Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по литературе 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Программа предназначена для подготовки выпускников к итоговому сочинению и сочинению на ЕГЭ и рассчитана на 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igz._lit.11.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Строчковская средняя школа».
Согласовано: Заместитель директора по УВР ______________ Рыжова С.В. | Утверждаю: Директор МБОУ « Строчковская СШ» _________________ Петрова Л.Г. Приказ № ----------- от------------- |
Программа
индивидуально – групповых занятий
по литературе
«Обучение сочинениям разных жанров»
11 класс
34 часа
(1 час в неделю)
Составитель программы: Федотова И.Ю.
учитель 1 квалификационной категории.
2015 – 2016
- Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса для 11 класса разработана, исходя из необходимости подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе и сочинению – рассуждению по исходному тексту на ЕГЭ по русскому языку. Она ориентирована на учащихся – выпускников 11 класса, сдающих обязательные экзамены, а также тех, кто выбрал предмет «Литература» в качестве экзамена по выбору.
Программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю)
Цель элективного курса:
- помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
2. Содержание программы.
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
4.Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.
5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
7. Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.
9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.
10. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.
11. Сочинение-анализ стихотворения. Интертекстуальный анализ.
12. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.
3. Требования к уровню подготовки учащихся по элективному курсу.
Учащиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Способы деятельности учащихся |
1 | Сочинение как текст. Основные признаки текста | 1 | Составление тезисного плана лекции учителя, заполнение опорной таблицы |
2 | Теоретико-литературные понятия | 1 | Составление опорных конспектов по использованию литературоведческих терминов, анализ тем сочинений, в которых они встречаются, составление развернутых тезисных планов сочинений |
3 | Классификация сочинений по проблематике, тематике. | 1 | Составление тезисного плана лекции учителя, заполнение опорной таблицы |
4 | Своеобразие жанров сочинений | 1 | Запись лекций учителя |
5 | Структура сочинения | 1 | Создание плана сочинения любого жанра под руководством учителя, подбор фактического материала |
6 | Анализ тематических блоков экзаменационных сочинений 2015 – 2016 г. | 4 | Время. Дом. Любовь. Путь. Анализ тем, подбор примеров худ. произведений. |
7 | Сочинение-характеристика литературного героя. | 2 | Запись плана характеристики литературного героя, таблица по сравнению двух образов одного писателя или разных писателей |
8 | Роль художественной детали в литературном произведении. | 1 | Практикум, разработка сочинения, составление плана, выдвижение тезиса, аргументов, подбор фактического материала |
9 | Роль пейзажа в художественном произведении. | 2 | Определение круга произведений 19 века со значимыми для понимания смысла произведения эпизодами, устный и письменный анализ эпизодов по плану |
10 | Роль портретной характеристики в художественном произведении. | 2 | Практическое занятие по восприятию, истолкованию и оценке роли портретной характеристики в худ. произв. |
11 | Речевая характеристика – одно из важнейших средств раскрытия характера героя. | 2 | Составление тезисных планов сочинений, определение круга произведений, соответствующих теме |
12 | Сочинение – анализ лирического текста. | 2 | Практическое занятие по восприятию, истолкованию и оценке поэтических текстов, поиск художественных средств, определение их роли |
13 | Анализ эпизода в художественном произведении. | 3 | Устные выступления учащихся |
14 | Сочинение – рецензия. | 1 | Особенности жанра. Работа с образцами. |
15 | Сочинение – ответ на проблемный вопрос. | 1 | Анализ вариантов проблемных вопросов. |
16 | Эссе. | 1 | Особенности жанра. Работа с образцами. |
17 | Сочинение нетрадиционных жанров. ( дневник, дружеское письмо, сочинение в стихотворной форме) | 1 | Сочинения по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».Работа с образцами. |
18 | Отбор и систематизация материала к сочинению. | 1 | Построение сочинений разных типов, отбор фактического материала, структурирование его в зависимости от жанра. |
19 | Развернутый план работы над сочинением – рассуждением. | 1 | |
20 | Вступление и заключение сочинения. | 1 | Написание различных образцов вступлений и заключений в зависимости от жанра сочинения. |
21 | Критерии оценки сочинения. | 1 | |
22 | Разнообразие речевых ошибок. | 1 | Работа с тезисным планом. Заполнение таблицы. |
23 | Грамматические ошибки. | 1 | Работа с тезисным планом. Заполнение таблицы |
24 | Итоговый урок. | 1 | |
Всего часов: | 34 |
5. Литература для учителя
- Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. – М.: Просвещение, 1986
- Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному/ под ред. О.Ю.Богдановой – М.: Просвещение, 1997
- Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997
- Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: пособие для учителя. М: АРКТИ, 2000
- Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11кл. – М.:ДРОФА, 2002
- Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. – СПб.: САГА, 2003
Литература для учащихся
- Лимонад Т.В. С сочинение на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. – М.: Школьная Пресса, 2001
- Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа индивидуальных групповых занятий в 6 классе "Решение логических задач"
Программа разработана для индивидуальных занятиях по математике в 6 классе. рассчитана на 34 часа ....
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов на 2012-2013 учебный год. Универсальный модуль. Социально-правовой модуль.
Предлагается рабочая программа и КТП индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов(универсальный и социально-правовой модули). Программа ориентирована на УМК Ю.М. Кол...
рабочая программа индивидуальных групповых занятий 5-7 классы
рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 6 классе «Тексты малой формы»
1. Рабочая программа составлена на основе пособия Никитиной Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русс...
рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ
данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...
рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ
данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий в 5 классе "За страницами учебника математики"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС для проведения факультативных и индивидуально-групповых занятий с учениками 5 класса.проявляющими повышенный интерес к математическим задачам...