Разработка открытого урока по русскому языку. Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Кунгаа Долана Николаевна

Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие одушевлённости и неодушевлённости имён существительных; формировать умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-_razrabotka.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по русскому языку.

Дата: 2015год.

Тема:  Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

  (Урок русского языка в 5 классе).

Кунгаа Долана Николаевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ СОШ №2 г. Кызыла.

Цель деятельности учителя: Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие одушевлённости и неодушевлённости имён существительных; формировать умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Тип урока:Комбинированный урок.

Планируемые образовательные результаты:

*Предметные: знать основные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными; уметь распознавать одушевлённые и неодушевлённые существительные.

*Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные технологии.

*Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Оборудование:Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: Презентация по теме урока, выполненная самим учителем или группой подготовленных учащихся.

Основные понятия: Грамматические категории, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ( ХОД ) УРОКА:

1 этап: Мотивация к учебной деятельности.

Основное содержание этапа:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение одного из  разделов русского языка, который мы начали на предыдущих уроках.

2 этап: Актуализация знаний и пробное учебное действие.

А) - На наших уроках мы не только учимся грамотно писать и читать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Этим мы и будем сегодня заниматься. Но сначала ответьте, о какой части речи мы будем говорить.

На слайде: стихотворение Натальи Бацановой.

 ЖИЗНЬ

Солнце. Лето. Лес. Тропинка.
Колокольчик. Духота…
Гриб. Орешник. Паутинка.
Жажда... Листик - красота! 

Дятел. Белка. Ель. Лягушка.
Муравейник. Стрекоза.
Тучка. Иволга. Кукушка.
Шмель. Медянка - Егоза…

Писк… Комар! Укус… Зуденье!!!
Шелест. Плеск! Ручей. Вода!
Капля. Радость! Наслажденье!
Вкус. Глоток... Жизнь! Лепота!...

- Правильно, речь пойдёт об имени существительном. Посмотрите на экран. Перед вами- «Домик Лингвистики» (слайд). Ответьте, на каком этаже живёт Имя существительное? Верно, на этаже МОРФОЛОГИЯ.

- Что изучает морфология? (Части речи.)

3 этап: Выявление места и причины затруднения.

 – Изучая морфологию на предыдущих уроках, говорили об имени существительном. Сейчас мы проверим, что знаем об этой части речи.

Я буду начинать фразу, а вы продолжите её.

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает…
  2. Имя существительное отвечает на вопросы…
  3. Имя существительное относится к одному из 3-х …
  4. Изменяется по … и …
  5. К 1 склонению относятся имена существительные …
  6. К 2 склонению относятся имена существительные …
  7. К 3 склонению относятся имена существительные …
  8. В предложении чаще всего является … или …

Вывод: вспомнили и повторили основные грамматические признаки имени существительного как самостоятельной части речи, также имена существительные позволяют нам рисовать целые картины в нашем воображении, выделяя при этом самые мельчайшие детали.

4 этап: Целеполагание и выход из затруднения.

А) – Ребята, перед каждым из вас лежат листы-карточки, а также на экране интерактивной доски, я вам прочитаю напечатанное, а вы следите за моим чтением. Во время чтения вы представите себе, что находитесь в лесу.

                                                  На экране:

Птичья столовая.

     Весёлым выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и ра…пол…жился на пеньке. На высокой ёлке пр…строилась стайка свиристелей. Снегири слетелись на берёзу и стали щебетать. За ними следовали другие.

     Позаботились люди о лесных птицах. Пр…готовили они лакомства для птиц: крупу, хлебные крошки, а для синицы п…весили на ветки кусочки сала.

Б) – Что я вам прочитала? ( Текст.)

   - Почему вы считаете, что это текст? Докажите?

   - Определите тему текста.

   - Определите основную мысль текста.

В) – Слова какой части речи встречаются в данном тексте часто?

  ( Существительные. )

    - Распределим их на две группы: живые существа и вещи, предметы.

    - Какие из них будут отвечать на вопрос кто? А какие на вопрос что?

Г) – Кто сформулирует тему нашего урока?

- А цель нашего урока какая? ( Учиться грамотно делить имена существительные на одушевлённые и неодушевлённые.)

