Урок-игра по русскому языку в 5 классе. Обобщение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Цель деятельности учителя: | 1.Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу. |
Тип урока: |
Урок систематизации ЗУН |
Планируемые образовательные результаты: |
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): Метапредметные (компоненты культуро - компетентностного опыта/приобретенная компетентность): Личностные: |
Формы обучения |
Индивидуальная, групповая, фронтальная |
|
|
|
|
Применяемые технологии: |
Игровая технология (с применением элементов ИКТ-технологии и технологии проблемного обучения).
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_fonetika_5_kl.docx | 40.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СУДНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Урок-игра
по русскому языку в 5 классе.
Обобщение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»
Учитель: Н. Г. Стебаева
Цель деятельности учителя: | 1.Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу. |
Тип урока: | Урок систематизации ЗУН |
Планируемые образовательные результаты: | Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): Метапредметные (компоненты культуро - компетентностного опыта/приобретенная компетентность): Личностные: |
Формы обучения |
Индивидуальная, групповая, фронтальная |
|
|
|
|
Применяемые технологии: |
Игровая технология (с применением элементов ИКТ-технологии и технологии проблемного обучения).
|
План урока.
- Организационный этап.
- Игра-путешествие:
- Первая остановка. Пос. Фонема: работа над характеристикой звуков. скороговорками, загадками.
- Переправа через речку Фонемку: фонетический разбор слов.
- Вторая остановка. Привал у костра: разгадывание шарад.
- Физкультминутка.
- Третья остановка г. Алфавитск: повторение алфавита, работа с орфографическими словарями.
- Четвёртая остановка. Пик Ударение: работа над ударением в словах.
- Пятая остановка. г. Орфоэпинск: работа над произносительными нормами.
- Шестая остановка. г. Орфографинск: работа над словарными словами и словами с сочетаниями, в которых не пишется мягкий знак.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
Обоснование выбора игровой технологии.
На изучение русского языка в 5 классе отводится 5 часов в неделю (по ФГОС). А это обилие новых тем и орфограмм. Поэтому важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры, уроки-путешествия в Страну Русского Языка.
На игровых уроках учащиеся работают более активно, с большим увлечением. Каждому хочется ответить, получить хорошую оценку, не подвести товарищей, поэтому стараются лучше подготовиться. И, как правило, результат урока выше. Учащиеся лучше воспринимают большой и сложный материал. Игровые уроки способствуют развитию у учащихся интереса к самообучению, творчеству, умению систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться, дают возможность для формирования критического мышления.
Такие уроки строятся на межличностных отношениях, вызывают потребность общения, способствуют развитию речевых навыков и умений, позволяют моделировать общение в различных речевых ситуациях.
На игровых уроках воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявлять инициативу, находить оптимальное решение в определённых условиях, взаимопомощь, готовность включаться в различные виды деятельности. Учащиеся контролируют свои поступки, дают объективную оценку поступкам своих одноклассников.
А применение ИКТ-технологии позволяет сделать уроки более яркими, красочными и запоминающимися.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 | 3 | 4 | 5 |
1.Мотивация Цель: 1.Самоопределение к учебной деятельности. 2.Формулирование темы урока, постановка цели. | Вступительное слово. - Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Некоторым, наверно, он кажется немного скучным и трудным, но это совсем не так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. Вы любите путешествовать? Куда вы совершали путешествие? А что такое путешествие? Как вы поняли сегодня у нас урок необыкновенный: пу-те-шест-вие. Объявляет тему, цели урока. (Слайд 1) | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя участвуют в диалоге с учителем. Предлагают толкование слова «путешествие», после чего записывают в тетради: «Путешествие – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям». | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей) |
2.Актуализация и пробное учебное действие. Цель: 1.Повторение изученного материала. | Итак, в увлекательное путешествие в Страну Букв и Звуков отправляются 3 команды во главе с капитанами. Маршрут пройдёт по посёлку Фонема, речке Фонемке, остановимся на привале у костра. Затем попадём в города Алфавитск и Орфоэпинск . И закончится наше путешествие на Весёлом привале в г. Орфографинске. А чтобы пройти весь маршрут от начала до конца, вам необходимо быть очень внимательными, спокойными, оказывать помощь друг другу. (Слайд 2. Карта маршрута). Итак, отправная точка нашего путешествия - посёлок Фонема. -Жители посёлка, согласные и гласные звуки, просят вспомнить изученные вами скороговорки, постараться как можно быстрее их произнести, назвать преобладающий в них звук, дать его полную характеристику. (Возможные скороговорки: 1. Карл у Клары украл кораллы. 2. От топота копыт пыль по полю летит. 3. Архип осип, Осип охрип. 4. Маленькая болтунья молоко болтала, да и не выболтала 5. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. 6. Во многословии без пустословия и др.) | Проговаривают скороговорки, дают характеристику звукам. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: Выполняют учебно – познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отве- чают на вопросы других высказывают и обосно- вывают свою точку зрения |
