Открытый урок русского языка "Великое русское слово"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок посвящен богатству русского языка, красоте и силе русского слова. Ученики вспоминают, что такое синонимы и антонимы, олицетворения, эпитеты, метафора и на практике тренируются находить в тексте эти художественные средства изобразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikoe_russkoe_slovo.rar | 164.78 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_velikoe_russkoe_slovo.pptx | 161.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку, проводимого в рамках
«Дней русского языка»
в 5 классе «В»
Тема: Великое русское слово.
Цели: привлечь внимание к русскому языку, к силе и красоте русского слова; закрепить понятия «синонимы», «антонимы». Углубить представление об олицетворениях, эпитетах и метафорах как средствах художественной изобразительности.
Оборудование: высказывания великих о русском языке и русском слове, конспект урока, презентация.
Ход урока.
- Организационный момент. Оформление записей в тетради.
Постановка цели перед классом.(слайд 1-2)
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет посвящен богатству русского языка, красоте и силе русского слова. Мы вспомним, что такое синонимы и антонимы, олицетворения, эпитеты. Вы узнаете, что такое метафора и на практике попробуете находить в тексте эти художественные средства изобразительности.
Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа, тема урока – Великое русское слово.
- Работа по теме урока.
Начать наш урок я хотела бы со слов Анны Андреевны Ахматовой:
(слайд 3)
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное Слово.
- Запишите эти строки.
-Как вы думаете, что хотел сказать автор?
-Каким в этих строчках названо Слово? /Царственным/
-А как по-другому можно сказать?
/Великим, вечным, крепким, значимым, непобедимым /
Царственное - великое, вечное, крепкое, значимое, непобедимое
-Как называются эти слова по отношению к слову «царственный»? /синонимы /
-Что такое синонимы? /Слова одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по смыслу/
-Запишите эти слова справа в табличке (слайд 4)
-А как называются слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению?
/Антонимы/
-Можно ли подобрать антонимы к слову «царственный» в данном контексте?
Царственный – бедный, незначительный, слабый.
-Запишите эти слова слева в табличке (слайд 4)
-А теперь проверьте, что получилось(слайд 5).
-Скажите, а почему автор использовал из набора синонимов именно «царственное»? /наиболее полно отражает то, что хотел сказать автор/
-А как вы думаете, что труднее подбирать к данному слову, синонимы или антонимы?
Потренируемся!
-Подберите синонимы и антонимы к слову «Прочный»(слайд 6)
Что у вас получилось?(слайд 7)
-А как вы думаете, какую роль в русском языке играют синонимы и антонимы? Зачем нужно учиться подбирать их? /расширять словарный запас, избегать повторов, красиво говорить, уметь воспринимать художественную речь./
-Погрузиться в красоту изображаемого нам помогают и различные художественные средства изобразительности и выразительности. С некоторыми понятиями вы уже знакомились на уроках литературы. Давайте вспомним:
- эпитет
-олицетворение
-Запишите следующее высказывание о русском языке. Как вы его понимаете? (слайд 8)
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н.В.Гоголь)
-Найдите в нем эти средства.
Эпитеты: замашисто, бойко, метко сказанное слово.
Олицетворения: слово вырывалось из-под сердца, кипело, животрепетало.
Молодцы!
-А для чего нужны эпитеты и олицетворения? /помогают представить наглядно, образно то, о чем говорится в тексте/
-В русском языке есть еще одно художественное средство, которое помогает образно, наглядно выразить автору мысль, а читателю – ярко представить предмет речи или отчетливо понять какую-то мысль. (слайд 9-10)
Метафора – художественное средство, заключающееся в переносе значения с одного слова на другое по сходству признаков; в основе лежит сравнение. Например,
Среди полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада.
(М.Ю.Лермонтов)
Метафора повышает точность поэтической речи, ее эмоциональную выразительность.
Запишите в р/тетрадь текст и найдите в нем метафоры:
(слайд 11)
Слава тем, кто берет в оборот
Силу слов на строительство счастья,
Им опора – наш русский народ,
Золотых дел мастер…
(Н.Леонтьев)
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Оценивание работы учащихся.
