ТКУ «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
план-конспект урока по русскому языку

Шуралева Наталья Анатольевна

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tku_odushevlyonnye_i_neodushevlyonnye_sushchestvitelnye.doc724.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет      русский язык                класс   _ 5_      

Тема урока

«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Формы, приемы, методы:

парная

фронтальная

индивидуальная

Педагогические технологии

Проблемно-диалоговая с элементами технологии РКМЧП

Цель урока

Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках, углубить знания о понятии «категория одушевлённости/неодушевленности», формировать умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Задачи: 

Познавательные:

  • учить понимать одушевленность и неодушевленность как грамматическую категорию существительных;
  • учить учащихся классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
  • углубить знания обучающихся об имени существительном.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес;
  • развивать логическое мышление, внимание, память,
  • развивать речь, расширять активный словарь, кругозор.

Воспитательные:

  • воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей;
  • воспитывать чувство ответственности, самостоятельности;
  • воспитывать культуру речи,  формировать умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметный

Метапредметный

Личностный

  • знать основные различия между одушевлёнными  и неодушевлёнными именами  существительными
  • уметь распознавать по одушевлённые и неодушевлённые имена существительные грамматическому признаку; понимать их роль в речи;
  • объяснять языковые явления.

-познавательные:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выявлять причины и следствия простых явлений выполнять различные роли в группе, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы
  • выделять главное.
  • уметь осуществлять поиск и выделение информации
  • проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя

- регулятивные:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
  • умение находить, преобразовывать  и передавать информацию,
  • выполнять учебное задание в соответствии с целью.

- коммуникативные:

  • умение грамотно строить устное монологическое высказывание
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

  • осознавать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
  • уважительно относиться к родному языку.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

1.Самоопределение к деятельности. (1мин)

 Цель: проверка готовности рабочих мест, создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, создание положительного настроя учащихся на урок.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

- Прошу вас улыбнуться друг другу и сказать какие-нибудь добрые слова своему соседу по парте

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, говорят добрые слова и пожелания своим соседям по парте

Положительно относятся к уроку, понимают необходимость учения, ориентируются в поведении на принятые моральные нормы, уважительно относятся к учителю и одноклассникам

(Личностные УУД)

Ученики дают самооценку готовности к уроку

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4 мин)

Цель: актуализация и систематизация знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных, организация самостоятельного выполнения учащимися пробного учебного действия, подведение  учащихся к самостоятельной формулировке темы урока и поставке познавательной цели.

Актуализирует опыт учащихся, подготавливает к изучению нового материала..

С этой целью

Организует фронтальную работу

   - Перед вами имена существительные, разделите их на 2 группы и обоснуйте свой выбор.

На доске написаны слова:  верба, весна, русалка,  грачи, капель, заяц,  лесник, труп, покойник. 

Фиксирует ответы учащихся на доске. Просит объяснить логику выполнения задания.

Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал.

  В результате учащиеся приходят к выводу, что слова надо было сгруппировать по признаку одушевлённости/неодушевлённости. Они называют признаки, по которым определяется одушевлённость/неодушевлённость имени существительного (вопросы КТО? ЧТО?, одушевлённые существительные обозначают живые существа, они дышат, ходят и т.д.)

Скорее всего,  учащиеся допустят ошибку при определении одушевлённости слова ПОКОЙНИК.

Выбирают критерии для проведения сравнения, классификации, выделяют признаки сходства , группируют объекты по выделенным критериям

 (Познавательные УУД)

Принимают и сохраняют учебную задачу (Регулятивные УУД)

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывают свои суждения (Коммуникативные УУД)

Устный ответ

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности ( 3мин.)

Цель: определение места и причины затруднения в учебном действии по классификации имён существительных на одушевлённые и неодушевлённые, формулировка совместно с учащимися проблемы, цели и задач урока.

1. Просит сформулировать тему урока.

2. Создаёт проблемную ситуацию

Учитель показывает на доске (или на слайде) правильное деление имён существительных на одушевлённые/неодушевлённые. Учащихся должно удивить, что слово ПОКОЙНИК относится к одушевлённым существительным.

