ТКУ «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
план-конспект урока по русскому языку
Урок русского языка в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tku_odushevlyonnye_i_neodushevlyonnye_sushchestvitelnye.doc | 724.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет русский язык класс _ 5_
Тема урока | «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» | ||
Тип урока | урок «открытия» нового знания | ||
Формы, приемы, методы: | парная фронтальная индивидуальная | ||
Педагогические технологии | Проблемно-диалоговая с элементами технологии РКМЧП | ||
Цель урока | Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках, углубить знания о понятии «категория одушевлённости/неодушевленности», формировать умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задачи: Познавательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| ||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: | |||
Предметный | Метапредметный | Личностный | |
| -познавательные:
- регулятивные:
- коммуникативные:
|
|
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Оценивание/формы контроля |
1.Самоопределение к деятельности. (1мин) Цель: проверка готовности рабочих мест, создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, создание положительного настроя учащихся на урок. | |||
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. - Прошу вас улыбнуться друг другу и сказать какие-нибудь добрые слова своему соседу по парте | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, говорят добрые слова и пожелания своим соседям по парте | Положительно относятся к уроку, понимают необходимость учения, ориентируются в поведении на принятые моральные нормы, уважительно относятся к учителю и одноклассникам (Личностные УУД) | Ученики дают самооценку готовности к уроку |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4 мин) Цель: актуализация и систематизация знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных, организация самостоятельного выполнения учащимися пробного учебного действия, подведение учащихся к самостоятельной формулировке темы урока и поставке познавательной цели. | |||
Актуализирует опыт учащихся, подготавливает к изучению нового материала.. С этой целью Организует фронтальную работу - Перед вами имена существительные, разделите их на 2 группы и обоснуйте свой выбор. На доске написаны слова: верба, весна, русалка, грачи, капель, заяц, лесник, труп, покойник. Фиксирует ответы учащихся на доске. Просит объяснить логику выполнения задания. | Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал. В результате учащиеся приходят к выводу, что слова надо было сгруппировать по признаку одушевлённости/неодушевлённости. Они называют признаки, по которым определяется одушевлённость/неодушевлённость имени существительного (вопросы КТО? ЧТО?, одушевлённые существительные обозначают живые существа, они дышат, ходят и т.д.) Скорее всего, учащиеся допустят ошибку при определении одушевлённости слова ПОКОЙНИК. | Выбирают критерии для проведения сравнения, классификации, выделяют признаки сходства , группируют объекты по выделенным критериям (Познавательные УУД) Принимают и сохраняют учебную задачу (Регулятивные УУД) Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывают свои суждения (Коммуникативные УУД) | Устный ответ |
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности ( 3мин.) Цель: определение места и причины затруднения в учебном действии по классификации имён существительных на одушевлённые и неодушевлённые, формулировка совместно с учащимися проблемы, цели и задач урока. | |||
1. Просит сформулировать тему урока. 2. Создаёт проблемную ситуацию Учитель показывает на доске (или на слайде) правильное деление имён существительных на одушевлённые/неодушевлённые. Учащихся должно удивить, что слово ПОКОЙНИК относится к одушевлённым существительным. Учитель спрашивает: «Почему это слово относится к одушевлённым существительным?» Заслушивает ответы учащихся. Но правильного ответа на этот вопрос у учащихся нет. 3. Стимулирует учащихся к постановке учебной цели и задач урока. - Значит, есть ещё какой-то признак, помимо вопросов КТО? ЧТО?, который помогает определить одушевлённость/неодушевлённость существительного. - Сформулируйте перед собой учебную цель, продолжив слова: УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ. - Что надо сделать, чтобы достичь поставленных целей? | 1. Формулируют тему урока. 2. Сравнивают свой результат и образец учителя 3. Формулируют цель и задачи урока | Формулируют познавательную цель, совместно с учителем ставят учебные задачи (Регулятивные УУД) Демонстрируют готовность к самообразованию и развитию на основе мотивации к обучению и познанию (Личностные УУД) Выражают своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. (Коммуникативные УУД) | Устный ответ |
4. Изучение нового материала (7мин.) Цель: изучение нового материала. | |||
1) Организует работу с текстом приёмом инсерт. ‒ Вы не просто должны прочитать текст, но и отметить соответствующими знаками своё понимание текста. \/ - “уже знал”, + “новое”, (-) –“думал иначе или не знал», ?- не понял, есть вопросы. 2) Организует обсуждение прочитанного текста - Что нового вы узнали, прочитав предложенный текст? - Сделаем общий вывод. 3) Стимулирует учащихся на составление алгоритма грамматического признака классификации одушевлённых/неодушевлённых существительных - Давайте преобразуем наш вывод в формулу. В результате этой работы должна получиться следующая формула: Одуш: В.п. = Р.п. (мн.ч.) Неодуш: В.п. = И.п. (мн.ч.) - Посмотрим, как работает эта формула на примере слов ТРУП и ПОКОЙНИК. | 1) Читают текст приёмом инсерт. ТЕКСТ, который читают учащиеся (Приложение 1). 2) Работают с информацией текста, сравнивают свои знания с полученной информацией. Делают выводы. 3) Составляют алгоритм грамматического признака классификации одушевлённых/неодушевлённых существительных 4) Работают с алгоритмом, разрешая проблемную ситуацию урока | Умеют осуществлять поиск и выделение информации Выделяют информацию из текста в соответствии с целью чтения. Используют информацию из текста для решения учебной задачи Умеют создавать алгоритм для решения учебной задачи (Познавательные УУД) Включаются в учебную деятельность на личностно значимом уровне, понимают, зачем выполнять учебную задачу (Личностные УУД) Умеют планировать необходимые действия (Регулятивные УУД) Умеют оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) | Устный ответ |