- Домашнее задание(слайд 12)
Выписать в рабочую тетрадь любой поэтический отрывок
(4-6 строк) и найти в нем эпитеты, олицетворения, метафоры. Подобрать к двум прилагательным из отрывка синонимы и антонимы.
Слайд 13.
ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ НАКАП-ЛИВАЮТСЯ И ВЕЧНО ЖИВУТ В СЛОВЕ НЕСМЕТНЫЕ СОКРОВИЩА ЧЕЛОВЕ-ЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ОПЫТА.
М.А.Шолохов
Спасибо слову, в котором, как в мире, - мир настоящего, мир будущего, мир отошедшего, бесконечная великая Вселенная в туманностях и звездах и непостижимая Вселенная души человеческой.
(отрывок из поэмы С.Поделкова «Власть сердца»)
Русский язык богат, образен и точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке.
К. Паустовский
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова, которое разъединяет людей.
Л.Н.Толстой
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Великое русское слово.
Ржавеет золото, и истлевает сталь , Крошится мрамор – к смерти все готово . Всего прочнее на земле печаль И долговечней – царственное Слово . А.А.Ахматова
ЦАРСТВЕННОЕ ? ?
ЦАРСТВЕННОЕ антонимы Бедное незначительное с лабое маленькое синонимы Великое величественное державное вечное крепкое значимое непобедимое большое
ПРОЧНЫЙ ? ?
ПРОЧНЫЙ Антонимы Слабый Тонкий Ненадежный Абы как (сделанный)-разг. Недобротный Синонимы Крепкий Сильный Вечный Нетленный Надежный На века Основательный Фундаментальный Капитальный Солидный Добротный На совесть (сделанный)
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. ( Н.В.Гоголь)
художественное средство, заключающееся в переносе значения с одного слова на другое по сходству признаков; в основе лежит сравнение. Метафора повышает точность поэтической речи, ее эмоциональную выразительность. Метафора -
Среди полей необозримых В небе ходят без следа Облаков неуловимых Волокнистые стада . (М.Ю.Лермонтов)
Слава тем, кто берет в оборот Силу слов на строительство счастья , Им опора – наш русский народ, Золотых дел мастер… (Н.Леонтьев)
Домашнее задание: Выписать в рабочую тетрадь любой поэтический отрывок (4-6 строк) и найти в нем эпитеты, олицетворения, метафоры. Подобрать к двум прилагательным из отрывка синонимы и антонимы.
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие кружка по русскому языку "Кладовая" слов русского языка"
Данное занятие проводилось на районном семинаре и было посвящено рассмотрению вопроса, поиогают ли пословицы формировать нравственные ценности человека....
Открытый урок по предмету "Русский язык". 7 класс.
Тема урока: "Имя прилагательное как часть речи". На основе краеведческого материала - Летний сад-самый известный сад Санкт- Петербурга. Можно использовать для обучения детей-инофонов. Презентация "Лет...
Открытый урок по теме: "Русские земли под властью Золотой Орды"
Урок для учащихся 6 класса, изучающих курс истории России с древнейших времен до конца 16 века по учебнику Е.В. Пчелова...
Открытый урок Золотой «век» русской культуры (первая половина 19в.). М.И.Глинка – отец русской музыкальной классики.
Цель урока: Закрепить знания об опере, доказать на примере оперы «Руслан и Людмила», что Глинка является родоначальником русской классики, познакомить учащихся с творчеством М.И.Глинки. ...
Разработка открытого урока "Морфема наименьшая часть слова. Образования слов".
русский язык - 5е класс. январь 25, 2019 год....
2 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык» .Тема: "Различение слов с согласными з-с»
Тема: « Различение слов с согласными з-с»Цель:Формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными с-з.Задачи:Образовательные:дать понятие о дифференциации звуков и ...
Открытый урок-практикум по русскому языку "Лингвистический анализ очерка Юрия Бондарева "Оружие" (подготовка к ЕГЭ часть С) материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Данный материал предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ...