Открытый урок "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Открытый урок "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в технологии деятельностного метода обучения

______________________________________

Автор: Старожук Наталия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1» г.Кашира

План-конспект урока по теме

«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Цели урока:

  1. Учить учащихся классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепить знания об имени существительном.
  2.  Развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность. Пробудить творческую активность учащихся
  3. Воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей. Развивать  интерес к русскому языку.

Конспект урока

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Повторение. На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься.

Для начала предлагаю вам небольшую разминку. Поработаем с перфокартами. Сегодня мы с вами поработаем с орфограммой «Буквы о-ё после шипящих».

1.жёлтый

дешёвый

шёпот

2.щёлкать

жонглёр

шоссе

3.чётко

крыжовник

шов

4.щёчка

пошёл

решётка

5. чёрточка

капюшон

шорох

6.жёрдочка

шомпол

шоколад

7.чёрствый

шорты

шофёр

8.шёпотом

пшёнка

печёнка

3. Актуализация знаний. Я вам прочитаю стихотворение, а вы вспомните, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке.

Всему название дано -

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.                          

(А.Шибаев)

О чем это стихотворение? (об имени существительном)

Давайте с вами вспомним, что такое имя существительное. Я буду начинать фразу, а вы продолжите ее.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________.

Имя существительное отвечает на вопросы _____________?

 Имя существительное относится к одному из трёх родов:

Изменяется по ____________  и ____________.

К 1 склонению относятся имена существительные _____________________.

Ко 2 склонению относятся имена существительные ____________________.

К 3 склонению относятся имена существительные ______________________.

В предложении чаще всего является  ______________или ______________.

Молодцы!

4.Открытие нового знания.

Ребята, посмотрите на доску. Тут в  два столбика написаны имена существительные. Определите, по какому признаку они объединены.

Папа                 дуб

Тётя                  ствол

Дядя                 дупло

Пёс                   Днепр

Валя                 гриб

Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые.

 Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.

Учитель. Кто сформулирует  тему нашего урока?

Учитель. Итак, тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

А цель нашего урока – учиться грамотно делить имена существительные на одушевлённые и неодушевлённые.

Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока.

Учитель: Главный вопрос нашего урока: почему к одним существительным мы задаем вопрос кто?, а к другим – что?

Сегодня мы продолжим учиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Работа с учебником стр. 50. Подбор существительных, отвечающих на вопрос кто, на вопрос что?

Физминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем – глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили,

Потихонечку все сели.

Открытие нового знания.

Казалось бы, нет ничего проще – поставил вопрос и определил – одушевлённое или неодушевлённое имя существительное. Но у биологов и лингвистов не совпадают представления о живом. Биологи считаю, что росток и поросль живые. Наши предки «видели» мир не так, как мы, поэтому дерево, трава, тюльпан для них были одушевлёнными, мы же считаем сейчас  одушевлёнными людей, зверей, насекомых. А что значит одушевлённый? (Живущий, дышащий, имеющий дух.) Какой корень в слове одушевлённый?

Что означают неодушевлённые существительные? (Неживую материю)

Продолжим разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? (продолжаем записывать в столбики) Легко ли разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные?  Не всегда.

Дитя,  ручьи, лисички?

 Определение категории одушевлённости.

Учитель

 Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения            

одушевлённых и неодушевлённых  существительных. Этот способ должны открыть вы сами. Сначала определите, о каких лисичках идет речь?

В нашем питомнике нет лисичек. (кого? – звери)

Набрал корзину лисичек. (чего? – грибы)

Просклоняем существительные. Что это значит? (изменение по падежам)

                1 вариант                                2 вариант

  • И.п. (кто?) лисички                         (что?)   лисички
  • Р.п. (кого?) лисичек                         (чего?)  лисичек
  • Д.п. (кому?) лисичкам                    (чему?) лисичкам
  • В.п. (кого?) лисичек                        (что?)  лисички
  • Т.п. (кем?)  лисичками                   (чем?) лисичками
  • П.п. (о ком?) о лисичках               (о чем?) о лисичках

Какую разницу вы заметили при склонении? 

Вывод:  Во мн. числе у одушевленных существительных  В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных В.падеж совпадает с И. падежом.

Одушевленные (мн.ч.)

В.п. = Р.п.

Неодушевленные (мн.ч.)

В.п. = И.п.

Вывод:

 Определение категории одушевлённости и неодушевлённости не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе.

Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному.

Поэтому к одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре.

К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун.

К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они "рождаются", "дышат", "развиваются", "цветут", "размножаются" и "умирают", но не способны передвигаться).

Одушевленность или неодушевленность – это постоянный признак каждого имени существительного.

5.Закрепление

  1. Задание №1 «Превращения»

Замените первую букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос КТО?                               

Что?

КОЛ

КАПЛЯ

ДВЕРЬ

МАК

Кто?

ВОЛ

ЦАПЛЯ

ЗВЕРЬ

РАК

 

Задание №2.

Я сейчас буду произносить слова, а вы определите одушевленные они или неодушевленные. Если слово одушевленное, поднимайте красную карточку,  слово неодушевленное – зеленую.

     Учитель диктует слова:  малина, воробей, сорока, горох, земляника, собака, берёза, помидор, медведь, корова, картофель, кукла, толпа.

6. Подведение итогов урока. Какие  имена существительные относятся к одушевлённым? (Отвечающие на вопрос КТО?)

  1. Какие имена существительные относятся к неодушевлённым? (Отвечающие на вопрос ЧТО?)
  2. Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных?  

Деление на одушевленные и неодушевленные существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.

Во множественном числе у одушевлённых имен существительных совпадают формы В.п. и Р.п., а у неодушевлённых – В.п. и Им. П.

7. Рефлексия. 

Понравился вам урок?

Захотелось вам еще больше узнать о тайнах русского языка?

8. Домашнее задание.  Параграф 90, записи в тетради, упр.485, 486.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Данный урок русского языка проводится во второй половине 5 класса. Целью урока является закрепление знаний, полученных ранее об именах существительных одушевлённых и неодушевлённых. Главный вопрос уро...

презентация к уроку русского языка в 5 классе Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Презентация к уроку русского языку в 5 классе по теме " Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"...

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Данный материал предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе....

Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "

Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "...

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Существительные одушевлённые и неодушевлённые", урок построен в соответствии с требованиями здоровьесбережения (смена деятельности), с требования...

Разработка открытого урока по русскому языку. Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые".

Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие одушевлённости и неодушевлённости имён существительных; формировать умение классифицировать одушев...