Разработка открытого урока по русскому языку. Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие одушевлённости и неодушевлённости имён существительных; формировать умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_-_razrabotka.docx | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока по русскому языку.
Дата: 2015год.
Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
(Урок русского языка в 5 классе).
Кунгаа Долана Николаевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ СОШ №2 г. Кызыла.
Цель деятельности учителя: Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие одушевлённости и неодушевлённости имён существительных; формировать умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Тип урока:Комбинированный урок.
Планируемые образовательные результаты:
*Предметные: знать основные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными; уметь распознавать одушевлённые и неодушевлённые существительные.
*Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные технологии.
*Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Оборудование:Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: Презентация по теме урока, выполненная самим учителем или группой подготовленных учащихся.
Основные понятия: Грамматические категории, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ( ХОД ) УРОКА:
1 этап: Мотивация к учебной деятельности.
Основное содержание этапа:
- Организационный момент.
- Вступительное слово.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение одного из разделов русского языка, который мы начали на предыдущих уроках.
2 этап: Актуализация знаний и пробное учебное действие.
А) - На наших уроках мы не только учимся грамотно писать и читать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Этим мы и будем сегодня заниматься. Но сначала ответьте, о какой части речи мы будем говорить.
На слайде: стихотворение Натальи Бацановой.
ЖИЗНЬ
Солнце. Лето. Лес. Тропинка.
Колокольчик. Духота…
Гриб. Орешник. Паутинка.
Жажда... Листик - красота!
Дятел. Белка. Ель. Лягушка.
Муравейник. Стрекоза.
Тучка. Иволга. Кукушка.
Шмель. Медянка - Егоза…
Писк… Комар! Укус… Зуденье!!!
Шелест. Плеск! Ручей. Вода!
Капля. Радость! Наслажденье!
Вкус. Глоток... Жизнь! Лепота!...
- Правильно, речь пойдёт об имени существительном. Посмотрите на экран. Перед вами- «Домик Лингвистики» (слайд). Ответьте, на каком этаже живёт Имя существительное? Верно, на этаже МОРФОЛОГИЯ.
- Что изучает морфология? (Части речи.)
3 этап: Выявление места и причины затруднения.
– Изучая морфологию на предыдущих уроках, говорили об имени существительном. Сейчас мы проверим, что знаем об этой части речи.
Я буду начинать фразу, а вы продолжите её.
- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает…
- Имя существительное отвечает на вопросы…
- Имя существительное относится к одному из 3-х …
- Изменяется по … и …
- К 1 склонению относятся имена существительные …
- К 2 склонению относятся имена существительные …
- К 3 склонению относятся имена существительные …
- В предложении чаще всего является … или …
Вывод: вспомнили и повторили основные грамматические признаки имени существительного как самостоятельной части речи, также имена существительные позволяют нам рисовать целые картины в нашем воображении, выделяя при этом самые мельчайшие детали.
4 этап: Целеполагание и выход из затруднения.
А) – Ребята, перед каждым из вас лежат листы-карточки, а также на экране интерактивной доски, я вам прочитаю напечатанное, а вы следите за моим чтением. Во время чтения вы представите себе, что находитесь в лесу.
На экране:
Птичья столовая.
Весёлым выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и ра…пол…жился на пеньке. На высокой ёлке пр…строилась стайка свиристелей. Снегири слетелись на берёзу и стали щебетать. За ними следовали другие.
Позаботились люди о лесных птицах. Пр…готовили они лакомства для птиц: крупу, хлебные крошки, а для синицы п…весили на ветки кусочки сала.
Б) – Что я вам прочитала? ( Текст.)
- Почему вы считаете, что это текст? Докажите?
- Определите тему текста.
- Определите основную мысль текста.
В) – Слова какой части речи встречаются в данном тексте часто?
( Существительные. )
- Распределим их на две группы: живые существа и вещи, предметы.
- Какие из них будут отвечать на вопрос кто? А какие на вопрос что?
Г) – Кто сформулирует тему нашего урока?
- А цель нашего урока какая? ( Учиться грамотно делить имена существительные на одушевлённые и неодушевлённые.)
Д) –Из текста теперь выпишите в один столбик слова одушевлённые, которые отвечают на вопрос КТО?А в другой столбик – неодушевлённые, которые отвечают на вопрос ЧТО? ( Дети записывают в тетрадь.) ( Учитель через некоторое время выводит на экран, учащиеся сверяются.)
КТО? Рябчик, стайка свиристелей, снегири, люди, птицы, синица.
ЧТО? Утро, ельник, пенёк, ёлка, берёза, лакомства, крупа, крошки, ветки, кусочки, сало.
Е) – Когда я читала текст, вы одновременно слышали голоса птиц. Вам понравилось пение птиц? Что вы почувствовали? ( Радость, воодушевление. )
Ё) Словарная работа.– Какие слова в тексте были непонятными? ( На экране ):
Свиристель – итпик, снегирь – кызыл-хорек, синица – сарыг-хорек, воробей – бора-хокпеш, щёгол – тулаанынкааскужу – это птицы из отряда воробьиных;
Клёст – шавышкакхаай( лесная птица с перекрещивающимися концами клюва), рябчик – курту ( лесная птица из семейства тетеревов с пёстрым оперением), щебетать – петь, пристроилась –расположиться около чего – нибудь.
Предварительно мы с вами посетили зал птиц, который расположен в Национальном музее нашего города, и узнали много интересного о птицах, также какое название они имеют на родном языке. Запишите эти слова и их перевод в тетрадях.
- Сейчас какое время года? (Зима). Поэтому в данном тексте рассказывается о зимующих птицах. Каких ещё птиц, которые остаются у нас на зиму вы знаете? (Щёгол, клёст, сова.)
Вывод: слова первой группы отвечают на вопрос КТО? Значит, они одушевлённые.
Слова второй группы отвечают на вопрос ЧТО? Значит, они неодушевлённые.
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Ж) Работа с орфограммами, с которыми мы часто сталкиваемся. Ещё раз внимательно посмотрите на текст и выпишите слова с орфограммами. (2 учащихся выходят к доске.)
Расположиться слетелись
Пристроились приготовили
Повесили
Вывод: Что такое орфограмма? Какие основные орфограммы мы знаем?( Ребята доказывают правописание вышеперечисленных слов через правила и подбор проверочных слов.)
Но всё – таки главным вопросом нашего урока остаётся вопрос: ПОЧЕМУ к одним существительным задаём вопрос КТО?, а к другим – ЧТО?.
5 этап: Творческая практическая деятельность.
На экране:
Одушевлённые --ДУША-- неодушевлённые
(кто?) ( что?)
Живые существа неживые предметы
( люди, птицы, животные, насекомые) (различные предметы, вещи, явления
Природы, растения) .
Чтение правила с учебника на стр.
Вижу орла – вижу Орёл
Выгуливать боксёра – увидеть боксёра (вживую).
Вывод: разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных зависит от их лексического значения.
6 этап: Первичное закрепление с комментированием.
Проверим домашнюю работу, вы должны были найти загадки, где отгадками являются названия птиц. ( Молодцы!Зачитывают 2 -3 учащиеся свои найденные загадки).
-Что такое загадка? (Произведение УНТ).
Вывод: Отгадки в загадках о птицах отвечают на вопрос КТО?, поэтому это живые существа.
Итак, ребята, сделаем общий вывод. ( Вывод делается учащимися, затем учитель на экране открывает ключ).
ВЫВОД: Одушевлённость и неодушевлённость – это постоянный признак каждого имени существительного.
7 этап: Самостоятельная работа с самопроверкой.
А) - Запишите в тетрадь пословицы, данные вам на карточке, найдите в них имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Объясните смысл пословиц. ( 4 ученика работают у доски).
-Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глазки продирает.
-Видно совушку по пёрышку, а сироту по одёжке.
- Как ни бодрись ворона, а до сокола далеко.
