Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Повторение, обобщение, систематизация изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonetika.doc | 41.5 КБ |
tseli.ppt | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА. Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»
Цель урока :
повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»;
совершенствовать умение сопоставлять фонетическую и орфографическую записи слов;
выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок;
развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость;
развивать у учащихся умение и навыки самостоятельной работы;
прививать любовь к родному языку;
развивать у учеников чувство прекрасного.
Тип урока: закрепление полученных знаний и навыков.
Виды работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, взаимопроверка, коллективная.
Средства обучения: доска, мультимедийная установка, рисунки учащихся.
- Оргмомент. Объяснение целей и задач урока.
Ребята! Сегодня на уроке мы должны с вами повторить, обобщить и систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».
Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о хорошо знакомых вещах, но и особенно – речь пойдет о красоте русской речи. Именно поэтому я хочу начать урок со стихотворения А.А. Фета, великого поэта России, замечательного мастера языка. Каждая фраза, каждое слово в его стихах – это картина и удивительная мелодия, которую нужно суметь услышать и понять.
ОСЕННЯЯ РОЗА
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
– Понравилось ли вам стихотворение Фета?
– Сумели ли вы услышать мелодию, звучащую в нем?
– Расскажите, что представилось вам, когда вы слушали стихотворение.
– Что вы можете сказать о языке стихотворения?
(Язык прозрачный, легкий, мелодичный, светлый, благозвучный...)
– Все это верно и относится, конечно, не только к стихотворению Фета, но к самому русскому языку. А вот Константин Паустовский, тоже мастер и знаток языка, назвал его алмазным, драгоценным чистым и точным.
– Возьмем в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку слова
Н.В. Гоголя:
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.
– Мы с вами давно ведем беседу, и пришло время вспомнить какие разделы языка занимаются изучением звучащей речи и её передачи на письме. Восполним этот пробел.
- Фронтальный опрос
а) Продолжите
Фонетика изучает………………………………………звуки речи
Графика изучает…………………….…начертания букв, их виды
Каллиграфия учит…….…соблюдать принятые начертания букв
Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся……….
правила произношения звуков и ударения в словах.
б) Назовите отличия в образовании гласных и согласных звуков; звонких и глухих согласных.
В чем особенность сонорных звуков?
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных букв, звуков?
В чем заключается двойная роль букв е,ё,ю,я?
Назовите сочетания согласных букв, где ь знак не когда не пишется.
Назовите пары по глухости – звонкости, твердости – мягкости.
- Составление фонетической записи (транскрипции) слов
Беда [ б`и д а], труд[т р у т], вьюн[в` j` у н], просьба[п р о з` б а], устный[у с н ы j`], жир [ж ы р ], юг [j` у к].
- Восстановите буквенный облик слов по их фонетической записи
[в`и с н а],[м`о т],[ц ы р к],[ж ы з`н`],[г а р а],[р`э т к`и j], [л`и х к о]
Весна, мёд, цирк, жизнь, гора, редкий, легко.
- Творческий диктант.
Запишите отгадки. Какие правила правописания вам встретились?
Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. ( Туча.)
На носу сидим, на мир глядим, за уши держимся.(Очки.)
Через поле и лесок подаётся голосок; он бежит по проводам, – скажешь здесь, а слышно там.(Телефон.)
Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи.)
Я по воздуху летаю, с облаков людей спускаю.(Парашют.)
На большой цветной ковер села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья.(Бабочки.)
6. Фонетический разбор слов – отгадок из предыдущего задания.
Туча, ту – ча, 2 слога, 2 согл., 2гл.
т- [т ]- согласный, глухой, парный, твердый, парный
у- [у ]- гласный, ударный
ч- [ч`]- согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный
а- [а ]- гласный, безударный
________________
4б. 4зв.
Лыжи, лы – жи, 2 слога, 2 согл., 2гл.
л-[л ]- согласный, звонкий, непарный, твердый, парный
ы-[ы]- гласный, ударный
ж-[ж]- согласный, звонкий, парный, твердый, непарный
и- [ы]- гласный, безударный
_____________
4б. 4зв.
- Запишите слова, расставьте в них ударение.
Звонит, инструмент, документ, квартал, баловать, диспансер, километр, диалог, библиотека, красивей.
- Грамматический турнир.
Записать слова в 3 столбика, обосновывая выбор орфограммы
Ъ Ь Без Ь и Ъ
Пол_ю, раз_езд, с_экономить, с_ыграть, обез_яна, под_ём, печен_е, раз_яренный, трех_этажный, об_учить, необ_ятный, лист_я.
9. Проверка домашнего задания.
Слово учителя:
- А теперь вернемся к разговору о поэтичности и звучности русского языка. Очень точно сказал об этом К.Паустовский в своей повести «Золотая роза»: «Большинство таких поэтических слов связано с нашей природой. Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков…полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.» Картины, на которых изображены различные вещи, фрукты, овощи, цветы, называются натюрмортами. Для их описания берутся яркие детали, используются эпитеты, сравнения. И сейчас мы заслушаем ваши сочинения, которые вы писали дома, оценивая легкость, прозрачность и красоту вашей прозы.
Ученики читают свои работы.
10. Подведение итогов. Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.
11. Выставление оценок за урок.
12. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 кл : "Повторение и обобщение раздела "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
Данная разработка урока предназначена для повторения раздела "Фонетика. Графика. Орфография". Этот урок в сильных классах расссчитан на 1 час, в слабых - на 2 часа....
Презентация "Повторение изученного в разделе"Фонетика. Графика. Орфоэпия." "
Эта презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме"Фонетика. Графика. Орфоэпия"....
Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в ...
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».Сценарий урока. Тема урока: Повторение и обобщение сведений по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».Тип...
Презентация к уроку "Систематизация и обобщение изученного в разделе "Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи"
Цель урока:закрепить знания по фонетике;орфографические и синтаксические навыки;подготовиться к контрольной работе;формировать навыки самоконтроля, рефлексии....
Урок русского языка в 5 классе. Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»
Цели урока:содержательная:повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»;повторить ключевые термины темы, изученные орфограммы...
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".
Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....