5. Реализация построенного проекта (11 мин) Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | |||
Организует проведение небольшой исследовательской работы в паре. - Сейчас вам надо будет провести небольшое исследование. Вы должны будете определить, являются одушевлёнными или неодушевлёнными существительные, которые вам даны на карточках. В результате работы у нас на доске появится таблица «Одушевлённые и неодушевлённые существительные». А после кто-то из вашей пары защитит свою работу. Но прежде чем приступить к работе, вспомните, как надо работать в паре. Перед вами на партах памятка «Как работать на уроке в паре», прочтите её, а потом приступайте к выполнению задания. ПАМЯТКА (Приложение 2) Выслушивает ответы учащихся. По ходу выступления двух пар от каждого ряда на слайде учитель открывает таблицу. (Приложение 3) | Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре). Оценивают правильность выполнения заданий. Делают выводы, заполняя таблицу «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» МАТЕРИАЛЫ для исследования: К какому разряду существительных (к одушевлённым или неодушевленным) относятся 1 ряд (у каждой парты два слова)
2 ряд
3 ряд
По ходу выступления двух пар от каждого ряда на слайде учитель открывает таблицу. (Приложение 3) | Умеют воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы (Познавательные УУД) Определяют последовательность промежуточных действий (Регулятивные УУД) Осуществляют совместную деятельность в парах, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения (Коммуникативные УУД) Желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Оценивают усваиваемый материал, исходя из социальных и личностных ценностей (Личностные УУД) | Устный ответ. Письменная работа. Контроль ответа товарища. |
6. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) (5 мин.) Цель: организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой своих решений по эталону. | |||
1. Организует самостоятельную работу учащихся. - Перед вами цепочки слов. Ваша задача определить, к какой категории относятся имена существительные, и выяснить, какое слово в цепочке является «лишним». (Приём «Третий лишний») (Приложение 4) Шкала оценивания: «5»-задача решена правильно «4»-задача решена, но допущена 1 ошибка «3»-допущено 3 ошибки «2»- допущено 4 и более ошибок, задача не решена. |
1. Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточке 1) ученик, ученица, школа, директор, школьник. 2) гнездо, птица, комар, собака, бабочка; 3) дом, береза, машина, мальчик, цветок; 4) поход, турист, дорога, костер, палатка; 5) Туз, валет, кукла, девочка, детвора.
2. Самооценка учащихся. | Умеют сравнивать, группировать, выполняют логические действия (Познавательные УУД) Контролируют выполнение задания в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД) | Письменная самостоятельная работа с последующей самопроверкой. |
7. Применение знаний и формирование умений и навыков. (10 мин.) Цель: закрепить полученные знания. | |||
1. Учитель просит самостоятельно выполнить упражнение. - А теперь мы выполним упражнения нашего учебника. Выберите то упражнение, которое сможете выполнить. Шкала оценивания: «5»-задача решена правильно или с 1 недочетом «4»-задача решена, но допущена 1-2 ошибки «3»-допущено 3-4 ошибки «2»- допущено 5 ошибок, задача не решена. | 1. Самостоятельно выполняют разноуровневые упражнения по теме урока с самопроверкой (раздаются карточки-ответы): упражнения 485, 486. (Приложение 5) 3. Самооценка учащихся. | Выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы (Познавательные УУД) Самостоятельно планируют свои действия, осознают качество и уровень усвоения. Контролируют свою работу. Проводят самооценку результатов деятельности. Адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. (Регулятивные УУД) Оценивают усваиваемый материал, исходя из социальных и личностных ценностей. (Личностные УУД) | Письменная работа. Самоконтроль выполнения упражнения |
8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2 мин.) Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценки результатов деятельности учащихся | |||
Рефлексия деятельности. Ребята, что вы узнали сегодня нового на уроке? А какова была цель нашего сегодняшнего занятия? Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку вашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. | Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. (Приложение 6) | Умеют осуществлять итоговый контроль деятельности; умеют адекватно оценивать свои достижения (Регулятивные УУД) Умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) Умеют выбирать решение, обосновывая свой выбор (Познавательные УУД) | Устный ответ. Карточка обратной связи |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.) Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | |||
Задаёт домашнее задание на выбор: упражнение 487 ИЛИ дописать сказку. (Приложение 7) - Вы можете дописать сказку , она есть у вас на листах, используя для этого форму сочинения-рассуждения. Там же есть место для вашего сочинения. | Выбирают домашнее задание Записывают его в дневник. | Умеют слушать другого. (Коммуникативные УУД)
Владеют навыками самоорганизации. (Личностные УУД) |
Приложение 1.
