графики, орфоэпии; формировать представление об отличии буквы от звука; познакомить с понятием «фонема»; развивать умение извлекать информацию и учебно-научных текстов, навыки самоконтроля; воспитывать культуру речи и интерес к родному языку. |
Тип урока: | Урок формирования новых знаний и умений. |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей). Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности.
«Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких»
Н.В. Гоголь
Задание: | 1. Прочитайте высказывание Н.В. Гогодя 2. Как вы думаете, почему именно эти слова великого русского писателя взяты эпиграфом к уроку? 3. Объясните смысл высказывания. 4. Как Н.В. Гоголь относится к языку? |
III. Актуализация опорных знаний.
Вопросы для беседы.
1. Что такое язык?
2. Что такое речь? Чем язык отличается от речи?
3. Какой бывает речь? (устная и письменная)
4. Чем устная речь отличается от письменной?
IV. Постановка целей и задач.
На сегодняшнем уроке мы будем учится разграничивать звуки речи и буквы, познакомимся с такими разделами о языке как фонетика, графика, орфоэпия.
Как можно сформулировать тему нашего урока?
V. Работа над темой урока.
1. Чтение учебно-научного текста (аудирование)
Задание: | Прочитайте учебно-научный текст. Заполните таблицу. |
1 группа:
Раздел науки о языке | Что изучается в разделе? |
2 группа: 3 группа:
Звуки речи | Буквы |
3 группа:
Звуки речи | Буквы |
Текст
Приходилось ли вам слышать такое рассуждение: «Зачем нужно изучать лингвистику в школе? Ведь каждый младенец начинает говорить на своём родном языке, ничего не зная о его строении и происхождении.
Однако давно установлено, что знание научных сведений о языке помогает человеку, во-первых, научится лучше понимать речь других людей – устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт возможность овладеть секретами хорошей речи, самому научиться точно, ясно, грамотно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. В-третьих, лингвистика обогащает человека, раскрывает тайны родного языка, рассказывает много удивительных историй о языке и речи.
Человека окружают разнообразные звуки: тиканье часов, пение птиц, гудение мотора автомобиля, плач младенца, мяуканье кошки, шум деревьев...
И только звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира. Звук речи – мельчайшая неделимая единица языка.
Звуки речи изучает специальный раздел языкознания – фонетика. Фонетика – от греч. phone»звук». Лингвисты, занимающиеся фонетикой, исследуют естественную речь, записанную с помощью специальных знаков на бумаге. Эти звуки называются буквами.
Правила обозначения звуков речи буквами изучает раздел лингвистики, который называется графика. А правила написания слов и частей слов изучает орфография.
Знание фонетики развивает способность слышать свою речь и речь окружающих людей, оценивать её с точки зрения правильности и чёткости. Кроме того, фонетика помогает понять законы русского письма и многие орфографические правила.
Чтобы передать звучание слова, используется специальная фонетическая запись – транскрипция. Транскрипция, транскрибировать – от лат. transcription «переписываю»
2. Выступления групп.
Составление языковой схемы (Слайд) (2-е учащихся у доски составляют схему) (см. презентацию)
3. Вопросы для беседы.
1. Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?
2. Существуют ли в природе звуки, кроме звуков речи? Чем они отличаются от звуков речи. (При помощи звуков речи создаются слова).
4. Наблюдение над языковым материалом (Языковая лаборатория).
Задание. | Произнесите записанные на доске слова и запишите их звуковой состав. Как называется запись звуков речи на бумаге? В случае затруднения при ответе на этот вопрос обращаемся к учебнику стр. 15 или к научному тексту (фонетическая транскрипция). Яблоко [j´аблака], лук [лук], мел [м´эл], кот [кот], молоко [малако], люк [л´ук], мял [м´ял], кит [к´ит]. Что мы видим? Какова роль звуков? Сделайте вывод. Для чего надо изучать фонетику? |
Вывод | Звуки речи и буквы не совпадают. Звуки речи разные люди произносят по-разному, не всегда отчётливо. Чтобы зафиксировать нормы произношения создаются орфоэпические словари. Орфоэпия занимается изучением норм произношения звуков и слов. Для того чтобы единообразно фиксировать звуки речи, были придуманы буквы письма – графическое обозначение звуков речи. Правила написания слов и частей слов изучает орфография. Звуки помогают различать слова по смыслу. Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. Звуки обладают так же смыслоразличительной функцией. (Мел – мёл, лук – люк, кит – кот, люк – лук и т.д.) |
5. Проблемный вопрос.
Как вы считаете, почему именно с фонетики начинается изучение языка?
Изучать фонетику нужно для того, чтобы видеть различия между звуками речи и буквами письма, между произношением и написанием. Это – залог грамотной письменной речи.
VI. Закрепление нового материала.
1. Упр. 19 стр. 15.
2. Прочитайте двустишия, найдите и запишите «заблудившийся» звук.
1. Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» [ ]
2. На виду у детворы
Крысу красят маляры. [ ]
3. Тает снег, течёт ручей,
На ветвях полно врачей. [ ]
4. Мы собрали васильки,
На головах у всех щенки. [ ]
5. Жучка будку не доела,
Неохота, надоело. [ ]
6. На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. [ ]
7. Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. [ ]
8. Сели в ложку и айда!
По реке – туда-сюда. [ ]
(И. Андреева)
3. Комплексная работа с текстом.
Задания | 1. Запишите текст. 2. Озаглавьте его, определите тему, идею. Перескажите текст. 3. Объяснить правописание Ь знака после шипящих. 4. Запишите фонетическую транскрипцию слов: 1 ряд – земле, умная. 2 ряд – хорошая, люди. 3 ряд – если, книга. |
(4 человека у доски).
Текст.
Нет ещё на земле чуда большего, чем хорошая, умная книга. Если научишься дружить с ним, чудо расскажет тебе, о чём думали люди тысячи лет назад, как они жили. Если научишься понимать его, ты услышишь музыку, колоса птиц и людей. Чудо это может стать лучшим другом и помощником4.
VII. Рефлексия. Приём «незаконченное предложении».
- Продолжите предложения.
1. «Фонетика изучает....».
2. «Звук речи....».
VIII. Домашнее задание.
1. Опираясь на схему, составленную на уроке, подготовить устный рассказ на тему «Звуки речи и буквы».
2. Учебник стр. 14-15
3. упр. 20, 21 стр. 15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Урок русского языка в 9 классе по теме: "Фонетика. Лексика. Орфография"
Повторение по теме: "Фонетика. Лексика. Орфография"...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.Задачи:· Систематизировать зн...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.Задачи:· Систематизировать зн...
Урок открытия новых знаний по русскому языку в 5 классе (ФГОС) по теме: "Чем отличаются друг от друга слова-омонимы"
Конспект урока, технологическая карта, приложение....
Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Самостоятельные и служебные части речи".
Цель урока глубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определить границы знания и «незнания» у шестиклассников; совершенствовать умение определять части речи, их морфологически...
Урок русского языка в 9 классе по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Тема и основная мысль текста»
Урок полностью соответствует всем требованиям современного урока и программе общеобразовательных учреждений за курс 9 класса. Данный урок разработан с использованием ИКТ, а тексты, предложенные для ан...
Техкарта урока русского языка в 5 классе "Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.
На уроке используются технология критического мышления и методика развития читательской грамотности....