Открытый урок Золотой «век» русской культуры (первая половина 19в.). М.И.Глинка – отец русской музыкальной классики.
план-конспект урока по музыке на тему

Милютина Светлана Анатольевна

Цель урока: Закрепить знания об опере, доказать на примере оперы «Руслан и Людмила», что Глинка является родоначальником русской классики, познакомить учащихся с творчеством М.И.Глинки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  ТЕМА: Золотой «век» русской культуры (первая половина 19в.). М.И.Глинка – отец русской музыкальной классики.

  ЦЕЛЬ УРОКА: закрепить знания об опере, доказать на примере оперы «Руслан и Людмила», что Глинка является родоначальником русской классики, познакомить учащихся с творчеством М.И.Глинки.  

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: М.И.Глинка романс «Я помню чудное мгновенье», фрагменты из оперы «Руслан и Людмила», «Херувимская песнь».               

                                   Ход урока.

1. Орг. Момент.

        Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки. 

2. Введение в тему урока.

На сегодняшнем уроке мы обратимся к музыке М.И.Глинки. Кто мне скажет, на чьи стихи был написан этот романс?

        Вопрос: Что такое «романс»?  

(Произведение для голоса с сопровождением, в котором огромное значение имеет текст и сопровождение, называется романсом). 

Вот уже почти двести лет  стихотворение хорошо известного вам поэта неразрывно связано с музыкой Глинки. К этим стихам неоднократно обращались русские музыканты. Но все их сочинения канули в Лету. Лишь творение Глинки обрело вечность жизни.

Сегодня на нашем уроке пойдёт речь о музыкальном жанре, в который Глинка внёс огромный вклад и стал первооткрывателем этого жанра. Этот жанр называется – опера.

3. Изучение нового материала.

 3.1. Поговорим о значении творчества М.И.Глинки.

Глинка положил начало русской классической музыке. Современник Глинки, известный музыкальный критик В.Ф.Одоевский назвал композитора «Колумбом русской музыки».

Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть крупные жанры – оратория, опера, балет. В этом ряду больше всего связана с литературой опера: во-первых, она обязательно предполагает литературный первоисточник, во-вторых, большинство оперных фрагментов предназначается для пения хором, различными вокальными ансамблями или солистами.

        Огромное количество великих произведений прозы и поэзии зазвучало в музыке, это – «Пиковая дама» А.С.Пушкина и П.И.Чайковского, «Снегурочка» А.Островского и Римского-Корсакова и т.д.

        Но для того чтобы, опера состоялась написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Чтобы музыкальная характеристика получилась полноценной, требуется время – время звучания арии, хора или просто оркестрового эпизода. Поэтому, преступая к переработке литературного произведения, композитор выделяет то главное, что ляжет в основу оперного действия.

Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила» тоже открывается вступлением (увертюрой). Это исключительно оркестровый эпизод, в котором не участвует ни хор, ни солист. Таким образом, введение в атмосферу оперы целиком возлагается на музыку.

Идея произведения – торжество светлых сил жизни – раскрывается уже в увертюре оперы, в которой использована ликующая музыка финала оперы. Музыка эта проникнута ожиданием праздника, пира, ощущением преддверия торжества. Материал этой блестящей увертюры пришел композитору в голову, когда однажды ночью он ехал в карете из села Новоспасское в Петербург.

        Вопрос: Скажите мне, а что такое «увертюра»?

 (Увертюра – не только широко развернутая вступительная музыка к опере, балету, кинофильму, но и иногда и музыка вполне самостоятельная).

        3.2. Слушание увертюры из оперы «Руслан и Людмила» Глинки.

        Прежде чем продолжить наш разговор об опере, давайте вспомним из, каких частей состоит опера и в какой последовательности они должны звучать.

Вступление – экспозиция – разработка – реприза – кода.

Вопрос: Поясните мне эти термины и их значение. О вступлении мы уже говорили и даже послушали, вступление – это увертюра.

        Экспозиция – это первая и вторая темы, входящие в увертюру.

        Разработкой называется, музыка, звучащая вслед за экспозицией.

        Репризой называется, повторное звучание двух основных тем.

        Кодой или финалом называется, заключительная часть увертюры.

        В музыке мы знакомимся, с основными главными, героями оперы – Русланом и Людмилой, в конце увертюры появляется Черномор. Нас ждут увлекательные приключения и счастливый финал.

        Вопрос: Давайте вспомним главных героев оперы? Какими нам представил их А.С.Пушкин?

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА

Опера в пяти актах (восьми картинах)

Действующие лица:

Светозар, великий князь Киевский

Людмила, дочь его

Руслан, киевский витязь, жених Людмилы

Ратмир, князь хазарский

Фарлаф, витязь варяжский

Горислава, пленница Ратмира

Финн, добрый волшебник

Наина, злая волшебница

Баян, певец

Черномор, злой волшебник, карла.

        Далее обратить внимание на то, как и какими, средствами музыка,  передаёт нам сюжет оперы.

3.3. Слушание: Перед слушанием зачитать небольшое содержание фрагментов.

«Каватина Людмилы» (фрагмент).

Каватина Людмилы – отражает различные настроения девушки, шаловливо-грандиозной, но способной и на большое искреннее чувство. Написать музыку, проникнутую искренней весёлостью, и при этом отнюдь не простоватую, могли очень многие композиторы, сохранившие и в зрелом возрасте детскую чистосердечность. Но у Глинки это всегда получалось немного лучше.

«Ария Руслана» (фрагмент).

        Всё дальше уходит Руслан в поисках Людмилы. Вот он оказывается на поле давней битвы. Всё окутано туманом. Всё поле усыпано костями. Первый раздел арии – размышления героя о быстротечности жизни, на которое наводит его, вид мёртвого поля, усеянного костями некогда сражавшихся здесь воинов.

«Слава великим богам» (финал).

        Музыка увертюры в опере звучит дважды – в начале и в финале оперы, когда начинается свадебный пир Руслана и Людмилы. Только в финале присоединяется хор.

3.4. Небольшое обсуждение фрагментов.

        «Летит на всех парусах», - с гордостью говорил об опере сам Глинка.

Вопросы: Ребята скажите, а что такое опера?

Опера (итал.opera – сочинение) – музыкально-драматическое произведение, в котором объединены разные виды искусств (музыка, сценическое действие, литература, живопись).

Назовите известные вам виды опер.

Опера серьёзная опера - сериа, опера комическая опера - буффа.

По каким признакам различают эти виды опер?

По литературному замыслу, сюжету, содержанию литературного первоисточника.

В каком году впервые появилась опера в России, и кто был её автором?

Оперы появились в России в 70х годах 18 века. С именем замечательного русского композитора М.И.Глинки связано становление русское классической музыки, первой вехой которой стала историко-географическая опера «Иван Сусанин».

4. Вывод.

Помните, в начале нашего разговора я сказала, что Глинка внес огромный вклад в музыкальные жанры? Это касается именно оперы, ведь Глинка первый дал начало русской классики. Его так и называют «Отцом русской классики».  Для подтверждения, хочу прочитать вам слова Дмитрия Шостаковича о Глинке.

«Чем дальше в глубь веков отходит от нас Глинка, тем отчётливее вырисовывается в исторической перспективе величественный облик отца и родоначальника русской музыкальной классики, чей светлый гений озарил весь путь развития нашего искусства».        

Цитируя слова Одоевского: «Заря русской музыки занялась. С операми Глинки появилась новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период, период русской музыки. Такой подвиг есть дело не только таланта, но и гения».

5. Духовная музыка.

        Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать «темой», так велико и так всеобъемлюще её значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине к высшему, нетленному, одухотворяющему всё лучшее в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.

        Если представить историю музыки как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, творчество которого не включало бы духовно-музыкальных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания (Библии). Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Верди. В России – Мусоргский, Чайковский,  Римский-Корсаков, Рахманинов и конечно М.И.Глинка. Сила музыки Глинки заключается в жизненной правде.

4.1. Слушание М.И.Глинка «Херувимская песнь».

6. Итог урока.

        Вопросы: Что нового вы узнали о М.И.Глинки?

Какие его произведения больше произвели на вас впечатления?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 8 классе по теме "Золотой век" российской культуры первой половины XIX века.

Первая половина  XIX века вошла в историю как начало "золотого века" русской художественной культуры.  Стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и взаимосвязь...

Русская культура первой половины XIX века-урок истории в 10 классе

Урок - презентация в 10 классе ,Русская культура первой половины XIX века". В  презентации рассматриваются оснавные культурные течения в изобразительном искусстве первой половины XIX века; Петерб...

Презентация "Русская культура первой половины XIX века"

Презентация к уроку "Художественная культура первой половины XIX века" по истории России в 8 классе....

«Золотой век» русской культуры (первая половина XIX века)

Урок истории по теме:  «Золотой век» русской культуры (первая половина XIX века)" - 8 класс...

Тема «Тамбовский вклад в русскую культуру первой половины XIX века».

Презентация подготовлена в качестве дополнительного иллюстративного материала к уроку по историческому краеведению г. Тамбова по теме «Тамбовский вклад в русскую культуру первой половины XIX века». § ...

Русская культура первой половины 19 в.

Русская культура первой половине 19 века...