Д) –Из текста теперь выпишите в один столбик слова одушевлённые, которые отвечают на вопрос КТО?А в другой столбик – неодушевлённые, которые отвечают на вопрос ЧТО? ( Дети записывают в тетрадь.) ( Учитель через некоторое время выводит на экран, учащиеся сверяются.)

     КТО? Рябчик, стайка свиристелей, снегири, люди, птицы, синица.

     ЧТО? Утро, ельник, пенёк, ёлка, берёза, лакомства, крупа, крошки, ветки, кусочки, сало.

Е) – Когда я читала текст, вы одновременно слышали голоса птиц. Вам понравилось пение птиц? Что вы почувствовали? ( Радость, воодушевление. )

Ё) Словарная работа.– Какие слова в тексте были непонятными? ( На экране ):

Свиристель – итпик, снегирь – кызыл-хорек, синица – сарыг-хорек, воробей – бора-хокпеш, щёгол – тулаанынкааскужу – это птицы из отряда воробьиных;

Клёст – шавышкакхаай( лесная птица с перекрещивающимися концами клюва), рябчик – курту ( лесная птица из семейства тетеревов с пёстрым оперением), щебетать – петь, пристроилась –расположиться около чего – нибудь.

  Предварительно мы с вами посетили зал птиц, который расположен в Национальном музее нашего города, и узнали много интересного о птицах, также какое название они имеют на родном языке. Запишите эти слова и их перевод в тетрадях.

- Сейчас какое время года? (Зима). Поэтому в данном тексте рассказывается о зимующих птицах. Каких ещё птиц, которые остаются у нас на зиму вы знаете? (Щёгол, клёст, сова.)

Вывод: слова первой группы отвечают на вопрос КТО? Значит, они одушевлённые.

Слова второй группы отвечают на вопрос ЧТО? Значит, они неодушевлённые.

Физкультминутка

 Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Ж) Работа с орфограммами, с которыми мы часто сталкиваемся. Ещё раз внимательно посмотрите на текст и выпишите слова с орфограммами. (2 учащихся выходят к доске.)

Расположиться                         слетелись

Пристроились                          приготовили

Повесили

Вывод: Что такое орфограмма? Какие основные орфограммы мы знаем?( Ребята доказывают правописание вышеперечисленных слов через правила и подбор проверочных слов.)

Но всё – таки главным вопросом нашего урока остаётся вопрос: ПОЧЕМУ к одним существительным задаём вопрос КТО?, а к другим – ЧТО?.

5 этап: Творческая практическая деятельность.

На экране:

Одушевлённые                                           --ДУША--                 неодушевлённые

(кто?)                                                                                               ( что?)

Живые существа                                                                    неживые предметы

( люди, птицы, животные, насекомые)              (различные предметы, вещи, явления    

                                                                                                                Природы, растения)  .

Чтение правила с учебника на стр.

              Вижу орла – вижу Орёл

              Выгуливать боксёра – увидеть боксёра  (вживую).

Вывод: разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных зависит от их лексического значения.

6 этап: Первичное закрепление с комментированием.

Проверим домашнюю работу, вы должны были найти загадки, где отгадками являются названия птиц. ( Молодцы!Зачитывают 2 -3 учащиеся свои найденные загадки).

 -Что такое загадка? (Произведение УНТ).

Вывод: Отгадки в загадках о птицах отвечают на вопрос КТО?, поэтому это живые существа.

Итак, ребята, сделаем общий вывод. ( Вывод делается учащимися, затем учитель на экране открывает ключ).

ВЫВОД: Одушевлённость и неодушевлённость – это постоянный признак каждого имени существительного.

7 этап: Самостоятельная работа с самопроверкой.  

А) - Запишите в тетрадь пословицы, данные вам на карточке, найдите в них имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Объясните смысл пословиц. ( 4 ученика работают у доски).

  -Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глазки продирает.

-Видно совушку по пёрышку, а сироту по одёжке.

- Как ни бодрись ворона, а до сокола далеко.

- Одна ласточка не делает весны.

Б) - 1 вариант производит синтаксический разбор первой пословицы, а 2 вариант – четвёртой пословицы.

Вывод: Какую роль играют имена существительные в предлжении?

В) –Выполнение 1или 2 упражнений по учебнику в изучаемом 90параграфе. ( Упр.485)( Подбирается учителем в соответствии с уровнем подготовки класса).

8 этап: Включение в систему знаний и повторение.

