Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данный материал предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Существительные, одушевлённые, неодушевлённые, | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка для 5 класса учителя Голиш Т.А.
Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
Цели и задачи урока:
1. Образовательный аспект:
- повторить первичные знания об одушевлённых и неодушевлённых существительных, полученных детьми в начальных классах;
- познакомить учащихся с правилом различения одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;
- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
2. Развивающий аспект:
- развивать познавательный интерес;
- устную и письменную речь;
- операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.
3. Воспитательный аспект:
- содействовать положительной мотивации учебной деятельности;
- содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы;
- прививать учащимся чувство любви и интереса к русскому языку;
- развивать культуру речи;
- формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник «Русский язык» (авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.).
Тип урока: комбинированный.
Элементы технологий, используемые на уроке: компьютерные технологии, здоровьесберегающая технология.
Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, построение рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
предметных результатов:
- распознавать одушевлённые и неодушевлённые существительные;
- находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать их от других частей речи.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, самостоятельная работа учащихся.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Этапы урока | Деятельность учителя | Действия учащихся |
Организационный момент. | Проверка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. | Оформление тетрадей: запись даты, темы урока. |
Этап мотивации. | Ребята! Сегодня мы познакомимся с интересным словом оцепенеть. В нём есть общеславянский корень цеп- и обозначал он слово палка. - А какое значение имеет слово оцепенеть сегодня? - Подберите к нему однокоренные слова. А (имя ученика) пойдёт к доске и поможет нам грамотно написать их, указывая при этом часть речи. | Становиться неподвижным, как бы застывшим, как палка, под воздействием какого-нибудь сильного чувства. Оцепенелый (прил.), оцепенение (сущ.), цепенеть (глаг.), оцепеневший (прич.). |
Повторение. Опрос учащихся | - Вспомним, что такое имя существительное. - Докажите, что слова «небом» (I в.) и «над далями» (II в.), взятые из домашнего упражнения, являются именами существительными. - Поменяйтесь тетрадями, оцените работу товарища, отметку поставьте карандашом. | Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам. В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами. Самостоятельная работа учащихся. I в. (Чем?) небом – существительное, т.к. 1) обозначает предмет (что? – небо); 2) имеет морфологические признаки: ж.р., II скл., в ед.ч., тв.п.; 3) в предложении является дополнением. II в. (Над чем?) над далями – существительное, т.к. 1) обозначает предмет (что? – даль); 2) имеет морфологические признаки: ж.р., III скл., во мн.ч., тв. п.; 3) в предложении является обстоятельством места. Взаимопроверка с опорой на слайд. |
В это время два ученика работают у доски по карточкам «Буквы ё-о после шипящих в корне слова» (орф. 14) и «Буквы и-ы после ц» (орф. 15). Поч…тный караул, ж…лтая акац…я, оц…пенел от страха, ж…сткая дисц…плина, ч…ткая инструкц…я, растить крыж…вник, ц…ферблат часов, здание ц…рка, платье из ш…лка, сестриц…н платок, сдать отч…т, на углу улиц…, красивая репродукц…я, ш...пот листьев, пушистый ц…плёнок, красивый капюш…н.
- Вы не выписали слово оцепенел? А разве в нём нет орф. 15? | Задание для первого ученика. - Выписать слова с орф. 14, вставить пропущенные буквы. Почётный, жёлтая, жёсткая, чёткая, крыжовник, из шёлка, отчёт, шёпот, капюшон. Задание для второго ученика. - Выписать слова с орф.15, вставить пропущенные буквы. Акация, дисциплина, инструкция, циферблат, цирка, сестрицын, улицы, репродукция, цыплёнок. Нет, в этом слове – непроверяемая безударная гласная в корне слова. | |
Целевая установка | Сегодня мы продолжим знакомиться с грамматическими признаками существительного. - Какова цель нашего сегодняшнего урока? | Вспомнить, какие существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными; научиться различать одушевлённые и неодушевлённые существительные. |
Изучение нового материала | Ребята! На слайдах представлены рисунки из ваших из ваших любимых мультфильмов. Рассмотрите их. Перечислите живые существа и вещи, изображённые на рисунках. Какие из названных вами существительных отвечают на вопрос кто?, какие – на вопрос что? - Какие существительные называются одушевлёнными, а какие – неодушевлёнными? - Почему же все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что?, ведь это живая природа? | Ответы учащихся. Заяц (кто?), дерево (что?), снег (что?), оленёнок (кто?) и т.д. Существительные, обозначающие название людей и различных живых существ и отвечающие на вопрос кто?, называются одушевлёнными. Существительные, обозначающие названия явлений и предметов неживой природы и отвечающие на вопрос что?, называются неодушевлёнными. Подготовленный ученик. Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевлённым. Да и мы иногда задумываемся: микроб, бактерия – кто? или что? Морфология не дремала, когда возникали эти два разряда существительных, она оставила в них свои приметы, во множественном числе сделав одинаковыми родительный и винительный падежи у одушевлённых существительных, именительный и винительный – у неодушевлённых. |
Физкультминутка | Если услышите существительное одушевлённое, поднимаете руки вверх, если неодушевлённое, приседаете. Но я приготовила вам ловушки, слова, которые не относятся к существительным. Если вы их услышите, маршируете на месте. Лодка, девочка, мороз, суровый, ягода, котёнок, машина, воробей, прилетел, мама, любимый, дождь, солнышко, рыбка, плавает, бабочка, учитель, берёза, белая, крокодил, щенок. | |