3.Выявление места и причины затруднения Цель: 1.Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | - Жителям посёлка понравились ваши дружные ответы и слаженная работа, и они просят ещё немного задержаться у них в гостях. Следующее задание - загадки. Учитель читает загадки. 1.С глухим согласным мы его читаем, Со звонким - в нём же обитаем. 2.С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким – сам звеню в раздолье. (Колос – Голос) 3.Когда я с Д, меня сорвут Когда я с Т, на мне плывут. (Плод – Плот) 4.С глухим траву она срезает, Со звонким все листочки объедает. | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов, Эвристиче- ская беседа. Записывают отгадки в рабочие тетради и отвечают на вопрос: чем отгадки отличаются друг от друга? | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: Выполняют учебно – познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отве- чают на вопросы других высказывают и обосно- вывают свою точку зрения |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Цель: 1. Закрепление способов учебной и умственной деятельности учащихся. | -Ребята, жители посёлка Фонема заставили вас изрядно потрудиться . Вы, наверно, устали, хотите отдохнуть. Сделать это можно будет на привале у костра. Но путь к нему ведёт через быструю речку Фонемку. Есть и мостик. Посмотрите на карту (Слайд 2), найдите его и попробуйте сами догадаться , какое задание вас ждёт. Откройте учебник §63 (фонетический разбор). Учитель предлагает учащимся выбрать в каждой команде самого хорошего «пловца», который сможет организовать «переправу». -Спасибо нашим «пловцам». 1.Подтвердите примерами, что одна буква может обозначать два звука? 2.Какие буквы и когда образуют два звука? 3.В каких случаях количество букв и звуков может не совпадать? 4. Расскажите о процессах оглушения и озвончения согласных. 5. Сколько звуков [ш]в предложении: 6. Сколько звуков [ц] в предложении: | Письменная работа, верка, отвечают на вопросы. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
5.Творческая практическая Цель: 1.Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | Немалую часть пути мы уже прошли. А теперь привал у костра. Давайте разгадаем шарады: 1.Корень мой находится в «цене», В «очерке» найди приставку мне, Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале 2.В «списке» вы мой обнаружите корень, Суффиксы – в «собрании» встретите вскоре, В слове «рассказ» вы приставку найдёте, В целом - по мне на уроки пойдёте 3.Со звуком –с – я не вкусна, С - м- берегись меня, не то Я съем и платье, и пальто. 4. Я –сборник карт; от ударения Зависят два моих значения. Хочу- преображусь в название Блестящей шелковистой ткани. | Под руководством учи- теля разгадывают шарады. Ответы записывают в тетради | Познавательные: Читают и слушают, извлекая нужную информацию, самосто- ятельно находят её в учебнике. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
6.Физкультми-нутка Цель: 1.Эмоциональная и физическая разгрузка. | Диктует: Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз - росой она умылась. Три – нагнулась и присела. На четыре – улетела. | Выполняют движения в соответствии с текстом | |
7.Включение в систему знаний и повторение Цель: 1. Обобщение и систематизация знаний и применение их на практике. | Продолжаем путешествие. Прямо по курсу перед нами город. Хором прочитайте его название на карте. Но путь нам преграждают тесовые ворота и стражники. Они спорят. Один страж- ник, ребята, с твердым, неумолимым характером, ни за что не хочет пускать посторонних в город, а другой мягок и податлив, просит своего напарника задать вам несколько вопросов и таким образом освободить или закрыть вход в Алфавитск. Справимся? Вопросы: 1.Что такое алфавит ? Почему он имеет такое название ? 2.Каким другим словом можно заменить слово «алфавит» и почему? А теперь проведём игру на внимание«Алфавит вразброс» . На плакате с расположенными на нём вразброс буквами алфавита (Слайд 4) за 1 минуту нужно «собрать» весь алфавит, показывая и называя буквы по порядку. | Дети читают: « Алфавитск» Отвечают на вопросы, при необходимости обращаются к материалам | Личностные: осваивают виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: Выполняют учебно- познавательные действия; делают обобщения, выводы. Регулятивные: Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их при- чины и пути преодоления. Коммуникативные : формулируют собствен- ные мысли, высказывают и обосно- вывают свою точку зрения. |
