Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по литературе 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Федотова Ирина Юрьевна

Программа предназначена для подготовки выпускников к итоговому сочинению и сочинению на ЕГЭ и рассчитана на 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igz._lit.11.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

« Строчковская средняя  школа».

                                                                                         

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

______________ Рыжова С.В.

Утверждаю:

Директор МБОУ « Строчковская СШ»

_________________ Петрова Л.Г.

Приказ № ----------- от-------------

Программа

индивидуально – групповых занятий

по литературе

«Обучение сочинениям разных жанров»

11 класс

34 часа

(1 час в неделю)

                                 Составитель программы: Федотова И.Ю.

                                  учитель 1 квалификационной категории.

                                     2015 – 2016

  1. Пояснительная записка

          Рабочая программа элективного курса для 11 класса разработана, исходя из необходимости подготовки учащихся к  итоговому сочинению по литературе и сочинению – рассуждению по исходному тексту  на ЕГЭ по русскому языку. Она ориентирована на учащихся – выпускников 11 класса, сдающих обязательные экзамены,  а также тех, кто выбрал предмет «Литература» в качестве экзамена по выбору.

 Программа   рассчитана  на  34 часа ( 1 час в неделю)

Цель элективного курса:

- помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;  совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

2. Содержание программы.

1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.

2.  Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.

3.  Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

4.Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.

5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.

6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.

7.  Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.

8.   Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.

9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.

10.  Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.

11.   Сочинение-анализ стихотворения. Интертекстуальный анализ.

12.  Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.

3. Требования к уровню  подготовки учащихся по элективному курсу.

Учащиеся должны:

-  понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

-   уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.

4. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Способы деятельности учащихся

1

Сочинение как текст. Основные признаки текста

1

Составление тезисного плана лекции учителя, заполнение опорной таблицы

2

Теоретико-литературные понятия

1

Составление опорных конспектов по использованию литературоведческих терминов, анализ тем сочинений, в которых они встречаются, составление развернутых тезисных планов сочинений

3

Классификация сочинений по проблематике, тематике.

1

Составление тезисного плана лекции учителя, заполнение опорной таблицы

4

Своеобразие жанров сочинений

1

Запись лекций учителя

5

Структура сочинения

1

Создание плана сочинения любого жанра под руководством учителя, подбор фактического материала

6

Анализ  тематических блоков  экзаменационных сочинений 2015 – 2016 г.

4

Время. Дом. Любовь. Путь. Анализ тем, подбор примеров худ. произведений.

7

Сочинение-характеристика литературного героя.

2

Запись плана характеристики литературного героя, таблица по сравнению двух образов одного писателя или разных писателей

8

Роль художественной детали в литературном произведении.

1

Практикум, разработка сочинения, составление плана, выдвижение тезиса, аргументов, подбор фактического материала

9

Роль пейзажа в художественном произведении.

2

Определение круга произведений 19 века со значимыми для понимания смысла произведения эпизодами, устный и письменный анализ эпизодов по плану

10

Роль портретной характеристики  в художественном произведении.

2

Практическое занятие по восприятию, истолкованию и оценке  роли портретной характеристики в худ. произв.

11

Речевая характеристика – одно из важнейших средств раскрытия характера героя.

2

Составление тезисных планов сочинений, определение круга произведений, соответствующих теме

12

Сочинение – анализ лирического текста.

2

Практическое занятие по восприятию, истолкованию и оценке поэтических текстов, поиск художественных средств, определение их роли

13

Анализ эпизода в художественном произведении.

3

Устные выступления учащихся

14

Сочинение – рецензия.

1

Особенности жанра.  Работа с образцами.

15

Сочинение – ответ на проблемный вопрос.

1

Анализ вариантов проблемных вопросов.

16

Эссе.

1

Особенности жанра. Работа с образцами.

17

Сочинение нетрадиционных жанров.

( дневник, дружеское письмо, сочинение в стихотворной форме)

1

Сочинения по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».Работа с образцами.

18

Отбор и систематизация материала к сочинению.

1

Построение сочинений разных типов, отбор фактического материала, структурирование его в зависимости от жанра.

19

Развернутый план работы над сочинением – рассуждением.

1

20

Вступление и заключение сочинения.

1

Написание  различных  образцов вступлений и заключений в зависимости от жанра сочинения.

21

Критерии оценки сочинения.

1

22

Разнообразие речевых ошибок.

1

 Работа с тезисным планом. Заполнение таблицы.

23

Грамматические ошибки.

1

Работа с тезисным планом. Заполнение таблицы

24

Итоговый урок.

1

Всего часов:

34

5. Литература для учителя

  1. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. – М.: Просвещение, 1986
  2. Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному/ под ред. О.Ю.Богдановой – М.: Просвещение, 1997
  3. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997
  4. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: пособие для учителя. М: АРКТИ, 2000
  5. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11кл. – М.:ДРОФА, 2002
  6. Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. – СПб.: САГА, 2003

Литература для учащихся

  1. Лимонад Т.В. С сочинение на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. – М.: Школьная Пресса, 2001
  2. Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных групповых занятий в 6 классе "Решение логических задач"

Программа разработана для индивидуальных занятиях по математике в 6 классе. рассчитана на 34 часа ....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов на 2012-2013 учебный год. Универсальный модуль. Социально-правовой модуль.

Предлагается рабочая программа и КТП индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов(универсальный и социально-правовой модули). Программа ориентирована на УМК Ю.М. Кол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 6 классе «Тексты малой формы»

1.    Рабочая программа составлена на основе пособия             Никитиной Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русс...

рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...

рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий в 5 классе "За страницами учебника математики"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС для проведения факультативных и индивидуально-групповых занятий с учениками 5 класса.проявляющими повышенный интерес к математическим задачам...