Итак, мы сегодня на уроке говорили о зимующих птицах , но есть и перелётные птицы, которые покидают родные края с наступлением холодов, для того чтобы перезимовать в тёплых чстранах.

- Какую пользу приносят нам птицы? (Уничтожают насекомые, тем самым сохраняют леса; дарят радость своим пением.)

      Значит, птицы – наши друзья. Птиц надо беречь и охранять, подкармливать их, особенно зимой, не разорять их гнёзда. Птицы не только приносят пользу, но и своим щебетом, своим видом доставляют нам радость и наслаждение. Без птиц таких ярких, подвижных, звонкоголосых – наши леса, парки, луга становятся безрадостными и мёртвыми.

    Далее послушайте стихотворение А. Яшина « Покормите птиц». ( Читает ученик.)

Александр Яшин

                                                                       Покормите птиц

                               Покормите птиц зимой.

                       Пусть со всех концов.

              К вам слетятся, как домой,

          Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна

                     Горсть одна –

                         И не страшна

                                  Будет им зима.

                                                    Сколько гибнет их – не счесть,

                                            Видеть тяжело.

                                А ведь в вашем сердце есть

                        И для птиц тепло.

                       Разве можно забывать:

                            Улететь могли,

                                 А остались зимовать

                                                Заодно с людьми.

                                         Приучите птиц в мороз

                                   К своему окну,

                         Чтоб без песен не пришлось

                      Нам встречать весну.    ( 1964г.)

- О чём просит нас автор стихотворения? ( Чтобы люди позаботились о птицах зимой, в лютые морозы, построить им кормушки и кормить их, потому что они могут и умереть).

Подведё ИТОГИ всему уроку ( вопросы на экране):

  1. Какие имена существительные относятся к одушевлённым? ( Отвечающие на вопрос КТО?)
  2. А какие к неодушевлённым? ( Отвечающие на вопрос ЧТО?)
  3. Какое основное правило нужно помнить, чтобы определить признак одушевлённости и неодушевлённости?

   Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.

Во множественном числе у одушевлённых существительных совпадают формы В. п. и Р. п., а у неодушевлённых – В. п. и И. п.

9 этап: Рефлексия.

  - Что нового узнали на уроке?

  - Что вам показалось интересным?

  - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

  - Как вы их преодолевали?

  - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

  - Дайте оценку нашей работе: на ваших партах лежат карточки, если урок понравился – карточку с улыбающимся лицом ( смайликом), нет – карточку с грустным лицом.

              Домашнее задание: параграф 90, упражнение 486.

Составить текст про птиц, дать заголовок, нарисовать иллюстрацию к своему придуманному тексту.

            Выставление оценок.

Использованная литература:

  1. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях
    Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
    Издательство: М.: Просвещение
    Год: 2012. ,часть 2, параграф 90.
  2. Наталья БацановаСтихи.Ру (Рубрика «Стихи для детей»).
  3. Александр Яшин. «Покормите птиц» Сборник стихов о зимней поре.  М.,- 1964.
  4. Русский язык. 5 класс. Поурочные планы.1 и 2 полугодие. ( по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др. «Русский язык. 5 класс»). Автор – составитель И. В. Карасёва. – Волгоград: Учитель, 2003.
  5. Уроки русского языка в 5 классе. Поурочные планы. ( по программе М. М. Разумовской). – Составитель Н. О. Крамаренко – Волгоград: Учитель, 2004.

КунгааДолана Николаевна, учитель русского языка и

литературы первой квалификационной категории МБОУ СОШ №2 г. Кызыла.

Разработка урока русского языка для 5 класса по учабнику Т. А. Ладыженской по теме:

« Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс, школа VIII вида, русский язык, тема: "Имена существительные 3 склонения".

Коррекционная школа. 5 класс. Итоговый урок по русскому языку по теме "Имя существительное 3 склонения"...

презентация к уроку русского языка в 5 классе Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Презентация к уроку русского языку в 5 классе по теме " Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"...

конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные"

    Тема: Несклоняемые имена существительные    Тип урока- изучение нового материала.  Цели: Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительным...

Конспект урока в 5 классе по теме "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Это дистанционный урок. В конспекте есть фото слайдов презентации. К сожалению, предпросмотр не отражает материал полностью. Буду рада, если кому-то он пригодится....

План урока по русскому языку.Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Цель: Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...