ТАЙНА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим об одушевленных и неодушевленных существительных, - этими словами начала свой урок профессор Линк в школе любителей русского языка.
- А чего тут говорить? И так все ясно: если слово обозначает живой предмет, то и существительное будет одушевленное, а если неживой - то неодушевленное, - раздался чей-то голос.
- Ээээ...не все так просто... - ответила профессор. - Что значит - живой предмет? Вот, например, слова "растение, дерево" куда отнести? У кого повернется язык сказать, что растение - это что-то неживое? А вот в русском языке эти слова относятся к неодушевленным.
- Ну, наверное, это из-за того, что растения сами передвигаться не могут. Вот и кажутся, что неживые, - робко предположила девочка, сидящая на первой парте.
- Чтобы правильно определять, является существительное одушевлённым или неодушевлённым, надо запомнить несколько правил:
Одушевлённые имена существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?;
Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения и явления неживой природы и отвечают на вопрос ЧТО?
- Но есть еще исключения из этого правила. Есть очень удобный способ различения одушевленных и неодушевленных существительных, особенно если точно не знаете, к какому виду относится данное слово. Дело в том, что у одушевленных и неодушевленных существительных разные формы винительного падежа множественного числа. У одушевленных форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у неодушевленных - с формой именительного. Например:
Одушевлённые | Неодушевлённые |
И.п. (КТО?) ученики | И.п. (ЧТО?) столы |
Т.О. В русском языке деление существительных на одушевленные и неодушевленные происходит по грамматическому признаку.
Приложение 2.
Памятка «Как работать на уроке в паре»
- Внимательно прочитайте задание.
- Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу.
- Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
- Если твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Тактично и доброжелательно исправляй его ошибки.
Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.
Приложение 3.
одушевлённые | неодушевлённые |
Названия богов и мифических существ | Существительные, обозначающие совокупность живых существ |
Названия шахматных и карточных фигур | Собирательные существительные |
Существительные, называющие игрушки | Существительные, обозначающие растения |
Приложение 4
Найдите лишнее слово.
1) ученик, ученица, школа, директор, школьник.
2) гнездо, птица, комар, собака, бабочка;
3) дом, береза, машина, мальчик, цветок;
4) поход, турист, дорога, костер, палатка;
5) Туз, валет, кукла, девочка, детвора.
Приложение 5
Упражнение 485.
Одушевлённые существительные: царя, Салтана, Пушкина, Арины Родионовны, царевич (0), корабельщиков, Султану Султановичу, государю, муху, Пушкин (0), царь(0), Султан(0), жену, детей.
Неодушевлённые существительные: имени, сказках, записи, сказок(0), слов(0), пропуск(0), конец(0), сказки, остров(0).
Упражнение 486.
«Зайчик(о) идёт да плачет. Ему навстречу медведь(о): «О чём, зайчик(о), плачешь?». А зайчик(о) говорит : «Отстань, медведь(о)! Как мне не плакать? Была у меня избёнка(н) лубяная, а у лисы(о) ледяная, попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала». И стал тут конь(о) Ивана(о) молить: «Отпусти ты меня, Иванушка(о), я тебе великую сослужу службу(н)».
Приложение 6
Приложение 7.
По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот. Плот спрашивает у Кота:
- Ты живой?
- Живой.
- А чем докажешь?
- Двигаюсь.
- Я плыву, а ты сидишь.
- Захочу — буду шевелиться.
- Я - великий плот, живой, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существую.
Кот подумал и говорит:
- Я тебе грамматически (с точки зрения русского языка) точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.
Помогите коту, докажите, на деле, что он прав. Используя элементы сочинения-рассуждения, допишите сказку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Данный урок русского языка проводится во второй половине 5 класса. Целью урока является закрепление знаний, полученных ранее об именах существительных одушевлённых и неодушевлённых. Главный вопрос уро...
презентация к уроку русского языка в 5 классе Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
Презентация к уроку русского языку в 5 классе по теме " Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"...
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Данный материал предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе....
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Существительные одушевлённые и неодушевлённые", урок построен в соответствии с требованиями здоровьесбережения (смена деятельности), с требования...
Конспект урока в 5 классе по теме "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Это дистанционный урок. В конспекте есть фото слайдов презентации. К сожалению, предпросмотр не отражает материал полностью. Буду рада, если кому-то он пригодится....
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Русский язык, 5 классУрок –путешествие...
Разработка урока по русскому языку «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». 5 класс
«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)...