Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_sushchestvitelnye_odushevlyonnye_i_neodushevlyonnye.rar | 556.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме:
«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» в 5 классе.
Цель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного
Предметные:
- Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков при изучении темы «Имя существительное»
- Изучение языковых норм и их применение в своей речи.
Метапредметные:
- Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).
- Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
- Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, опорные слова).
Воспитательные:
- Воспитание уч-ся на образах русской классической литературы.
- Воспитание чувства уважения к родному языку.
Ход урока.
- Организационный момент
- Актуализация знаний.
На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься.
На слайде представлены слова. Найдите основание для их классификации и сгруппируйте их.
Дерево, машина, девочка, собака, Валя, игра, гриб, улица, мама, сосед.
Вывод: Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые. Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.
- Определение темы урока. Целеполагание
Учитель. Кто сформулирует тему нашего урока?
Итак, тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
Какова цель сегодняшнего урока? Сегодня мы должны научиться различать одушевлённые существительные и неодушевлённые.
4.Работа по теме урока
Мы уже знаем, что существительные делятся на два больших разряда: одушевлённые и неодушевлённые.
Почему одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Потому что они обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь это тоже живая природа?!
Ответ следует искать в глубокой древности.
Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевлённым. Да и мы иногда задумываемся: микроб, бацилла – кто? или что?
Учитель. Ответ на этот вопрос вы сможете дать сами в конце урока.
5. Исследование. «Открытие» безошибочного способа определения категории одушевлённости.
Учитель. Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами.
Просклоняем несколько существительных (2 ученика у доски).
И.п. друзья кони деревья столы
Р.п. друзей коней деревьев столов
Д.п. друзьям коням деревьям столам
В.п. друзей коней деревья столы
Т.п. друзьями конями деревьями столами
П.п. о друзьях конях деревьях столах
Какую разницу вы заметили при склонении?
В каком падеже окончания не совпадают?
Ещё в каком падеже эти существительные имеют такие же окончания?
Вывод: Во мн. числе у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных В.падеж совпадает с И. падежом.
6. Давайте проверим, насколько мы правы. Работа с учебником стр. 255
7. Тренировочные упражнения
Задание 1. Одушевлёнными или неодушевлёнными являются следующие имена существительные?
Вижу орла – вижу Орёл,
Позвать дворника – включить дворники.
Вывод: разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных зависит от их лексического значения.
Задание 2. Третье лишнее
1. ДЕТИ, СТОЛ, САНКИ
2. ДРОВА, СУГРОБ, СНЕГОВИК
3. БАРСУК, ДЯТЕЛ, СНЕЖИНКИ
4. ЗИМА, КУКЛА, ЛИСА
Задание 3. Мы уже работали с лингвистической сказкой Л. Петрушевской.
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку.
Сегодня меня интересует слово бутявка.
Какой частью речи оно является?
Это одушевлённое существительное или неодушевлённое?
Вывод. Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных?
Тренировочное упражнение № 718 ( по группам)
8. Физкультминутка.
9. Анализ стихотворения С. Есенина. Олицетворение
С ДОБРЫМ УТРОМ!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
10. Творческое задание. В группах придумайте историю про один из предметов, представленных на слайде
11. Рефлексия. А теперь прошу быть особенно внимательным. Представьте себе, что русский язык – это толстая-толстая книга. Вы учитесь в 5 классе, поэтому учебник открыт ещё только в самом начале. Сегодня на уроке мы успели прочитать ещё одну страничку этой книги. Какая она, эта страничка? Какое желание возникло у вас после её прочтения?
Сложная или несложная?
Понятна ли?
Захотелось ли читать эту книгу дальше?
12. Высказывания учащихся.
13. Домашнее задание: &92, № 719(2-4) или 720*
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...