- Одна ласточка не делает весны.
Б) - 1 вариант производит синтаксический разбор первой пословицы, а 2 вариант – четвёртой пословицы.
Вывод: Какую роль играют имена существительные в предлжении?
В) –Выполнение 1или 2 упражнений по учебнику в изучаемом 90параграфе. ( Упр.485)( Подбирается учителем в соответствии с уровнем подготовки класса).
8 этап: Включение в систему знаний и повторение.
Итак, мы сегодня на уроке говорили о зимующих птицах , но есть и перелётные птицы, которые покидают родные края с наступлением холодов, для того чтобы перезимовать в тёплых чстранах.
- Какую пользу приносят нам птицы? (Уничтожают насекомые, тем самым сохраняют леса; дарят радость своим пением.)
Значит, птицы – наши друзья. Птиц надо беречь и охранять, подкармливать их, особенно зимой, не разорять их гнёзда. Птицы не только приносят пользу, но и своим щебетом, своим видом доставляют нам радость и наслаждение. Без птиц таких ярких, подвижных, звонкоголосых – наши леса, парки, луга становятся безрадостными и мёртвыми.
Далее послушайте стихотворение А. Яшина « Покормите птиц». ( Читает ученик.)
Александр Яшин
Покормите птиц
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. ( 1964г.)
- О чём просит нас автор стихотворения? ( Чтобы люди позаботились о птицах зимой, в лютые морозы, построить им кормушки и кормить их, потому что они могут и умереть).
Подведё ИТОГИ всему уроку ( вопросы на экране):
- Какие имена существительные относятся к одушевлённым? ( Отвечающие на вопрос КТО?)
- А какие к неодушевлённым? ( Отвечающие на вопрос ЧТО?)
- Какое основное правило нужно помнить, чтобы определить признак одушевлённости и неодушевлённости?
Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.
Во множественном числе у одушевлённых существительных совпадают формы В. п. и Р. п., а у неодушевлённых – В. п. и И. п.
9 этап: Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что вам показалось интересным?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: на ваших партах лежат карточки, если урок понравился – карточку с улыбающимся лицом ( смайликом), нет – карточку с грустным лицом.
Домашнее задание: параграф 90, упражнение 486.
Составить текст про птиц, дать заголовок, нарисовать иллюстрацию к своему придуманному тексту.
Выставление оценок.
Использованная литература:
- Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях
Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
Издательство: М.: Просвещение
Год: 2012. ,часть 2, параграф 90. - Наталья БацановаСтихи.Ру (Рубрика «Стихи для детей»).
- Александр Яшин. «Покормите птиц» Сборник стихов о зимней поре. М.,- 1964.
- Русский язык. 5 класс. Поурочные планы.1 и 2 полугодие. ( по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др. «Русский язык. 5 класс»). Автор – составитель И. В. Карасёва. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Уроки русского языка в 5 классе. Поурочные планы. ( по программе М. М. Разумовской). – Составитель Н. О. Крамаренко – Волгоград: Учитель, 2004.
КунгааДолана Николаевна, учитель русского языка и
литературы первой квалификационной категории МБОУ СОШ №2 г. Кызыла.
Разработка урока русского языка для 5 класса по учабнику Т. А. Ладыженской по теме:
« Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс, школа VIII вида, русский язык, тема: "Имена существительные 3 склонения".
Коррекционная школа. 5 класс. Итоговый урок по русскому языку по теме "Имя существительное 3 склонения"...
презентация к уроку русского языка в 5 классе Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
Презентация к уроку русского языку в 5 классе по теме " Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"...
конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные"
Тема: Несклоняемые имена существительные Тип урока- изучение нового материала. Цели: Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительным...
Конспект урока в 5 классе по теме "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Это дистанционный урок. В конспекте есть фото слайдов презентации. К сожалению, предпросмотр не отражает материал полностью. Буду рада, если кому-то он пригодится....
План урока по русскому языку.Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
Цель: Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные...
Урок русского языка в 5 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Урок обобщения и укрепления знаний и умений...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...