Проблемная ситуация | - Определите в каждой группе лишнее слово, выпишите его. 1) стол, яблоня, котёнок, линейка, яблоня 2) гнездо, птица, комар, собака, бабочка 3) дом, берёза, машина, мальчик, цветок 4) друг, приятель, сосед, подруга, дружба 5) поход, турист, дорога, костёр, палатка 6) стол, карандаш, стена, окно, кукла 7) собака, слон, сестра, народ, улитка Вы не выписали два слова: кукла и народ. Чтобы ответить на вопрос, почему существительное кукла относится к одушевлённым, а существительное народ к неодушевлённым, прослушайте сказку Л.Успенского. По реке плывёт плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот. Плот спрашивает у Кота: - Ты живой? - Живой. - А чем докажешь? - Двигаюсь. - Я плыву, а ты сидишь. - Захочу – буду шевелиться. - Я – великий плот, живой, а коты – неодушевлённые. Ты вещь, а я существо. Кот подумал и говорит: - Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного. - Помогите Коту, докажите на деле, что он прав. - Так какие существительные называются одушевлёнными, а какие – неодушевлёнными? - Определите, одушевлёнными или неодушевлёнными являются записанные ниже существительные: народ, кукла, бригада, коллектив, муха, микроб, отряд. Образец выполнения: Им.п. Род.п. Вин.п. толпЫ – толп – толпЫ (неодуш.) |
Котёнок, гнездо, мальчик, дружба, турист, кукла, народ. Слушают, отвечают. Ответ с опорой на слайд. Им.п. коты плотЫ Род.п. котОВ плотов Вин.п. котОВ плотЫ одушевлённое неодушевлённое Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?, и у них форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?, и у них форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой именительного падежа множественного числа. Им.п. Род.п. Вин.п. народЫ – народов – народЫ (неодуш.) куклы – кукол [] – кукол [] (одуш.) бригадЫ – бригад – бригадЫ (неодуш.) коллективЫ – коллективов – коллкетивЫ (неодуш.) мухи – мух [] – мух [] (одуш.) микробЫ – микробов – микробЫ (неодуш.) отрядЫ – отрядов – отрядЫ (неодуш.) |
Повторение изобразительно-выразительных средств | Но ведь в сказках часто бывает совершенно не так! Как будто сказки пишут безграмотные люди. И приходится читателю считать одушевлённым совершенно неодушевлённый предмет. Вот классический пример: русская народная сказка «Колобок». Цитирую: Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: - Здравствуй, колобок, какой ты хорошенький! А колобок запел: - Я по коробу скребён, По сусеку метён, На сметане мешон, Да в масле пряжон, Да на окошке стужон; Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от зайца ушёл, Я от волка ушёл, От медведя ушёл, От тебя, лиса, и подавно уйду! Финал истории всем известен. Уж очень живой был колобок! - Действительно, сказки пишут безграмотные люди? - Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений С.Есенина. Запишите сочетания слов, которые иллюстрируют приём олицетворения. (Сл. 16-20) 1) Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. 2) А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. 3) Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать седой зимы осталось. 4) Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы. 5) У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» | Слушают, отвечают. В художественной литературе и в фольклоре широко используется приём олицетворения – изображения неживых существ как живых. 1) Зима поёт, аукает, баюкает. 2) Вьюга стучит, злится. 3) Дорога дремлет, ей примечталось. 4) Берёзки улыбнулись, растрепали косы; росы горят. 5) Крапива, обрядилась, шепчет. |
Контроль | Укажите неверное утверждение: 1. Слова, отвечающие на вопросы кто? или что?, обозначают признаки предметов. 2. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что?, называются именами существительными. 3. Слова, отвечающие на вопрос кто?, являются одушевлёнными существительными. 4. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? 5. Слова, называющие людей, – одушевлённые существительные. 6. Слова, называющие животных, – неодушевлённые существительные. 7. Слова, называющие растения, – одушевлённые существительные. | 1. Нет. 2. Да. 3. Да. 4. Нет. 5. Да. 6. Нет. 7. Нет. |
Итог урока | Итак, какова была цель нашего урока, достигли ли мы её? | Мы вспомнили, какие существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными; научились различать одушевлённые и неодушевлённые существительные. |
Рефлексия | Задание на самооценку. Допишите предложение. Своей работой на уроке я………………… (доволен, очень доволен, не очень доволен), потому что………. | |
Домашнее задание. | § 91, выучить правило. Упражнение 479. | |
Отметки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Данный урок русского языка проводится во второй половине 5 класса. Целью урока является закрепление знаний, полученных ранее об именах существительных одушевлённых и неодушевлённых. Главный вопрос уро...
презентация к уроку русского языка в 5 классе Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
Презентация к уроку русского языку в 5 классе по теме " Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"...
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Существительные одушевлённые и неодушевлённые", урок построен в соответствии с требованиями здоровьесбережения (смена деятельности), с требования...
ТКУ «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
Урок русского языка в 5 классе...
Конспект урока в 5 классе по теме "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Это дистанционный урок. В конспекте есть фото слайдов презентации. К сожалению, предпросмотр не отражает материал полностью. Буду рада, если кому-то он пригодится....
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Русский язык, 5 классУрок –путешествие...
Разработка урока по русскому языку «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». 5 класс
«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)...