Учитель спрашивает: «Почему  это слово относится к одушевлённым существительным?»  Заслушивает ответы учащихся. Но правильного ответа  на этот вопрос у учащихся нет.

3. Стимулирует учащихся к постановке учебной цели и задач урока.

         - Значит, есть ещё какой-то признак, помимо вопросов КТО? ЧТО?, который помогает определить одушевлённость/неодушевлённость существительного.

- Сформулируйте перед собой учебную цель, продолжив слова: УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ.

        - Что надо сделать, чтобы достичь поставленных целей?

1. Формулируют тему урока.

2. Сравнивают свой результат и образец учителя

3. Формулируют цель и задачи урока

Формулируют познавательную цель, совместно с учителем ставят учебные задачи

(Регулятивные УУД)

 Демонстрируют готовность к самообразованию и развитию на основе мотивации к обучению и познанию

(Личностные УУД)

 Выражают своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

(Коммуникативные УУД)

Устный ответ

4. Изучение нового материала (7мин.)

Цель: изучение нового материала.

1) Организует работу с текстом приёмом инсерт.

‒ Вы не просто должны прочитать текст, но и отметить соответствующими знаками своё понимание текста.

 \/ - “уже знал”, + “новое”, (-) –“думал иначе или не знал», ?- не понял, есть вопросы.

2) Организует обсуждение прочитанного текста

- Что нового вы узнали, прочитав предложенный текст?

 - Сделаем общий вывод.

3) Стимулирует учащихся на составление алгоритма грамматического признака классификации одушевлённых/неодушевлённых существительных

 - Давайте преобразуем наш вывод в формулу. В результате этой работы должна получиться следующая формула:                         

Одуш: В.п. = Р.п. (мн.ч.)

 Неодуш: В.п. = И.п. (мн.ч.)

 - Посмотрим, как работает эта формула на примере слов ТРУП и ПОКОЙНИК.

1) Читают текст  приёмом инсерт.

ТЕКСТ, который читают учащиеся (Приложение 1). 

2) Работают с информацией текста, сравнивают свои знания с полученной информацией. Делают выводы.

3) Составляют алгоритм грамматического признака классификации одушевлённых/неодушевлённых существительных

4) Работают с алгоритмом, разрешая проблемную ситуацию урока

Умеют осуществлять поиск и выделение информации

Выделяют информацию из текста в соответствии с целью чтения.

Используют информацию из текста для решения учебной задачи

Умеют создавать алгоритм  для решения учебной  задачи

 (Познавательные УУД)

Включаются в учебную деятельность на личностно значимом уровне, понимают, зачем выполнять учебную задачу

(Личностные УУД)

Умеют планировать необходимые действия 

(Регулятивные УУД)

Умеют оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

 (Коммуникативные УУД)

Устный ответ

5. Реализация построенного проекта (11 мин)

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Организует проведение небольшой исследовательской работы в паре.

   - Сейчас вам надо будет провести небольшое исследование. Вы должны будете определить, являются одушевлёнными или неодушевлёнными существительные, которые вам даны на карточках.  В результате   работы у нас на доске появится таблица «Одушевлённые    и неодушевлённые существительные». А после кто-то из вашей пары защитит свою работу. Но прежде чем приступить к работе, вспомните, как надо работать в паре. Перед вами на партах памятка «Как работать на уроке в паре», прочтите её, а потом приступайте к выполнению задания.

ПАМЯТКА  (Приложение 2)

Выслушивает ответы учащихся.

По ходу  выступления двух пар от каждого ряда на слайде учитель открывает таблицу. (Приложение 3)

Осуществляют взаимный контроль и

оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают  в паре).

Оценивают правильность выполнения заданий.

 Делают выводы, заполняя таблицу «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

МАТЕРИАЛЫ для исследования:

К какому разряду существительных (к одушевлённым или неодушевленным) относятся

1 ряд (у каждой парты два слова)

  •   русалка, леший.
  •   дама, ферзь.

2 ряд

  •   кукла, матрёшка
  •   батальон, народ.

3 ряд

  •   молодежь, человечество.
  •   ромашка, берёза.