8.Самостоя- тельная работа с самопроверкой Цель: 1.Выполнение творческих заданий на повышение орфографиче-ской зоркости, развитие логического мышления, | - Молодцы! Мы в городе. Будьте сторож- ны и внимательны: по Алфавитску передвигаемся только группами с орфографическими словарями в руках. Орфографический словарь – это священная книга алфавитян,и поэтому они предлагают каждой группе пора- ботать с ним. Капитаны, получите задание.( учитель вручает конверты с заданиями.) 1группа - выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков больше, чем букв. 2группа - выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков меньше, чем букв. 3 группа - выписать из орфографического словаря 5 существительных с непроизносимой согласной. -Вы завершили увлекательную образовательную прогулку по городу, подружились с его жителями. | Работают со словарями, взаимопровер-ка: каждая группа отчитывается о проделанной работе, остальные корректируют и дополняют ответы своих товарищей. | Личностные: осваивают виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учеб но-познавательные действия; делают обобщения, выводы. Регулятивные: Адекватно оценивают свои достижения, осознают возни- кающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные : формулируют собствен- ные мысли, вы- сказывают и обосновывают свою точку зрения |
9.Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1.Обобщение полученных на уроке знаний | А впереди вновь очень трудный и опасный путь . Перед нами город Орфоэпинск. Чтобы в него попасть, нужно преодолеть горную вершину с пиком Ударение. Не боитесь? Тогда вперёд! Пик Ударение на карте (Слайд 2). Алфавит, сантиметр, партер, теннис, красивее, звонит, каучук, фарфор, мельком, щавель, досуг (Слайд 5). -Если вы правильно расставите ударение во всех словах, мы сможем достичь вершины пика и водрузить там свой флаг. (Контролирует правильность выполнения задания). -Молодцы! Мы в городе Орфоэпинске, где нас ждёт новое задание: Кто быстрей это сделает, тот первым примчится к Весёлому привалу в городе Орфографинске. (На столе – кубик с надписями на гранях: РЩ, НЧ, НЩ, ЧК, ЧН, ЧТ. Учитель приглашает выйти по одному человеку от группы и объясняет правила игры: подбросить кубик и назвать слово с выпавшим сочетанием. В случае затруднения ученику может помочь группа). 2. «Допиши словечко» (Учитель читает четверостишия:, К нему подходят поезда, Двойное р содержит он И называется…(перрон). Б) Загадка эта нелегка : Пишусь всегда через 2 к, И мяч,и шайбу клюшкой бей, А называюсь я…(хоккей). В) На большом расстоянии Мчится он без опоздания, Пишется в конце два с, Называется … (экспресс). Г) Во мне два к, не забывайте, Таким, как я, всегда бывайте: Я точный, чистый и опрятный Иным же словом-… (аккуратный). Д)В конце двойное л пиши, А как зовут меня- реши: Без мастера гранёным стал Блестящий, правильный… (кристалл) Вот и закончилось наше путешествие. Вы поработали на славу, справились со всеми заданиями. | Отвечают на вопро- сы, при необходимости об- ращают- ся к мате- риалам учебника и слова- рика «Произноси пра- вильно». Записывают слова в тетради расстав- ляют уда- рения. Записывают в тетради отгадки с орфограммой «Непроверяемое написание». | Личностные: оценивают содержание с нравственно- этической позиции. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой инфор- мации (из мате- риалов учебника и рассказа учителя, по вос произведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия. Коммуникативные : формулируют собствен- ные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
10.Подведение итогов. Задание на дом. | Подводит итоги урока, выставляет оценки, задаёт задание на дом. | Слушают, записывают в дневники | Личностные: умеют самоопределяться |
11.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: 1.зафиксировать содержание урока. 2.Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной работы | 1.Что нового узнали на уроке? 2. Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? 3. Как вы их преодолевали? 4. Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? | Отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что узнали, знают, смогли, определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Личностные: умеют адекватно оценить свою деятельность на уроке. Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: умеют оценивать правильность действия на уровне адекватной оценки. |
Список используемой литературы.
- Учебник. Русский язык. 5 класс. Часть I. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. М. «Просвещение» 2013 г.
- Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику
Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой. М. Часть I. Составитель:
Г. В. Цветкова. Издательство «Учитель». Волгоград 2014 г. - Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. Авторы-составители:
В. М. Пташкина, К. Е. Виноградова и др. Издательство «Учитель».
Волгоград 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в ...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.Задачи:· Систематизировать зн...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.Задачи:· Систематизировать зн...
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».Сценарий урока. Тема урока: Повторение и обобщение сведений по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».Тип...
Урок русского языка в 5 классе. Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»
Цели урока:содержательная:повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»;повторить ключевые термины темы, изученные орфограммы...
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии
Изучение и закрепление материала по теме фонетика, графика, орфоэпия, орфография...
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ФОНЕТИКИ,ГРАФИКИ, ОРФОЭПИИ, ОРФОГРАФИИ ПО ВОПРОСАМ И ЗАДАНИЯМ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
Конспект урока в 10 классе...