По ходу  выступления двух пар от каждого ряда на слайде учитель открывает таблицу. (Приложение 3)

Умеют воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

 (Познавательные УУД)

Определяют последовательность промежуточных действий

 (Регулятивные УУД)

Осуществляют совместную деятельность в парах, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения (Коммуникативные УУД)

Желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Оценивают усваиваемый материал, исходя из социальных и личностных ценностей

 (Личностные УУД)

Устный ответ. Письменная работа. Контроль ответа товарища.

6.  Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) (5 мин.)

Цель: организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой своих решений по эталону.

1. Организует самостоятельную работу         учащихся.

 - Перед вами цепочки слов. Ваша задача определить, к какой категории относятся имена существительные, и выяснить, какое слово в цепочке является «лишним». (Приём «Третий лишний») (Приложение 4)

Шкала оценивания:

 «5»-задача решена правильно

«4»-задача решена, но допущена 1 ошибка

«3»-допущено 3 ошибки

«2»- допущено 4 и более  ошибок, задача не решена.

  1. буйвол, воробей, зверь
  2. народ, покойник , студенчество
  3. робот, карта, туз
  4. черт, толпа, леший.

 1. Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточке

1) ученик, ученица, школа, директор, школьник.

2) гнездо, птица, комар, собака, бабочка;

3) дом, береза, машина, мальчик, цветок;

4)  поход, турист, дорога, костер, палатка;

5) Туз, валет, кукла, девочка, детвора.

 

2. Самооценка учащихся.

Умеют сравнивать, группировать, выполняют  логические действия (Познавательные УУД)

Контролируют  выполнение задания в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД)

Письменная самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

7. Применение знаний и формирование умений и навыков. (10 мин.)

Цель: закрепить полученные знания.

1. Учитель просит самостоятельно выполнить упражнение.

- А теперь мы выполним упражнения нашего учебника. Выберите то упражнение, которое сможете выполнить. 

Шкала оценивания:

 «5»-задача решена правильно или с 1 недочетом

«4»-задача решена, но допущена 1-2 ошибки

«3»-допущено 3-4 ошибки

«2»- допущено 5 ошибок, задача не решена.

1. Самостоятельно выполняют   разноуровневые упражнения по теме урока   с самопроверкой (раздаются карточки-ответы): упражнения 485, 486.  (Приложение 5) 

3. Самооценка учащихся.

Выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

(Познавательные УУД)

Самостоятельно планируют свои действия, осознают качество и уровень усвоения. Контролируют свою работу. Проводят самооценку результатов деятельности.  Адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

(Регулятивные УУД)

Оценивают усваиваемый материал, исходя из социальных и личностных ценностей.

 (Личностные УУД)

Письменная работа.

Самоконтроль выполнения упражнения

8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2 мин.)

Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценки результатов деятельности учащихся

Рефлексия деятельности.

Ребята, что вы узнали сегодня нового на уроке?

А какова была цель нашего сегодняшнего занятия?

Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

 - Дайте оценку вашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Отвечают на вопросы.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

(Приложение 6)

Умеют осуществлять итоговый контроль деятельности;   умеют адекватно оценивать свои достижения

(Регулятивные УУД)

Умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Умеют выбирать решение, обосновывая свой выбор

(Познавательные УУД)

Устный ответ.

 Карточка обратной связи

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задаёт домашнее задание на выбор:

упражнение 487  ИЛИ  дописать сказку.  (Приложение 7)

 - Вы можете дописать сказку ,  она есть у вас на листах, используя для этого форму сочинения-рассуждения. Там же есть место для вашего сочинения.

Выбирают домашнее задание

Записывают его в дневник. 

Умеют слушать другого. (Коммуникативные УУД)

 

Владеют навыками самоорганизации. (Личностные УУД)

Приложение 1.

ТАЙНА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

 - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим об одушевленных и неодушевленных существительных, - этими словами начала свой урок профессор Линк в школе любителей русского языка.

- А чего тут говорить? И так все ясно: если слово обозначает живой предмет, то и существительное будет одушевленное, а если неживой - то неодушевленное, - раздался чей-то голос.

- Ээээ...не все так просто... - ответила профессор. - Что значит - живой предмет? Вот, например, слова "растение, дерево" куда отнести? У кого повернется язык сказать, что растение - это что-то неживое? А вот в русском языке эти слова относятся к неодушевленным.

- Ну, наверное, это из-за того, что растения сами передвигаться не могут. Вот и кажутся, что неживые, - робко предположила девочка, сидящая на первой парте.

         - Чтобы правильно определять, является существительное одушевлённым или неодушевлённым, надо запомнить несколько правил:

Одушевлённые имена существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?;

Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения и явления неживой природы и отвечают на вопрос ЧТО? 

- Но есть еще исключения из этого правила.  Есть очень удобный способ различения одушевленных и неодушевленных существительных, особенно если точно не знаете, к какому виду относится данное слово. Дело в том, что у одушевленных и неодушевленных существительных разные формы винительного падежа множественного числа.   У одушевленных форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у неодушевленных - с формой именительного. Например:

Одушевлённые

Неодушевлённые

И.п. (КТО?)  ученики
Р.п. (НЕТ КОГО?)  ученик
ов
В.п.  (ВИЖУ КОГО?) ученик
ов

И.п. (ЧТО?)   столы
Р.п. (НЕТ ЧЕГО?)  столов
В.п.  (ВИЖУ ЧТО?) стол
ы

Т.О. В русском языке деление существительных на одушевленные и неодушевленные происходит по грамматическому признаку.

Приложение 2.

Памятка «Как работать на уроке в паре»

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу.
  3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
  4. Если   твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил.  Тактично и доброжелательно исправляй его ошибки.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

Приложение 3.

одушевлённые

неодушевлённые

Названия богов   и мифических существ

Существительные, обозначающие совокупность живых существ

Названия шахматных и карточных фигур

Собирательные существительные

Существительные, называющие игрушки

Существительные, обозначающие растения

Приложение 4 

Найдите лишнее слово.

1) ученик, ученица, школа, директор, школьник.

2) гнездо, птица, комар, собака, бабочка;

3) дом, береза, машина, мальчик, цветок;

4)  поход, турист, дорога, костер, палатка;

5) Туз, валет, кукла, девочка, детвора.

Приложение 5 

Упражнение 485.

Одушевлённые существительные: царя, Салтана, Пушкина, Арины Родионовны, царевич (0), корабельщиков,  Султану Султановичу,  государю, муху, Пушкин (0), царь(0), Султан(0), жену, детей.

Неодушевлённые существительные:  имени, сказках, записи, сказок(0), слов(0), пропуск(0),  конец(0), сказки, остров(0).

Упражнение 486.

«Зайчик(о) идёт да плачет. Ему навстречу медведь(о): «О чём, зайчик(о), плачешь?». А зайчик(о)  говорит : «Отстань,  медведь(о)! Как мне не плакать? Была у меня избёнка(н) лубяная, а у лисы(о)  ледяная, попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала». И стал тут конь(о)  Ивана(о)  молить: «Отпусти ты меня, Иванушка(о), я тебе великую сослужу службу(н)».

        

Приложение 6 

Приложение 7.

По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот. Плот спрашивает у Кота:

        - Ты живой?

        - Живой.

        - А чем докажешь?

        - Двигаюсь.

        - Я плыву, а ты сидишь.

        - Захочу — буду шевелиться.

        - Я - великий плот, живой, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существую.

        Кот подумал и говорит:

        - Я тебе грамматически (с точки зрения русского языка) точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.

Помогите коту, докажите, на деле, что он прав. Используя элементы сочинения-рассуждения, допишите сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Данный урок русского языка проводится во второй половине 5 класса. Целью урока является закрепление знаний, полученных ранее об именах существительных одушевлённых и неодушевлённых. Главный вопрос уро...

презентация к уроку русского языка в 5 классе Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Презентация к уроку русского языку в 5 классе по теме " Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"...

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Данный материал предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе....

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Существительные одушевлённые и неодушевлённые", урок построен в соответствии с требованиями здоровьесбережения (смена деятельности), с требования...

Конспект урока в 5 классе по теме "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Это дистанционный урок. В конспекте есть фото слайдов презентации. К сожалению, предпросмотр не отражает материал полностью. Буду рада, если кому-то он пригодится....

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Русский язык, 5 классУрок –путешествие...